Фрагмент для ознакомления
2
В центре внимания данной работы находится образ катастрофы - один из самых распространенных жанров первой половины XIX века в живописи.
В исследовании данный образ будет рассмотрен в рамках исторической живописи. Тема апокалипсиса как грядущей неминуемой катастрофы составляет одну из наиболее константных тем в религии и искусстве. Апокалиптические предчувствия будущих трагедий как аспект темы катастрофы появились в искусстве в начале XIX века.
Целью данной курсовой работы является выявление особенностей изображения образа катастрофы в живописи первой части XIX века.
Произведения искусства, которые анализируются в работе, находятся близко к друг другу по времени создания, однако художники совершенно по-разному трактуют образ апокалипсиса.
В рамках данной темы анализируются два произведения, находящиеся в коллекции Государственного Русского музея:
Прежде чем обратиться к данным произведениям, необходимо рассмотреть особенности развития образа катастрофы до исследуемого периода.
Самым ранним сохранившимся живописным воплощением образа горящего античного города считается фреска Джироламо Дженги «Эней покидает Трою» из Палаццо Петруччи в Сиене (ок. XV века., Сиена, Национальная пинакотека).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бёмиг М. "Последний день Помпеи": Апокалипсис от Брюллова и его литературные отзвуки. – Сборник статей. Под редакцией О. Б. Лебедевой, Н. Е. Меднис – Томск : НИ ТГУ, 2009. – 294-324 сс.
2. Большова Ю.О. Природные катастрофы в живописном визуальном искусстве. – Научная работа. Под редакцией Т.В. Бакиной – Москва : НИУ ВШЭ, 2019. – 174 с.
3. Воротников А., Горшковоз О., Еркина О. История искусств. – Учебное пособие для учащихся художественных школ и училищ. Серия: Библиотека школьника. Литература – Санкт-Петебург, 1997. – 608 с.
4. Костыря М. А. Образы античных городов и «пейзажи катастроф» в западноевропейском искусстве XVI века. – Сборник статей. Под редакцией С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. – 484-491 сс.
5. Лаврова Д.С. Карл Павлович Брюллов. История создания картины «Последний день Помпеи». – Сборник статей. Материалы V международной научной конференции – Санкт-Петербург : СПбГУПТД, 2022. – 7-10 сс.
6. Либанова П. Правда и вымысел в художественном произведении Карла Павловича Брюллова «Последний день Помпеи». – Научно – исследовательская работа. : [электронный журнал]. – Нижневартовск, 2010. – URL: https://25school.ucoz.ru/menu/nou_libanova.pdf (дата обращения: 10.12.2023).
7. Ратников К.В. Полемика вокруг «Медного змия» Ф.А. Бруни (взгляды С.П. Шевырева И В.П. Боткина). – Сборник статей. – Челябинск : ООО "ИзЛиТ", 2011. – 63-74 сс.
8. Ракова М. М. Русская историческая живопись середины девятнадцатого века. – Учебное пособие. – М.: Искусство, 1979. – 244 с.
9. Тищенко В.В. Образный строй картины «Последний день Помпеи» на уроках МХК. – Сборник статей конференции. – Курск: КГУ, 2022. – 420-422 сс.
10. Швец Т. П. Тема катастрофы в эстетике и живописи романтизма. – Сборник статей Известия РГПУ им. А.И.Герцена. : [электронный журнал] – Санкт-Петербург, 2008. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tema-katastrofy-v-estetike-i-zhivopisi-romantizma (дата обращения: 12.12.2023).