Фрагмент для ознакомления
2
Свою речь человек развивает в течении всей жизни. При этом в дошкольный период ребенок речь развивает в разных видах деятельности при помощи самых различных приемов, например: на занятиях математикой – с помощью решения разного рода логических задач, на специальных занятиях развития речи – с помощью словарной работы, пересказа текста, описания предметов и картин, самостоятельного сочинения сказок и т.п. Процесс развития речи приводит в конечном итоге к обогащению словарного запаса дошкольников, а также овладению ими нормами русского литературного языка. Сам процесс развития речи продолжителен и осуществляется в течении всех лет пребывания ребенка в дошкольном учреждении. И актуальной задачей педагогов является научить детей говорить правильно, обязательно отчетливо произносить слова, легко и свободно связывать их в тексте, правильно, доказательно и точно выражать в речи свои мысли, наконец, развивать у них так называемое «чувство языка».
При этом у детей дошкольного возраста речевой аппарат развит пока еще недостаточно. В особенности это заметным становится при продолжительном общении ребенка либо же употреблении им сложных для него слов. В этом случае дети достаточно быстро утомляются, что находит свое негативное отражение как на темпе, так и внятности речи, тем самым создавая некоторые сложности в формировании у дошкольников, а затем уже у младших школьников правильной выразительной речи.
Для решения такого рода проблемы важно с детьми систематически проводить так называемые речевые разминки, то есть короткие по времени и одновременно динамичные речевые упражнения.
Таким образом, значимость для ребенка речи, необходимость ее развития в дошкольном возрасте, а также особое значение для этого речевых разминок, – все это в совокупности делает рассмотрение темы «Использование речевых разминок в работе с дошкольниками» актуальным.
Целью данной работы является определение особенностей использования речевых разминок в работе с дошкольниками.
Задачи исследования:
1) проследить взаимосвязь моторного и речевого развития дошкольников;
2) раскрыть понятие и особенности проведения речевой гимнастики;
3) диагностическим путем выявить особенности и проблемы сформированности кинетического праксиса и звукопроизношения у старших дошкольников;
4) разработать рекомендации для подбора комплекса упражнений для речевой разминки.
Теоретическую основу работы составили труды Э.С. Вильчковского А.С. Герасимовой, О.С. Жуковой, В.Г. Кузнецовой Т.А. Куликовской М.Д. Маланевой Н.В. Нищевой Т.А. Ткаченко и др.
Методологическую основу работы составили научные исследования известных ученых, педагогов и психологов, которые изложили научно-обоснованные подходы к кинетическому праксису детей и взаимосвязи кинетического праксиса с речевым развитием дошкольников (Е.П. Ильин, М.М. Кольцова и др.), влияние специальных упражнений на совершенствование речи дошкольников (А.В. Акрушенко, А.В. Запорожец, О. Е.В. Шереметьева и др.).
Методами исследования стали следующие: метод анализ специальных отраслевых работ по теме исследования, метод синтеза и сравнения. Изучение артикуляционной и мимической моторики осуществлялось на основе методических разработок М.В. Серебровской, Г.А. Волковой, Н.А. Чевелёвой, А.В. Ястребовой, Л.В. Лопатиной. Для диагностики звукопроизношения применялся наглядный материал из логопедического альбома О.Б. Иншаковой. Кроме этого, обследование проводилось по методическим рекомендациям речевой карты Н.М. Трубниковой.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ РЕЧЕВЫХ РАЗМИНОК В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
1.1.Взаимосвязь моторного и речевого развития дошкольника
Речь представляет собой деятельность, осуществляемой согласованной работой слухового, зрительного, двигательного, а также кинестетического анализаторов под непосредственным контролем ряда областей головного мозга, а также нервной системы. При этом принято различать речь сенсорную – то есть понимание того, что говорят другие, а также речь моторную – то есть произнесение звуков речи самим человеком. Для формирования речи важную роль играет «развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов» [17, c. 78].
Рассматривая роль двигательного анализатора в процессе развития высших психических функций ребенка необходимо отметить, что в современной психологии практически не осталось сомнений в отношении того, что процесс развития индивида обусловлен как определенными биологическими, так и отдельными социальными факторами. Те предпосылки, какие имеет ребенок, а также условия и соответствующее социальное окружение, в которых конкретный ребенок находится, во многом определяют его уровень психомоторного развития. При этом на первых этапах жизни ребенка в процессе развитии его психомоторики значимую роль играет именно ее двигательный компонент. То есть практически любое движение, как бы случайно не возникающее, для ребенка, тем не менее, выступает в качестве живого опыта.
