Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность рассмотрения темы данной работы обусловлена тем, что в условиях нарастающей конкурентной борьбы предприятиям санаторно-курортной сферы необходимо приумножать свои конкурентные преимущества, разрабатывать такие мероприятия, которые будут способствовать их росту. Это позволит более полно удовлетворять потребности клиентов и повысит уровень конкурентоспособности, улучшит позицию предприятия на рынке туристских услуг. Поскольку сфера туризма в мире очень быстро развивается и Россия имеет огромный потенциал, достаточно разветвленную инфраструктуру туризма, необходимо уделять особое внимание удержанию и развитию конкурентных преимуществ страны в этой сфере, что позволит России в перспективе выйти на международный рынок. Современные российские курорты - это уникальные природные лечебные факторы, высокие медицинские технологии, развитая инфраструктура, современные развлекательные центры и интересные туристические планы. В последние годы компании, работающие в домах отдыха и санаториях, видят ключ к процветанию в улучшении системы обслуживания гостей и повышении качества обслуживания. Была подчеркнута проблема повышения качества обслуживания. Качество играет ключевую роль в экономических и социальных стратегиях. В настоящее время наиболее перспективными компаниями являются те, которые ориентированы на клиентов и их потребности. Независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, Российское агентство отдыха представляет собой единый санаторий - комплекс отдыха при решении общих задач, который требует управления и организационно-методического контроля для реализации государственной гарантии различных контингентов населения и регулируется несколькими законодательными документами Российской Федерации.
Отечественные комплексы отдыха, появившиеся в бывшей советской системе, были интегрированы в рыночные отношения, коммерциализированы и стали играть важную роль в развитии курортных зон. Управление деятельностью санаториев и курортов имеет давнюю историческую традицию и является сложным, но очень перспективным бизнесом. По мере исчерпания роста, связанного с внешними экономическими факторами, и возобновления докризисного объема деятельности внутренние факторы развития будут становиться все более заметными.
Актуальность работы заключается в том, что в современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного актива является предметом беспокойства многих участников экономических отношений, которые заинтересованы в последствиях своей деятельности. Чтобы обеспечить выживание бизнеса в современных конкурентных условиях, возможность рентабельности должна в первую очередь уметь оценивать финансовое состояние бизнеса. Успех бизнеса во многом зависит от финансового состояния бизнеса, поэтому многие люди теперь обращают внимание на анализ финансового состояния бизнеса.
Цель – оценка экономической эффективности предприятия гостеприимства на примере санатория «Форос».
Задачи:
изучить теоретические аспекты экономической эффективности предприятий гостеприимства;
провести анализ экономической эффективности деятельности предприятия гостеприимства;
обосновать и разработать мероприятия совершенствования деятельности предприятия;
Объект исследования: Санаторий-профилакторий «Форос». Предмет исследования: оценка экономической эффективности предприятия гостеприимства.
При написании работы применялись методы анализа, синтеза, дедукции, индукции, логический, общенаучный диалектический метод познания социальных явлений.
Теоретической основой при написании работы послужили учебники, учебные пособия и монографии ряда российских ученых, посвященные теме исследования, научные статьи.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, посвященных теме исследования и отражающих поставленные при написании работы задачи, заключения, списка использованных источников. Название глав отображает их содержание. По завершении каждая глава сопровождается выводами.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТЕПРИИМСТВА
1.1. Особенности функционирования предприятий санаторно-курортной сферы
Санаторно-курортная индустрия относится к древнейшим видам туристского обслуживания. С античных времен люди осваивали минеральные источники, научились использовать лечебные грязи в рекреационных целях. В течение длительного времени санаторно-курортное лечение развивалось стремительно, благодаря чему занимало первое место на рынке индустрии туризма. На современном этапе развития туристической отрасли санаторно-курортное дело становится одним из самых развивающихся видов, привлекающих не только многих клиентов, но и инвесторов [13, с. 54].
