Фрагмент для ознакомления
2
Современное российское правотворчество уделяет повышенное внимание качеству принимаемых нормативно-правовых актов, свидетельствующих об эффективности правотворчества в целом. Для повышения эффективности правотворчества каждый нормативно-правовой акт проходит определенный вид экспертизы.
Современное развитие общественных отношений неразрывно связано с развитием законотворческой деятельности, в связи с чем возникает необходимость ее усовершенствования, и перед законодателем ставится задача улучшения качества законодательства. Правовая экспертиза приобретает все более широкое применение, поскольку привлечение экспертов позволяет всесторонне проанализировать законопроект или уже действующий закон, и выработать рекомендации по его совершенствованию. Экспертиза законодательства предопределяет высокое качество нормативных правовых актов и оказывает содействие для построения единой системы выявления возможных отрицательных последствий их реализации. Кроме того, правовая экспертиза позволяет проанализировать и оценить соответствие нормативного акта российскому законодательству. В настоящее время правовая экспертиза является неотъемлемой частью правового мониторинга законотворчества и правоприменения, однако, ряд проблем в данной сфере по-прежнему остается нерешенным.
Объектом исследования явились общественные отношения, возникающие в связи с реализацией положений законодательства, посвященного правовой экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Предметом настоящего исследования стали нормы законодательства о правовой экспертизе, подзаконные нормативные правовые акты, научные работы.
Целью данной работы является комплексный анализ правовой экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать понятие и сущность правовой экспертизы;
2) проанализировать соотношение антикоррупционной и правовой экспертизы;
3) раскрыть правовую экспертизу нормативных правовых актов как механизм обеспечения эффективности законодательства;
4) определить сферу правового регулирования при проведении правовой экспертизы;
5) провести анализ коррупциогенных факторов законодательства;
6) изучить проблемы проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ.
Методы исследования: диалектический, функциональный, системный и другие.
1. ПРАВОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1 Понятие и сущность правовой экспертизы
Экспертиза в философском энциклопедическом словаре определяется как «исследование экспертом (специалистом) каких-либо вопросов, для разрешения которых необходимы специальные познания в конкретной области техники, искусства, науки и др.» . В широком смысле экспертиза представляет собой исследование, которое проводится знающим лицом с целью дать ответы на поставленные вопросы, требующие специальных (научных, профессиональных, опытных) познаний .
«Под экспертизой понимается исследование, которое требует специальных знаний и умений, какой-либо проблемы, процесса или явления с обязательным представлением мотивированного заключения» . Экспертиза как познавательный инструмент находит все более широкое применение в жизни государства, распространяясь на новые сферы деятельности.
Проведение экспертизы - весьма сложная, ответственная и трудоемкая деятельность, предполагающая соблюдение определенных правил, процедур и условий. По мере развития отдельных отраслей и институтов права, а также видов регулируемой деятельности формировались новые виды и формы экспертизы, издавались регламентирующие их нормативно-правовые акты. Так, исходя из анализа положений нормативно-правового акта, выделяют финансовую, экологическую, антикоррупционную и правовую экспертизы. В научной литературе пока нет единого подхода, позволяющего разделить экспертизы на виды. По мнению Чухвичева А.Д. «классифицировать экспертизы на виды можно по такому критерию как цель ее проведения, что представляется более верным. Таким образом, автор выделяет правовую, юридическую, антикоррупционную, техническую и лингвистическую экспертизы» .
Правовой экспертиза - это «правовая оценка формы правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего правовой акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования на предмет соответствия нормам Конституции Российской Федерации 1993 года и федеральных законов, а также оценка соответствия правового акта требованиям юридической техники (в том числе проверка наличия необходимых реквизитов)». По существу, «правовая экспертиза представляет собой специальное исследование, при котором устанавливается соответствие проекта нормативного правового акта Конституции РФ и законодательству, а также оценивается его качество с точки зрения законодательной техники» .
Термин «правовая экспертиза» используется в современном российском законодательстве в многообразных смысловых трактовках. В некоторых иных официальных документах правовая экспертиза рассматривается как проверка документов, которые в той или иной степени регламентируют право. При этом можно вести разговор лишь о проверке по формальным признакам документов, которые обладают юридическим содержанием.
Иногда законодатели употребляют термин «правовая экспертиза» при определении конкретного уяснения и разъяснения текстов законов и подзаконных актов. В частности, Указом Президента России от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» на Министерство юстиции России возлагается определенный перечень компетенций в сфере осуществления экспертизы проектов законов и иных актов, которые поступают от различных федеральных органов на рассмотрение Президента и Правительства России.
Примечательно, что особняком стоят полномочия исследуемого органа исполнительной власти в рамках осуществления экспертизы на коррупциогенность нормативных правовых актов, которые последовательно разрабатываются органами исполнительной власти. Иными словами, в данных аспектах, безусловно, экспертизу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов на коррупциогенность следует рассматривать как отдельную и самостоятельную разновидность экспертизы правовой.
В научных разработках, в которых затрагиваются различные аспекты реализации процедур экспертизы на коррупциогенность, правовая экспертиза исследуется в гораздо более суженном понимании термина. Зачастую центром подобных исследований становится экспертиза нормативных правовых актов. В этом понимании правовую экспертизу следует рассматривать как некую оценку уровня качества и полноты законодательства, которое регламентирует правоотношения муниципальных, государственных органов, государственных и муниципальных организаций, а также субъектов предпринимательства.