Также оно сопровождается особыми ощущениями, исходящими не только от внешних предметов, но также и от его связок и сухожилий, собственных мышц, которые снабжены чувствительными нервами и, с другой стороны, без движений не имеется восприятий, ощущений и представлений и, таким образом, нет связанных с ними определенных двигательных ощущений [1, c. 76]. Это наглядно свидетельствует о весьма тесной связи между становлением у ребенка познавательной и двигательной сферы. При этом не только у ребенка первые сознательные ощущения и его мысли порождаются движениями, но также в дальнейшем двигательная активность будет в определенной степени способствовать работе мозга ребенка. Поэтому задержка у ребенка в развитии двигательной сферы неизменно сопровождается также запаздыванием в становлении его высшей нервной деятельности. Кроме этого, овладение ребенком движениями играет значимую роль в его физическом развитии, так как они эффективно обеспечивают становление его относительной независимости от взрослых, а также самостоятельности. Например, даже, казалось бы, «простая возможность сидеть, ходить, стоять, важна, так как она тоже приводит к существенному расширению сферы действительности ребенка, которая доступна для его познания» [6, c. 97].
Также укажем, что в онтогенезе влияние моторики на развитие психики подчеркивают многие исследователи. Большую роль в развитии двигательной сферы ребенка играют сенсорные системы, в первую очередь, зрение. Сосредоточение ребенка на предмете, пристальное рассматривание его, а также слежение за теми предметами, которые «движутся в разных направлениях и на различном расстоянии, развиваются несколько раньше, нежели у ребенка возникают первые движения в направлении к отдельному предмету» [9, c.73].
Через движения с раннего возраста ребенок начинает познавать окружающий его мир, обязательно взаимодействует с ним. Также движения как составной компонент входят в разные виды деятельности, выступая в качестве внешних выразителей и характеристиками поведения индивида. Двигательные возможности достигать могут высокого уровня своего совершенства: индивиду доступны также «тонкие и точные движения, например, рисование, письмо, игра на музыкальных инструментах» и др. [4, c. 88].
Фрагмент для ознакомления
3
1. 1Акрушенко А.В. Психология развития / А.В. Акрушенко, О.А. Ларина. – М.: Эксмо, 2018. – 306 с.
2. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников / Е. С. Анищенкова. – М.: АСТ : Астрель, 2019. – 577 c.
3. Бисенбаева М.Б. Логопедические разминки в коррекционно-развивающем процессе дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] / М.Б. Бисенбаева, Н.И. Левшина. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2021/article/2018023936
4. 4Вильчковский Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста / Э.С. Вильчковский. – М: Наука. 2019. – 232 с.
5. Герасимова А.С. Логопедическая энциклопедия дошкольника. Для детей 1-6 лет / А.С. Герасимова, О.С. Жукова, В.Г. Кузнецова. – СПб.: «Нева», 2014. – 224 c.
6. 10Запорожец А.В. Психология действия. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. – М.; Воронеж, 2018. – 312 c.
7. 12Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: учеб. для вузов / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2016. – 384с.
8. Киселёва Е.А. Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса младших школьников [Электронный ресурс] / Е.А. Киселева // Молодой ученый. – 2015. – №23. – Режим доступа: URL : https://moluch.ru/archive/103/23901/.
9. 13Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М.М. Кольцова. – М.: Педагогика, 2013. – 144с.
10. 14Кольцова М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова. – Екатеринбург : У-Фактория, 2016. – 214 с.
11. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Т.А. Куликовская. – М.: «Гном и Д», 2015. – 98 с.
12. Ланскова Д. Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Д. Ланскова. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/rechevye-razminki-kak-sredstvo-obogaschenija-slovarnogo-zapasa-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
13. Лысанюк Ю. Речевая разминка для детей – путь к правильной речи и выразительному чтению [Электронный ресурс] / Ю. Лысанюк. – Режим доступа: https://www.baby.ru/wiki/rechevaya-razminka/
14. 18Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: метод. пособие / М.Д. Маланева. – М.: АРКТИ, 2019. – 288 c.
15. Нехорошева А.М. Речевая гимнастика в подготовительной к школе группе как средство успешного освоения детьми образовательной области «Коммуникативное развитие» [Электронный ресурс] / А.М. Нехорошева. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/riechievaia-ghimnastika-v-podghotovitiel-noi-k-shk.html
16. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. – СПб: «Детство-Пресс», 2017. – 350с.
17. 19Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М., 2017. – 256 с.
18. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно / Т.А. Ткаченко. – М.: ГНОМ и Д., 2013. – 124 c.
19. Хвостикова А.А. Логоритмика - эффективное средство коррекции речевых нарушений у дошкольников Проблемы педагогики [Электронный ресурс] / А.А. Хвостикова. – 2021. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/logoritmika-effektivnoe-sredstvo-korrektsii-rechevyh-narusheniy-u-doshkolnikov
20. Шереметьева Е.В. Формирование артикуляционной моторики у детей раннего возраста: учеб.-практич. пособие / Е.В. Шереметьева. – Челябинск : ЮУрГГПУ, 2017. – 106 с.