В последнее время возрастает значение санаторно-курортной отрасли, что связано с растущей потребностью туристов в предоставлении качественных и дешевых курортно-оздоровительных услуг. Актуальность курортной тематики заключается в том, что в этой сфере существует множество нерешенных проблем. По своей деятельности Санаторий относится к лечебно-профилактическим учреждениям. Эти учреждения расположены в благоприятных природных зонах, в основном за пределами городов. Существует множество определений понятия санаторий, рассмотрим некоторые из них. Согласно большой медицинской энциклопедии, санаторий-это учреждение медицинского типа, использующее природные лечебные факторы (грязи, климат, минеральные воды и т. д.) В сочетании с лечебной физкультурой и физиотерапией в рекреационных, лечебных и профилактических целях [20, с. 59].
Санаторий - лечебное учреждение, специально оборудованное для лиц, нуждающихся в постоянном наблюдении врачей. Санаторий - лечебно-профилактическое учреждение с лечебной физкультурой и учетом природных (минеральная вода, климат, грязь) факторов, строгого режима и специальной диеты. Данные лечебные учреждения подразделяются на санатории общего типа и специализированные (детские, туберкулезные и др.). Таким образом, исходя из предложенных определений, можно сделать вывод, что санатории - это специализированные лечебно-профилактические учреждения для профилактики и лечения различных заболеваний, средства размещения, а также организации отдыха отдыхающих, включая отдых без лечения.
Официальная статистика показывает, что в Российской Федерации в последние годы небольшой сектор санаторно-курортного комплекса, несмотря на его преимущества, находится в состоянии стагнации. На самом деле количество малых предприятий не выросло. Подавляющее большинство малых предприятий в комплексе дома-отдыха были сформированы на базе ранее действовавших предприятий[13, с. 83].
Очевидно, что необходимо дальнейшее развитие правовой базы для курортного бизнеса. Его целью должно быть формулирование законодательства и подзаконных актов, формулирование и реализация национальной политики и национальных планов развития курортного бизнеса, с целью определения правовых гарантий и реализации этих планов для обеспечения развития курортного бизнеса.
Санаторно-курортный комплекс имеет важное значение для экономики страны, качества жизни населения, а также для обеспечения безопасности и здоровья граждан. Эффективное развитие комплекса может принести много существенных положительных эффектов российскому государству, предприятиям и населению. В то же время неэффективное или недостаточно быстрое развитие санаторно-курортного комплекса может оказать негативное влияние на ключевые показатели национального развития.
Национальная политика в отношении санаторно-курортного комплекса сильно различается, включая различные меры: от строгого контроля и контроля за коммерческой деятельностью санаториев до почти полного отсутствия контроля в этой области. Выбор конкретной национальной политики окажет значительное положительное или отрицательное влияние на развитие сектора курортов. Поэтому для достижения национальных целей необходимо сформулировать стратегию развития санаториев и комплексов отдыха в Российской Федерации. В стратегии будут четко сформулированы задачи национальной политики, связанные с рассматриваемыми областями, механизмы и инструменты для решения этих задач, а также описан четкий план действий органов государственной власти. Среди прочего, стратегия должна
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абабков, Ю. Н. Маркетинг в туризме : учебник / Ю. Н. Абабков, М. Ю. Абабкова, И. Г. Филиппова ; под ред. Е. И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 214 с.
2. Агешкина, Н. А. Основы турагентской и туроператорской деятельности : учебное пособие / Н.А. Агешкина. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 567 с.
3. Андреев, В. Д. Организация и методика риск-ориентированного аудита в туризме : учебное пособие / В. Д. Андреев. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2021. – 392 c.
4. Багдасарян, В. Э. История туризма : учебное пособие / В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, А.Д. Попов. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 190 с.
5. Баранов, А. С. Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма : учебник / А.С. Баранов, И.А. Бисько ; под ред. Е.И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 383 с.
6. Безопасность в туризме : учебно-методическое пособие / сост. С. Ю. Махов. – Орел : МАБИВ, 2020. – 118 с.
7. Бизнес-планирование в туризме : учебник для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» / под общ. ред. Т. В. Харитоновой, А. В. Шарковой. – 4-е изд. – Москва : Дашков и К, 2021. – 310 с.
8. Богданов, Е. И. Экономика отрасли туризма : учебник / Е. И. Богданов, Е. С. Богомолова, В. П. Орловская ; под ред. проф. Е. И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 318 с.
