Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что функции государственного контроля и административного надзора, выполняемые исполнительной властью, занимают одно из важнейших мест в многогранной функциональной системе государственного аппарата Российской Федерации. Однако метод выполнения функций государственного управления должен быть ориентирован на формирование институтов гражданского общества, экономическое развитие и частные предприятия. Специфика функционирования механизмов осуществления функций государственного контроля и административного надзора в вертикали государственного управления, а также в различных частных сферах коммерческой деятельности и других социальных институтах определяет их принципиальные различия на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Степень разработанности. Понятие «контроль и надзор органов исполнительной власти» существует много лет. Среди современных исследователей, вопросам изучения сущности государственного контроля и надзора посвящены работы таких авторов, как: Абдрахманов, Р. Р. , Голиков И. В., Смоленский М. Б. , Радько Т. Н. , Шагиева Р. В. и др.
Цель исследования: проанализировать содержание государственного контроля и надзора в сфере исполнительной власти.
Задачи работы:
изучить понятие и значение принципа разделения властей;
рассмотреть законодательную и исполнительную ветви власти;
проанализировать концепцию соотношения законодательной и исполнительной ветвей власти;
изучить конфликт в системе разделения властей, его особенности и пути преодоления.
Объектом работы является система государственного контроля и надзора органов исполнительной власти. Предметом настоящей работы являются направления реализации функции государственного контроля и надзора органами исполнительной власти.
Методологическую основу исследования составили системный анализ и обобщение нормативных научных и практических материалов с использованием исторического, логического, сравнительно-правового и др. методов.
Теоретическая база исследования представлена научной литературой, посвященной теме исследования.
Структура работы сформирована на основании поставленных в исследовании задач и включает: введение, основную часть, заключение и библиографический список.
1. Теоретические аспекты государственного контроля и надзора в сфере исполнительной власти
1.1. Понятие и значение контроля и надзора в государственном управлении
Суть контроля заключается в наделении учреждений и их должностных лиц полномочиями применять предусмотренные законом организационно-правовые формы, методы и средства для определения соответствия конкретных видов деятельности учреждений и отдельных лиц требованиям законодательства, различным требованиям, нормам, правилам и конкретным задачам, результатам взаимодействия между административными единицами и административными учреждениями, действиями; принятыми мерами по пресечению незаконных действий и привлечению нарушителей к ответственности.
Государственный надзор характеризуется функциями специально уполномоченных государственных органов и их должностных лиц, которые систематически следят за точным и строгим соблюдением требований законов и других нормативных правовых актов, которые реализуются в соответствии со стандартами компетенции конкретных органов для конкретных юридических или физических лиц.
При определении сущности надзора в качестве основы выделяют надзор органов прокуратуры как вид надзорной деятельности. Такой выбор связан с тем, что он разделен на специально созданный надзорный орган – типичную форму юридической деятельности прокуратуры. Другие надзорные органы осуществляют надзорную деятельность только в определенных областях в рамках своей компетенции, в то время как надзор прокуратуры носит универсальный характер. Основной целью надзора прокуратуры является соблюдение Конституции Российской Федерации , обеспечение исполнения законов и законности принимаемых правовых актов.
Суть надзора прокуратуры наиболее четко отражена в функциональной части деятельности прокуратуры как надзорного органа. Деятельность прокуратуры сосредоточена на выполнении конституционных положений и законов, предупреждении и пресечении нарушений этих положений, а также принятии мер в отношении виновных.
Суть любого вида надзора заключается в обеспечении точного выполнения определенными учреждениями и отдельными лицами своих обязательств, соблюдении установленных законом процедур исполнения приказов и принятии мер по восстановлению законности в случае нарушения. Таким образом, сущность общих форм прокурорского надзора можно охарактеризовать как обеспечение верховенства закона в обществе .
Административный надзор охватывает деятельность специально уполномоченных административных органов и их должностных лиц по систематическому контролю за точным и последовательным соблюдением, внедрением и применением юридических и физических лиц правовых норм в области государственного управления. Данный вид надзора представляет собой особый вид государственного контроля, осуществляемого специально уполномоченными административными органами и их должностными лицами в целях обеспечения правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления.
Органы административного надзора имеют право запрашивать информацию в рамках своей компетенции, принимать меры административного предупреждения, привлекать нарушителей к административной ответственности, а также регистрировать и выдавать соответствующие документы и реализовать нормотворчество в рамках своей компетенции. Проблема взаимосвязи между понятиями контроля и надзора в основном связана с нежеланием законодателей использовать четкие определения в силу их характера, целей и методов реализации. По настоящее время эти термины используются как тождественные. Учитывая пробелы в законодательстве, связанные с терминологией, эффективность этих нормативных воздействий стала очень низкой. Если терминология, связанная с деятельностью контролирующих органов, будет установлена на законодательном уровне, проблема может быть решена. Хотя надзорные органы часто действуют в направлении выполнения общих задач, их правовой статус отличается определенными методами, применимыми к конкретным видам деятельности.
В российской юриспруденции концепция актуальности контроля и надзорной деятельности была детально разработана. Контроль и надзор в российской правовой теории и правоприменительной практике имеют самостоятельные значения и собственное содержание . Стоит пересмотреть критерии разграничения терминов контроля и надзора на основе их основных характеристик. Так, контроль характеризуется следующим:
реализуется в отношении субъектов, находящихся в непосредственном подчинении;
при осуществлении полномочий по контролю надзорный орган имеет право вмешиваться в хозяйственную деятельность контролируемого органа. Примером этого является право должностных лиц Федерального управления связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимать меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных, которая осуществляется в нарушение требований законодательства;
контроль включает оценку деятельности контролируемых организаций не только на основе норм законности, но и на основе целесообразности;
должностные лица регулирующих органов имеют право самостоятельно привлекать к ответственности нарушителей в любой сфере (здравоохранение и эпидемиологическое благополучие населения, использование и охрана земель сельскохозяйственного назначения и другие аспекты).
В соответствии со следующими положениями надзор отличается от контроля:
отсутствие аффилированности между органами и контролирующими инстанциями;
деятельность должностных лиц, находящихся под надзором объекта, может оцениваться только с точки зрения законности; не допускается вмешательство в хозяйственную деятельность поднадзорного объекта;
должностные лица надзорного органа не имеют права самостоятельно применять меры взыскания в нарушение требований законности, они могут только поднять вопрос о том, будет ли ответственный субъект привлечен к ответственности перед соответствующими органами;
Другим критерием для разграничения понятий «контроль» и «надзор» является то, что контроль также может быть негосударственным фактором. Напротив, надзор осуществляется только государственными органами. Кроме того, в отношении граждан могут быть приняты меры контроля, но надзор за гражданами не осуществляется .
В описанной ситуации существуют различия между контролирующими органами и регулирующими органами, и эти органы выполняют свои задачи раздельно, автономно и с определенными специфическими характеристиками. Существуют также большие различия в правовом статусе этих учреждений. Не только ученые, практики, но и законодатели должны также учитывать актуальность концептуальных утверждений, поскольку различия включают в себя не только концептуальность, но и фундаментальное содержание и определенную функциональную принадлежность.
Только постоянное совершенствование законодательства как ключевого фактора механизма контроля и надзора может повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности исполнительных органов. Представляется также необходимым систематизировать и стандартизировать административную ответственность за незаконные действия в сфере контроля и надзора. Еще одним средством повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности является введение так называемых «надзорных каникул», то есть ограничение регулярных проверок, когда нарушения отсутствуют в течение длительного времени .
Различные исследования в области контроля и надзора предоставили законодателям и высшим органам власти полное решение проблемы корреляции между этими категориями. Этот вариант предполагает признание надзорной функции исключительной властью прокуратуры и привлечение к контролю всех других структур (федеральных служб, инспекций, палат). Кроме того, это существует на практике: прокуратура контролирует законность на основе своего правового статуса, установленного законом, в то время как контрольный орган должен контролировать выполнение положений, правил и условий.
Следовательно, необходимо признать различия в этих концепциях в ходе дальнейшего научного исследования вопросов контроля и надзора.
