Фрагмент для ознакомления
2
Социальная защита - это государственная система помощи и поддержки населения, позволяющая обеспечивать гражданам такие условия существования, которые соответствуют общепризнанным социальным нормам; инструмент социальной политики, направленный на преодоление последствий наступления социальных рисков (потери работы, болезни, инвалидности, старости и т. д.).
Анализ Конституции Российской Федерации позволяет заключить, что социальная защита выражена в комплексе конституционных прав и свобод граждан в области труда; семейной жизни; материнства, отцовства и детства; здоровья; окружающей среды; социального обеспечения, страхования и поддержки. В России важнейшим субъектом социальной защиты является государство, т. к. основная часть социальных услуг финансируется за счет бюджета или внебюджетных социальных фондов и предоставляется бесплатно.
Пенсионное страхование является одним из видов социального страхования пожилых граждан, прекративших трудовую деятельность. Функция государственной системы пенсионного страхования заключается в защите пожилых членов общества от последствий утраты заработка или иного дохода ввиду потери способности полноценно трудиться, в т. ч. при достижении возраста выхода на пенсию. Для функционирования пенсионного страхования создаются страховые пенсионные фонды, за счет которых и осуществляется страховое обеспечение путем выплаты пособий, пенсий и пр.
Актуальность развития пенсионного страхования в России обусловлена выполняемой им ролью в социальной сфере. Государственное (обязательное) пенсионное страхование является основным институтом социальной защиты пожилых граждан. Система государственного пенсионного страхования осуществляет выплаты пенсий почти 42 млн. россиян . При этом обязательное пенсионное страхование непосредственно затрагивает интересы всего российского общества, т. к. принцип солидарности поколений подразумевает, что участниками этой системы являются не только нынешние получатели пенсий, но и молодые люди. Вместе с тем невысокая величина пенсий, выплачиваемых в рамках обязательного пенсионного страхования, может привести к тому, что в вопросе поддержания жизни граждан пенсионного возраста важное место займет добровольное (негосударственное) пенсионное страхование.
В сложившихся в Российской Федерации после начала специальной военной операции социально-экономических условиях, вопросы, связанные с обеспечением социальной стабильности, находятся в центре внимания всех ветвей государственной власти, так как эти вопросы, наряду с обеспечением экономической стабильности и обороноспособности составляют основу национальной безопасности. Это подтверждается высокой долей расходов бюджетной системы РФ на реализацию социальной политики в ВВП.
Особое место в государственной социальной политике занимает политика в области обязательного пенсионного обеспечения. По данным единой государственной информационной системы социального обеспечения на январь 2023 года пенсии по обязательному пенсионному обеспечению получали 40 732 тыс. человек, из них получателей страховых пенсий 37 351 тыс. человек, получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению 3 381 тыс. человек .
Цель исследования заключается в исследовании правового регулирования института обязательного пенсионного страхования.
Для достижения поставленной цели работы нужно решить следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие и сущность обязательного пенсионного страхования.
2) Раскрыть нормативно-правовое регулирование обязательного пенсионного страхования.
3) Проанализировать накопительный механизм обязательного пенсионного страхования.
4) Выявить проблемы функционирования системы обязательного пенсионного страхования в России.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в сфере обязательного социального страхования.
Предмет исследования – нормы права, закрепляющие государственную систему обязательного пенсионного страхования.
В ходе исследования использовались как общенаучный метод познания, так и частнонаучные, и специальные методы: формально-юридический, системно-структурный и др.
1. Общие положения об обязательном пенсионном страховании по законодательству Российской Федерации
1.1 Понятие и сущность обязательного пенсионного страхования
Пенсионное обеспечение в России имеет глубокие исторические корни, хотя изначально это была скорее помощь ближнему. Толчком для развития благотворительности на Руси стало принятие христианства. Активно развивалась традиция личной благотворительности русских князей, которая носила религиозный характер .
О государственном пенсионном обеспечении в России впервые упоминается в древних летописях. В них говорится, что князья и воеводы славянских дружин заботились не только о пропитании и вооружении своих подданных, но и об их обеспечении в случае ранения и при достижении старости. Постепенно забота о раненых и престарелых становилась регулярной.
Для разработки общего пенсионного устава в 1820 г. императором Александром I был создан Особый комитет из министров финансов, юстиции, внутренних дел, военного и морского ведомств.
Радикально пенсионное обеспечение стало меняться после социалистической революции. С 1917 г. по 1922 г. в области социального и пенсионного страхования было принято около ста декретов и распоряжений, при этом социальное обеспечение крестьян не вошло в государственную систему и осуществлялось за счет организации крестьянской взаимопомощи .
В 1991 году экономика перешла от централизованного планового руководства к рыночным методам, и возможности пенсионной системы перестали отвечать требованиям. Действовавшее до 2002 года пенсионное законодательство было весьма сложным, регулировалось огромным количеством специальных норм и правил. Пенсионная реформа в России была начата в 2002 г. в целях:
1) приведения пенсионной системы в соответствие реалиям рыночной экономики с учетом демографических тенденций и прогнозов;
2) повышения уровня жизни пенсионеров и установления зависимости размера трудовых пенсий от размера заработной платы и условий на рынке труда;
3) разработки и применения новой модели учета и перераспределения рисков. Ее ключевым результатом стала разработка трудовой пенсии, состоящей из трех частей - базовой, страховой и накопительной .
В настоящее время в России продолжается реализация пенсионной реформы (началась в 2019 году), которая изначально была направлена на достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника дополнительных доходов для инвестиций в социальную систему .
Обязательное пенсионное страхование - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждение в пользу застрахованного лица), получаемого имя до установления обязательного страхового обеспечения .
Формирование пенсионной системы является важным аспектом жизнедеятельности граждан государства. Для решения задач государства в этом направлении главную задачу выполняет Пенсионный фонд РФ, правовое регулирование которого осуществляется в соответствии с Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Согласно ст. 5 вышеназванного закона, страховщиком является Пенсионный фонд РФ, страхователями соответственно выступают компании, индивидуальные предприниматели, физические лица .
Обязательное пенсионное страхование выполняет компенсаторную функцию, возмещая гражданам потерю дохода в связи с произошедшим страховым случаем. Определения страховой риск и страховой случай, являются важной составляющей, поскольку от них в первую очередь определяется вся система страховых отношений. Согласно ст. 9 Закона РФ от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», под страховым риском понимается предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование .
Событие согласно теории юридических фактов, это независящее от воли человека обстоятельство. Но страховой риск нельзя рассматривать в качестве юридического факта, поскольку он является еще не реализованным событием, которое «отвечает требованиям возможности (вероятности) и неизвестности (случайности)» и несколько противостоит понятию страхового случая, под которым понимается уже наступившее событие . Поэтому говорить о страховом риске как о юридическом факте не совсем верно, правильнее будет страховой случай отнести к юридическим фактам. События, которые отнесены к страховым рискам:
1) утрата заработка (выплат, вознаграждений),
2) утрата иного дохода.
В связи с ограниченным перечнем, какие либо другие события не могут являться страховым риском. Что касается страхового случая, закон перечисляет случаи его наступления: пенсионный возраст, потеря кормильца, инвалидность. Хочется заметить, что данное перечисление хоть и является обычной практикой, на практике страховые случаи могут быть осложнены дополнительными признаками, либо же такие признаки противоречат представлениям о страховых случаях в теории страхования или страхового права . Установление и выплата обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены законодательством РФ.
Таким образом, институт обязательного пенсионного страхования в РФ хотя и имеет
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты и материалы практики
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. 2020. 04 июля.
2. Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (заключено в г. Москве 13.03.1992). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 06.12.2022).
3. О накопительной пенсии: Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ // СЗ РФ. 28.12.2013. № 52. Ст. 6989.
4. О страховых пенсиях: Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ // СЗ РФ. 29.12.2013. № 52. Ст. 6965.
5. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ // СЗ РФ. 24.12.2001. № 52. Ст. 4920.
6. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ // СЗ РФ. 01.04.1996. № 14. Ст. 1401.
7. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. № 167- ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 51. Ст. 4832.
8. Об организации страхового дела в Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-I // Российская газета. 1993. №6.