9. Боголюбов, В. С. Туристско-рекреационное проектирование. Оценка инвестиций : учебник и практикум для вузов / В. С. Боголюбов, С. А. Быстров, С. А. Боголюбова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 256 с.
10. Боголюбов, В. С. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве : учебник для среднего профессионального образования / В. С. Боголюбов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 293 с.
11. Бугорский, В. П. Организация туристской индустрии. Правовые основы : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Бугорский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 165 с.
12. Быстров, С. А. Организация туристской деятельности. Управление турфирмой : учебное пособие / С. А. Быстров. – Москва : Форум : ИНФРА-М, 2019. – 400 с.
13. Ветитнев, А. М. Олимпийский туризм: организационно-экономические аспекты и влияние на принимающую дестинацию : монография / А.М. Ветитнев, Н.В. Бобина. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 227 с.
14. Грошев, И. В. Туризм для лиц пожилого возраста : монография / И.В. Грошев, Е.П. Корчагин. — Москва : ИНФРА-М, 2021. – 303 с.
15. Губа, Д. В. Лечебно-оздоровительный туризм : курорты и сервис : учебник / Д. В. Губа, Ю. С. Воронов. – Москва : Спорт, 2020. – 240 с.
16. Дехтярь, Г. М. Стандартизация, сертификация и классификация в туризме : практическое пособие / Г. М. Дехтярь. – 4-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 412 с.
17. Джанджугазова, Е. А. Туристско-рекреационное проектирование : учебное пособие для вузов / Е. А. Джанджугазова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 257 с.
18. Докторов, А. В. Организация транспортного обслуживания в туризме : учебное пособие / А.В. Докторов, О.Е. Мышкина. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 208 с.
19. Долженко, Г. П. История туризма : учебник для вузов / Г. П. Долженко, Ю. С. Путрик, А. И. Черевкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 227 с.
20. Дурович, А. П. Организация туризма : учебное пособие / А. П. Дурович. – Минск : РИПО, 2020. – 295 с.
21. Дурович, А. П. Реклама в туризме : учебное пособие / А. П. Дурович. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 158 с.
22. Золотовский, В. А. Правовое регулирование в сфере туризма : учебное пособие для вузов / В. А. Золотовский, Н. Я. Золотовская. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 247 с.
23. Иванов, А. А. История российского туризма (IX-XX вв.) : учебное пособие / А.А. Иванов. – Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. – 320 с.
24. Ивлиева, О. В. Теория и практика экологического туризма : учебное пособие / О. В. Ивлиева ; Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2020. — 86 с.
25. Игнатьева, И. Ф. Организация туристской деятельности : учебник для вузов / И. Ф. Игнатьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 392 с.
26. Истомина, Э. Г. Внутренний туризм и туристские ресурсы России : учебное пособие / Э. Г. Истомина, М. Г. Гришунькина ; Рос. гос. гуманитары, ун-т. – 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Рос. гос. гуманитары, ун-т, 2019. — 288 с.
27. Котанс, А. Я. Технология социально-культурного сервиса и туризма : учебное пособие / А. Я. Котанс. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 384 с.
28. Кужель, Ю. Л. Туристское страноведение. Центральная и Южная Европа (Албания, Венгрия, Хорватия, Словения) : учебник для вузов / А. А. Крючков, А. Г. Граве ; под редакцией Ю. Л. Кужеля. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 400 с.
29. Маркетинг : учебник и практикум для вузов / Т. А. Лукичёва [и др.] ; под редакцией Т. А. Лукичёвой, Н. Н. Молчанова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 370 с.
30. Маркетинг на предприятиях и в корпорациях: теория и практика: монография / К. А. Смирнов, Т. Е. Никитина; науч.ред. К. А. Смирнов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 166 С.
31. Маркетинг. Практикум : учебное пособие для вузов / С. В. Карпова [и др.] ; под общей редакцией С. В. Карповой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 325 с.
32. Маркетинг: Учеб. пособие / А. В. Лукин. - 3-е изд., ПРОВАЙДЕР. и добавить. - М.: форум: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 240 С.
33. Маркетинг: Учеб. Пособие / А. М. Годин. - 9-е изд., перепечатывать. и доп.-М.: Дашков и к, 2017. - 656 С.
34. Маркетинг: Учеб. