Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Упражнения сгибание-разгибание рук в упоре лежа и сгибание-разгибание рук в висе на низкой перекладине являются важной частью ком-плекса обязательных нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК «ГТО»). Эти упражнения являются мерилом физической подготовленности, требуемым для достижения определенных нормативов.
Целью данного исследования является изучение особенностей техники выполнения упражнений сгибание-разгибание рук в упоре лежа и в висе на низкой перекладине в контексте достижения высоких результатов, а также определение оптимальных методов для успешного выполнения данных упражнений.
Задачи исследования:
1. Разбор основных понятий техники физического упражнения и крите-риев ее оценки.
2. Разбор особенностей техники физических упражнений и ее значение.
3. Анализ и систематизация особенностей техники выполнения упраж-нений ВФСК «ГТО» сгибание-разгибание рук в упоре лежа и в висе на низ-кой перекладине.
4. Определение типичных ошибок и их влияния на результативность выполнения упражнений ВФСК «ГТО» сгибание-разгибание рук в упоре ле-жа и в висе на низкой перекладине.
Актуальность данного исследования обусловлена не только значимо-стью ВФСК «ГТО» в системе физической подготовки и проверки физических способностей граждан, но и необходимостью понимания и освоения опти-мальных техник выполнения упражнений для эффективного развития мы-шечной силы и выносливости.
Предметом исследования являются особенности техники выполнения упражнений ВФСК «ГТО» сгибание-разгибание рук в упоре лежа и в висе на низкой перекладине. Объектом исследования выступают методы и приемы, направленные на улучшение техники выполнения данных упражнений с це-лью достижения лучших результатов при прохождении нормативов.
1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
1.1 Техника и особенности физического упражнения, критерии её оцен-ки
Техника физического упражнения представляет собой способ выполне-ния определенного движения или упражнения, обычно связанного с трени-ровкой и спортивной деятельностью. Она охватывает правильное выполне-ние движения, учитывая позицию тела, последовательность действий и эф-фективность упражнения для достижения определенной цели.
Критерии оценки техники физического упражнения могут включать в себя следующие аспекты:
1. Правильная позиция тела. Оценивается положение тела во время вы-полнения упражнения. Это включает правильную высоту, углы сгибания и расположение конечностей или туловища в зависимости от типа упражнения.
2. Контроль движения. Оценивается способность управлять движением в течение выполнения упражнения. Это включает плавность, координацию и точность движений.
3. Баланс и стабильность. Оценивается равновесие и устойчивость тела во время упражнения. Это важно для предотвращения травм и обеспечения эффективности выполнения упражнения.
4. Амплитуда движений. Оценивается полный диапазон движения, не-обходимый для выполнения упражнения. Это включает гибкость и раскры-тие полного потенциала движения [ГОСТ, 2007: 22].
5. Эффективность и целевая направленность. Оценивается достижение поставленной цели упражнения или тренировки. Упражнение должно быть выполнено таким образом, чтобы достичь максимальной пользы или резуль-тата для здоровья, физической формы или спортивных достижений.
6. Применение дыхания. Оценивается правильное использование дыха-ния во время выполнения упражнения. Это важный аспект для обеспечения эффективности движения и предотвращения травм [Тамарин, 2016: 197].
7. Адаптация к индивидуальным особенностям. Оценивается способ-ность участника упражнения адаптировать технику под свои физические осо-бенности, что может включать гибкость, силу или другие индивидуальные факторы [Викторова, 2018: 84].
Оценка техники физического упражнения играет важную роль в про-цессе тренировки и спортивной подготовке, поскольку правильная техника помогает предотвратить травмы, повысить эффективность тренировок и до-стичь лучших результатов в спортивной деятельности.
1.1.1 Позиция тела
Правильная позиция тела при выполнении физических упражнений иг-рает ключевую роль в эффективности тренировки и предотвращении воз-можных травм. Она может варьироваться в зависимости от конкретного упражнения или движения, но обычно включает в себя несколько общих принципов:
1. Выравнивание позвоночника. Сохранение нейтральной позиции по-звоночника является основой для большинства упражнений. Это означает, что шея, спина и поясница должны быть выровнены в естественной позиции без избыточного изгиба или выпрямления.
2. Правильное положение головы. Голова должна быть приподнята и выровнена с позвоночником. Во время упражнения необходимо избегать сильного наклона головы вперед или назад.
3. Контроль плеч. Плечи должны быть опущены и расслаблены, без напряжения. Это помогает избежать излишнего напряжения в шее и спине.
4. Правильное положение бедер и таза. В большинстве случаев таз должен быть слегка приподнят и замкнут. Это помогает поддерживать пра-вильное положение поясницы и участвует в формировании стабильной базы для упражнения.
5. Правильное положение ног. В зависимости от упражнения, ноги мо-гут быть разной ширины или положения [Юдина, 2008: 29]. Однако важно следить за их расположением, чтобы обеспечить устойчивость и правильную механику движений.
6. Удержание корпуса. Акцент должен быть сделан на удержании кор-пуса – это означает активацию мышц кора (абдоминальных и поясничных мышц) для поддержания стабильности позвоночника и тела в целом.
7. Индивидуальные особенности. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого человека, такие как гибкость, сила и возможные огра-ничения. Оптимальная позиция тела может немного различаться для каждого человека.
Тренеры и специалисты по физической подготовке обычно уделяют большое внимание обучению правильной технике выполнения упражнений, поскольку это является фундаментом для эффективной тренировки и сниже-ния риска получения травм. Это позволяет человеку максимально использо-вать потенциал упражнения и достигнуть желаемых результатов.
1.1.2 Контроль движения
Контроль движений играет важную роль в технике физических упраж-нений. Это понятие охватывает способность человека управлять и координи-ровать своими движениями во время выполнения упражнения. Правильный контроль движений предоставляет ряд преимуществ, включая эффективность тренировок, уменьшение риска получения травм и улучшение результатов.
Контроль движений связан с точностью и плавностью выполнения каж-дого этапа упражнения. Это требует не только правильной позиции тела, но и активации правильных мышечных групп в нужное время. Когда человек осознанно управляет своими движениями, это помогает избежать ненужного напряжения в мышцах, что может привести к травмам или избыточному утомлению [Чернов, 2016: 121].
Для достижения хорошего контроля движений необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
1. Координация. Это способность выполнения гармоничных и точных движений различными частями тела. Например, это может быть согласован-ное движение рук и ног во время выполнения упражнения.
2. Точность. Достижение определенной точности в выполнении упраж-нения обеспечивает его эффективность и безопасность. Это может включать правильное позиционирование частей тела или удержание определенной траектории движения.
3. Скорость и плавность. Умение выполнять движения с различной скоростью и плавностью важно для контроля над упражнением. Это помога-ет избежать резких или нестабильных движений, что может увеличить риск получения травм.
4. Сознательность. Осознанность в процессе выполнения упражнения позволяет лучше контролировать движения и своё тело. Это включает в себя концентрацию на выполнении каждого шага упражнения и внимательное от-слеживание своих движений.
5. Постепенность и прогрессия. Постепенное увеличение сложности или нагрузки помогает контролировать движения и адаптироваться к новым тре-бованиям упражнения, избегая излишнего напряжения или перегрузки.
Контроль движений важен не только для спортсменов, но и для людей, занимающихся физическими упражнениями для поддержания здоровья. Он способствует эффективной тренировке, повышает осознанность своего тела и улучшает результаты тренировок. Тренировка контроля движений может требовать времени и практики, но она играет важную роль в достижении оп-тимальных результатов и профессионального роста в физической активно-сти.
1.1.3 Баланс и стабильность
Баланс и стабильность играют важную роль в правильной технике фи-зических упражнений. Баланс относится к способности удерживать равнове-сие во время движения или упражнения, а стабильность связана с поддержа-нием устойчивой позиции тела.
Правильный баланс помогает предотвратить падения и травмы, обес-печивает точность выполнения движений и эффективность тренировок. Для развития баланса необходимо укреплять мышцы кора (абдоминальные и по-ясничные мышцы), которые поддерживают стабильность тела.
Стабильность обеспечивает уверенность во время упражнений и спо-собствует правильной механике движений. Это важно не только для спортс-менов, но и для людей, занимающихся физическими упражнениями для здо-ровья. Улучшение стабильности требует тренировки и укрепления мышц, участвующих в поддержании равновесия [Петров, Смирнова, 2017: 67].
Развитие баланса и стабильности способствует не только улучшению физической формы, но и снижению риска получения травм, а также повыше-нию уверенности в повседневных движениях.
1.1.4 Амплитуда движений
Амплитуда движений описывает полный диапазон движения, который способно выполнить человеческое тело в определенном упражнении или движении. Это включает в себя максимальный угол или длину, на которую может распространиться или сократиться конкретное движение.
Важность амплитуды движений состоит в раскрытии полного потенци-ала тела и мышц, что способствует улучшению гибкости и поддержанию здоровья суставов. Развитие широкой амплитуды движений помогает улуч-шить мобильность и предотвращает ограничения в движениях.
Тренировка с большей амплитудой движений способствует укреплению мышц на полном диапазоне движения, что повышает их эффективность и способность выполнять разнообразные задачи. Это особенно важно во время упражнений, требующих гибкости, таких как растяжка или функциональные тренировки.
Поддержание и развитие амплитуды движений помогает не только в физической подготовке, но и в повседневной жизни, позволяя выполнять различные задачи с большей свободой и уверенностью.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1 Викторова, Е.Н. Развитие физической подготовленности студентов-боксеров с использованием тренировочных упражнений ВФСК «ГТО» / Е.Н. Викторова // Физическая культура, спорт и здоровье нации: научно-методический журнал. – 2018. – №2 (30). – С. 83–85.
2 ГОСТ Р 52857-2007. Физическая подготовка и спортивная деятель-ность. Требования к квалификации и методике проведения спортивных со-ревнований. – Москва: Стандартинформ, 2007. – 43 с.
3 Григорьев, А.А. Особенности выполнения упражнения «сгибание-разгибание рук в упоре лежа» / А.А. Григорьев // Физическая культура в школе. – 2005. – № 4. – С. 45–47.
4 Данильченко, В.Н. Особенности выполнения упражнения «сгибание-разгибание рук в висе на низкой перекладине» / В.Н. Данильченко // Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 5. – С. 27–29.
5 Дьячков, В.А. Оптимизация подготовки спортсменов по баскетболу с использованием тренировочных упражнений ВФСК «ГТО»/ В.А. Дьячков, Е.В. Петрова // Физическая культура и спорт в науке, преподавании и трени-ровке: сборник научных трудов. – 2016. – Т. 7, №2. – С. 69–73.
6 Звонарева, Т.С. Использование тренировочных упражнений ВФСК «ГТО» в физической подготовке баскетболистов / Т.С. Звонарева, Е.А. Скворцова // Научный ежегодник Института педагогики физической культу-ры и спорта. – 2017. – Вып. 14. – С. 55–59.
7 Иванов, А.А. Влияние уровня физической подготовленности на вы-полнение упражнений ВФСК «ГТО» / А.А. Иванов // Теория и практика фи-зической культуры. – 2019. – №8. – С. 56–59.
8 Иванова, Н.А. Техника выполнения упражнения «сгибание-разгибание рук в упоре лежа» / Н.А. Иванова, Ю.В. Третьякова // Физиче-ская культура в школе. – 2010. – № 6. – С. 41–43.
9 Краснов, В.В. Физические упражнения на отработку силы и выносли-вости на основе Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Го-тов к труду и обороне» / В.В. Краснов // Физическое воспитание в школе. – 2020. – №1. – С. 45–47.
10 Мельников, Л.С. Методика обучения упражнению «сгибание-разгибание рук в упоре лежа» у юных спортсменов / Л.С. Мельников // Тео-рия и практика физической культуры. – 2007. – № 3. – С. 48–50.
11 Петров, С.В. Тренировочные упражнения ВФСК «ГТО» в развитии физической подготовленности студентов / С.В. Петров, И.С. Смирнова // Фи-зическая культура, спорт и здоровье нации: научно-методический журнал. – 2017. – №3 (15). – С. 66–68.
12 Попов, В.А. Упражнение «сгибание-разгибание рук в упоре лежа» и «сгибание-разгибание рук в висе на низкой перекладине» в системе ГТО / В.А. Попов // Физическое воспитание студентов. – 2001. – № 2. – С. 45–46.
13 Савельева, А.В. Эффективность тренировочных упражнений ВФСК «ГТО» в формировании физической подготовленности учащихся / А.В. Са-вельева // Теория и практика физической культуры. – 2016. – №6. – С. 77–80.
14 Сидоров, А.В. Сравнительные характеристики развития физических качеств у лиц различной специализации в упражнениях «сгибание-разгибание рук в упоре лежа» и «сгибание-разгибание рук в висе на низкой перекладине» / А.В. Сидоров // Вестник физической культуры и спорта. – 2013. – № 2. – С. 32– 34.
15 Тамарин, А.А. Методика физического воспитания / А.А. Тамарин. – Москва: Физкультура и спорт, 2016. – 300 с.
16 Чернов, В.Н. Формирование физической подготовленности баскет-болистов с использованием тренировочных упражнений ВФСК «ГТО» / В.Н. Чернов // Физическая культура, спорт и здоровье нации: научно-методический журнал. – 2016. – №6 (18). – С. 119–122.
17 Шаповалов, П.В. Взаимосвязь качеств иных и физических способно-стей в упражнении «сгибание-разгибание рук в упоре лежа» и «сгибание-разгибание рук в висе на низкой перекладине» / П.В. Шаповалов // Физиче-ская культура студентов. – 2011. – № 6. – С. 23–25.
18 Юдина, Т.И. Пути повышения достоверности оценки физической подготовленности учащихся по упражнению «сгибание-разгибание рук в упоре лежа» / Т.И. Юдина // Физическая культура и спорт в школе. – 2008. – № 1. – С. 28–30.