Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖЛИНОЧТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ 5
1.1 Определение понятия «межличностные отношения» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью старших классов 10
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩЕЙ СЕМЬИ 14
2.1 Общая характеристика и выборка исследования 15
2.2 Организация и методика исследования 16
2.3 Анализ результатов исследования и разработка рекомендаций формирования межличностного общения учащихся как основа будущей семьи 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
Фрагмент для ознакомления
2
Психологическое развитие школьников является одной из основных проблем психологии детства. Потому что именно в этот период времени непосредственное общение со сверстниками становится все более важным для развития детей. При таком общении у ребенка быстро формируется познавательная активность объекта. В дополнение ко всему, также появляются уникальные навыки межличностного общения и высоконравственное поведение.
Исследование по данному вопросу имеет научную и практическую значимость, поскольку оно полностью направлено на решение большого количества педагогических и психологических проблем, непосредственно связанных с реализацией эффективных учебно-воспитательных процессов для детей.
Межличностные отношения строятся на взаимосвязи между людьми и группами людей, которые являются результатом совместной деятельности ради общей цели, проявляющейся во взаимном психологическом влиянии участников этого процесса. На основе взаимодействия между людьми существует большое количество эмоциональных состояний и психологических характеристик [4, с. 82].
Поэтому при общении с окружающими людьми, будь то взрослые или сверстники, существуют определенные закономерности, которые обращают внимание на странные эмоции и поведение людей. В ответ всегда можно получить только воздействие ответной реакции [8, с.576].
В отличие от деловых отношений, межличностные отношения иногда называют выражениями и эмоциями. Природа межличностных отношений сильно отличается от природы социальных отношений. Ее важнейшей специфической чертой является сформированный эмоциональный фундамент.
Все вышесказанное означает, что межличностные отношения формируются на основе определенных чувств, которые возникают между людьми. Но если обратиться к словарю С.И. Ожегова, можно найти следующие определение «межличностных отношений»: «Это отношения, складывающиеся между людьми со способностью работать, действовать сообща и участвовать в общем деле».
Основополагающим принципом современного образования в России является признание права любого ребенка на получение образования, доступного и адаптированного к особенностям развития обучающегося.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дети с нарушением интеллекта могут обучаться не только в специальных образовательных коррекционных школах VIII вида, но и также в образовательных организациях, реализующих адаптированную основную образовательную программу общего образования обучающихся с умственной отсталостью.
При коррекционном воздействии со стороны педагога устанавливаются деловые контакты между учениками, образуется коллектив. Создание коллектива в классе возможно, если есть общая цель, планируется ее выполнение, намечаются перспективы и линии его развития, члены коллектива стремятся к совместной деятельности, оказывают друг другу взаимопомощь. В коррекционном классе дети с нарушением интеллекта не способны самостоятельно намечать цели, планировать их выполнение, предвидеть перспективы развития, поэтому руководящая и корригирующая роль всегда будет принадлежать педагогу.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреева, Г. М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия / Г. М. Андреева. – М.: Наука, 2021. − 75 с.
2. Астрейко, П. П. Временная организация «образа Я» младших детей с умственной отсталостью // Психологическая наука и образование. – 2019. – №1. – С. 24-31.
3. Баландина, Л. Л. Межличностные отношения и личность детей младшего школьного возраста // Фундаментальные исследования. — 2021. — № 5. — С. 34-37.
4. Бондаренко, М. А. Исследование межличностных отношений в отечественной психологии // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2019. − №4. − С. 140-151.
5. Бородулина, С. Ю. Коррекционная педагогика: психологопедагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников / С. Ю. Бородулина. – Ростов на Дону : Феникс, 2020. – 352 с.
6. Брюхова, А. А. Коррекционная работа по формированию межличностных отношений у младших дошкольников // Молодой ученый. — 2019. — №20. — С. 668-670. 54
7. Бухвалов, В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества / В. А. Бухвалов. – М. : Центр Педагогический поиск, 2020. – 144 с.
8. Виноградова, А. Д. Особенности личности умственно отсталого ребенка и школьника // Коррекционная работа во вспомогательной школе. – 2020. – С. 3-7.
9. Выготский, Л. С. Проблема умственной отсталости / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1992. – 659 с.
10. Гаурилюс, А. И. Динамика становления представлений о себе и одноклассниках у умственно отсталых учащихся в контексте межличностных отношений // Журнал практического психолога. – 2019. – №6. – С. 83 – 89.
11. Колосова, Т. А. Совладающее поведение как фактор успешной адаптации умственно отсталых учеников // Вестник ОГУ. – 2019. – №2. – С. 138-141.
12. Лозован, Л. Я. Формирование коммуникативных умений школьников / Л. Я. Лозован. – М.: Вита, 2021. – 196 с.
13. Мясищев, В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека [Текст] / В. Н. Мясищев. − Москва, 2010.
14. Обозов, Н. Н. Межличностные отношения / Н. Н. Обозов. − Л. : ЛГУ, 2020. – 385 с.
15. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / С. Я. Рубинштейн. – М., 1986. – Гл. 12, 15, 16.
16. Рубцов, В. В. Организация и развитие совместных действий у детей впроцессе обучения / В. В. Рубцов. – М.: Вита, 2020. − 237 с.
17. Самошкина, Е. Ю. Организация учебного сотрудничества – средаформирования коммуникативных учебных действий школьников // Педагогическое образование России. – 2019. – №3. С. 281–285.
18. Урунтаева, Г. А., Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. − М. : Просвещение, 2019. – 502 с.
19. Финькевич, Л. В. Психодиагностика межличностного взаимодействия / Л.В. Финькевич. – Мн; БГПУ им. М. Танка, 2022. – 152 с.
20. Цукерман, Г. А. Как школьники учатся учиться / Г. А. Цукерман. – М. : ЭКСМО, 2020. – 228 с.