9. Постановление Правительства РФ О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 -10 и 16-18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 14.07.2014. № 651 // СЗ РФ. 16.07.2014. № 29. Ст. 4155.
10. О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение. Постановление Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 // СЗ РФ. 24.07.2014. № 30. Ст. 4306.
11. Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Постановление Правительства от 02.10.2014. № 1015 // СЗ РФ. от 2.10.2014. № 41. Ст.5545.
12. Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Приказ Минтруда от 04.08.2021 № 538н. // СЗ РФ. 19.10.2021. № 65471.
13. Обзор практики рассмотрения споров, связанных с расходованием средств Фонда социального страхования Российской Федерации. URL: https://fasvvo.arbitr.ru (дата обращения: 05.12.2023).
Литература
14. Антипьева Н.В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. М: Проспект, 2021. 272 с.
15. Антонова Л.В. Обязательное пенсионное страхование в России// Аллея науки. 2022. Т. 1. № 9 (72). С. 445-449.
16. Анюшина М.А., Игнатова Н.А. Роль обязательного пенсионного страхования в обеспечении социальной стабильности России // В сборнике: Роль управления рисками и страхования в обеспечении устойчивости общества и экономики. Сборник трудов XXIV Международной научно-практической конференции. Отв. редакторы Е.В. Злобин, И.Б. Котлобовский. Москва, 2023. С. 233-241.
17. Архипов А.П. О перспективах обязательного пенсионного страхования // Финансы. 2021. № 7. С. 59-64.
18. Балынин И. В. Оценка реализации национальных проектов в Российской Федерации по направлению «человеческий капитал»: от проблем к их решению // Самоуправление. 2020. № 3 (120). С.128-132.
19. Григорьев И.В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для вузов / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. 9-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 432 с.
20. Гусев А. Ю. Судебная защита права граждан России на социальное обеспечение. Монография. М: Проспект. 2020. 383 с.
21. Дадова Д.Р. Страховое обеспечение в системе обязательного пенсионного страхования// В сборнике: ПЕРСПЕКТИВА–2022. Материалы международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. 2022. С. 153-156.
22. Исмаилов Э.Ш., Захарова О.А. Организация системы обязательного пенсионного страхования Российской Федерации// Студенческий вестник. 2022. № 15-3 (207). С. 48-51.
23. Комкова Г.Н., Торосян Р.А., Сычев В.Б. Право социального обеспечения. Практикум. М., 2022. 347 с.
24. Курченко О.С. Добровольное участие в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию: проблемы правоприменения// Вестник Омского университета. Серия: Право. 2021. Т. 18. № 4. С. 67-79.
25. Львов Д. Российская пенсионная система: учебник / Д. Львов, Ю. Овсиенко // Вопросы экономики. 2021. №8. С.26.
26. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник для среднего профессионального образования. 4-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 472 с.
27. Орлов С.Н. Современная система пенсионного обеспечения Российской Федерации: основные проблемы развития: журнал / С.Н. Орлов, А.П. Шеметов. М.: Вестник КГУ, серия «Гуманитарные науки». 2021. Вып.7. С. 15-19
28. Осипова Е.С. Обязательное пенсионное страхование в России: современные проблемы // Закон. Право. Государство. 2023. № 3 (39). С. 63-64.
29. Сведения о численности пенсионеров, состоящих на учете в системе ПФР, и среднем размере назначенного им пенсионного обеспечения в номинальном выражении. Социальный Фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/files/id/statistics/2023/75-01_YAnvar_2023.xlsx (дата обращения: 12.12.2023).
30. Стадникова А.И., Ленёва И.Г. Основы обязательного пенсионного страхования граждан в Российской Федерации// Молодой ученый. 2021. № 12 (354). С. 152-156..
31. Суровикина Ю.В. Об обязательном пенсионном страховании в системе пенсионного обеспечения// Modern Science. 2021. № 5-3. С. 256-259.
32. Филиппова А.В. Обязательное пенсионное страхование // Вестник Национального Института Бизнеса. 2020. № 40. С. 71-74.
33. Хабибуллина А.И. Обязательное пенсионное страхование // В сборнике: EurasiaScience. Сборник статей XLVI международной научно-практической конференции. Москва, 2022. С. 272-273.