В настоящее время в российском законодательстве не содержится легального определения понятия «правовая экспертиза законодательства». Стоит отметить, что в научной юридической литературе существуют различные точки зрения. Так, например, Борисова О. В., Клюковская И.В. определяют правовую экспертизу, как: «исследование, направленное на определение соответствия проектов правовых актов Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам России, федеральному и региональному законодательству, правовым актам более высокой юридической силы, требованиям юридической техники» . В свою очередь Миронов А. Н. отмечает, что «правовая экспертиза - это оценка проекта с точки зрения его соответствия правовым принципам; правильности использования правовых категорий; соотношения проектируемых решений с другими актами, включая договоры и соглашения России с иностранными государствами, а также признаваемые Российской Федерацией международно-правовые акты, и внутренней их последовательности; обеспечение системности законодательства; обоснованности выбора формы акта, корректности применения тех или иных средств юридической техники; соответствия положений проекта современным достижениям отечественной и зарубежной правовой науки и юридической практики» . Представляется, что приведенные определения не в полной мере отражают его содержание, поскольку правовую экспертизу следует рассматривать не только применительно к проектам нормативных правовых актов, но и к актам, уже вступившим в силу и действующим в настоящее время.
Некоторые авторы анализируют данное понятие с двух сторон: «с одной стороны, как один из инструментов оценки эффективности законодательства, с другой — как правовой институт, имеющий специфические черты: особый предмет исследования, определенный набор методов исследования, наличие специальных субъектов, полномочных осуществлять ее проведение, результат в форме экспертного заключения, определенное место в механизме правового регулирования» .
Анализ положений Приказа Минюста России от 31.05.2012 № 87 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» позволяет отметить, что: «правовая экспертиза - это правовая оценка формы правового акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего правовой акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также оценка соответствия правового акта требованиям юридической техники (в том числе проверка наличия необходимых реквизитов)» .
Таким образом, представляется возможным определить правовую экспертизу как деятельность, осуществляемую независимыми экспертами в области права с целью анализа и оценки законопроектов и действующих нормативных правовых актов на предмет их соответствия законодательству, а также правилам законодательной техники, результатом которой является обоснованное экспертное заключение.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. 2020. 04 июля.
2. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172–ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СЗ РФ. № 29. Ст. 3609.
3. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // «Российская газета». № 39. 18.02.1992.
4. Федеральный закон от 01.07.2021 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // «Российская газета». № 145. 05.07.2021
5. Указ Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» // «Российская газета». № 230. 19.10.2004.
6. Приказ Минюста России от 03.03.2014 № 26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» // «Российская газета». № 68. 26.03.2014.
7. Приказ Минюста России от 31.05.2012 N 87 (ред. от 02.10.2019) «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации». //URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131871/ (Дата обращения: 12.12.2023).
Литература
8. Баранов В.М., Баранова М.В., Поляков С.Б. Правовая экспертиза в юридическом деле: допустимость, объект, предмет, методы // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2023. № 1 (150). С. 15-35.
9. Галяшина Е.И. Поговорим о правовой экспертизе// Правовой альманах. 2023. № 3 (25). С. 22-25.
10. Грачева И.В., Воробьева М.О. Субъекты правовой экспертизы законодательства// Modern Sciece. 2022. № 5-3. С. 123-126..
11. Грига Д.Р. Нормативное закрепление и практика применения правовой экспертизы законодательства// Дневник науки. 2022. № 6 (66).
12. Исаков В.Б. Правовая экспертиза как новый вид интеллектуальной деятельности в праве// Юридическая техника. 2022. № 16. С. 112-117.
13. Коновалова Д.О. Правовая экспертиза как средство повышения качества законодательства // Дневник науки. 2020. № 4 (40). С. 61.
14. Корнилов А.Р. Правовая экспертиза: понятие, виды, цифровизация // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2020. № 1. С. 99-103.
15. Лебедев, Ю.В. Правовая экспертиза // Southern almanac of scientific research. 2018. № 5. С. 63-69.
16. Мазуренко А.П. Экспертиза нормативных правовых актов как средство правотворческой политики// Юридическая техника. 2022. № 16. С. 128-135.
17. Матросов С.Н. Юридическая экспертиза нормативных правовых актов// В сборнике: Актуальные проблемы уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти доктора юридических наук, профессора, почетного работника высшего профессионального образования Российской Федерации, заслуженного работника образования Чувашской Республики Аркадия Сизого . 2023. С. 207-211.
18. Мелешко А. О. Система антикоррупционной экспертизы // Вестник Омского университета. 2018. № 2. С. 51–57.
19. Нечкин А.В., Блещик А.В. Правовая экспертиза нормативных актов. Учебное пособие / Сер. 76 Высшее образование. (2-е изд., пер. и доп) Москва, 2023. 267 с.
20. Павлова Е. С. Правовая экспертиза как средство повышения качества законодательства // Спутник высшей школы. 2022. № 1(6). С. 42-46.
21. Петренко А.В. Экспертиза как средство оптимизации правового регулирования: проблемы теории и практики: автореф. дис. .. .канд. юрид. наук. Пенза, 2018. 37 с.
22. Плетников В.С., Плетникова М.С. Нормативно-правовое регулирование правовой экспертизы и юридическая практика // Юридическая техника. 2022. № 16. С. 346-350.
23. Правотворчество: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. П. Альбов [и др.]; под ред. А. П. Альбова, С. В. Николюкина. М.: Издательство Юрайт, 2018. 254 с
24. Скоробогатов А.В. Аксиологические аспекты правовой экспертизы нормативных правовых актов // Юридическая техника. 2022. № 16. С. 177-182.