1.2. Понятие и содержание функций государственного контроля и административного надзора в деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Рассматривая концепцию комплексного государственного контроля, следует предположить, что его характеристики основаны на функциональном назначении этого инструмента государственного управления. Функциональные атрибуты государственного контроля неразрывно связаны с процессом деятельности субъекта контроля. В связи с этим, без учета природы государственного контроля как государственного управления и управленческой деятельности, невозможно полностью и безоговорочно предложить контроль как функцию управления. В этом смысле государственный контроль, выраженный в правовых нормах, является необходимым направлением контроля за деятельностью субъекта, нормативным способом и правовой формой его выражения. Кроме того, государственный контроль выражается в контроле за непосредственной активностью (действием) субъекта в определенном направлении. Это важная практическая творческая и информационно-аналитическая деятельность контролирующего субъекта, использующая специальные методы, средства и полномочия, предоставленные законом.
Другим аспектом анализа государственного контроля является его исследование как вида функциональной деятельности органа исполнительной власти при осуществлении государственного управления. В этой связи следует рассмотреть статус государственного контроля в национальной административной системе. Основным видом контроля парламентского органа исполнительной власти является назначение главы государства парламентом. Этот контроль в полной мере осуществляется в парламентских республиках. При президентской форме президентские выборы проводятся на основе всеобщего избирательного права, и парламент номинально участвует в установлении высшей власти.
Процесс развития современного российского законодательства находит отражение во многих социально-правовых моделях. По мере создания новых социальных, экономических, духовных и нравственных условий для российского права
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. // Собрание законодательства РФ. – 2018. - № 4, ст. 445
2. Абдрахманов, Р. Р. Нормативный договор как термин права / Р. Р. Абдрахманов // Молодой ученый. – 2021. – № 51 (393). – С. 149-151
3. Витер, А. М. Теоретический анализ понятия «источник права» / А. М. Витер, В. Ф. Анисимов // Молодой ученый. – 2019. – № 20 (258). – С. 299-302.
4. Голиков, И. В. Понятие и виды форм (источников) права / И. В. Голиков // Молодой ученый. – 2020. – № 16 (306). – С. 65-71.
5. Гранкин, И.В. Правотворческий процесс. Учебное пособие / И.В. Гранкин. - М.: Проспект, 2022. - 727 c.
6. Гринин, Л. Е. Государство и исторический процесс. Политический срез исторического процесса / Л.Е. Гринин. - Москва: ИЛ, 2020. - 264 c.
7. Грудцына, Л.Ю. Юридический экспресс-справочник / Л.Ю. Грудцына. - Москва: Мир, 2022. - 320 c.
8. Гулиева, Г. М. К вопросу о соотношении понятий «государственный контроль» и «государственный надзор» в законодательстве Российской Федерации / Г. М. Гулиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 188-190.
9. Давид, Рене Основные правовые системы современности: моногр. / Рене Давид. - М.: Прогресс, 2021. - 496 c.
10. Ефремов, А. А. Методика мониторинга внедрения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в практику нормотворческой деятельности / А.А. Ефремов. - Москва: ИЛ, 2020. - 266 c.
11. Жуков, В. Н. Государство. Право. Власть. Философия и социология: моногр. / В.Н. Жуков. - М.: Мир философии, 2022. - 592 c.
12. Захарцев, С. И. Некоторые проблемы теории и философии права / С.И. Захарцев. - М.: Норма, 2022. - 208 c.
13. Зорькин, В. Д. Цивилизация права и развитие России / В.Д. Зорькин. - М.: Норма, Инфра-М, 2019. - 416 c.
14. Радько Т. Н. Теория государства и права. Учебник. М: Проспект, 2019. – 496 с.
15. Радько Т. Н., Лазарев В. В., Морозова В. В. Теория государства и права. Учебник. М: Проспект, 2019. – 576 с.
16. Радько Т. Н., Лазарев В. В., Морозова Л. А. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. М: Проспект, 2021. – 568 с.
17. Рассказов Л. П. Теория государства и права. Учебник. М: Инфра-М, РИОР, 2016. – 480 с.
18. Смоленский М. Б. Теория государства и права. М: Инфра-М, 2018. - 272 с.
19. Терениченко А. А., Горохова С. С., Тедеев А. А. Теория государства и права. Учебник и практикум. В 2 томах. Том 2. Особенная часть. М: Юрайт, 2020. – 338 с.
20. Ущаповская М. О., Никодимов И. Ю. Теория государства и права. Сборник тестов. М: Дашков и Ко, 2019. 104 с.
21. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М: Омега-Л, 2019. – 324 с.
22. Шагиева Р. В. Теория государства и права. М: Проспект, 2021. – 520 с.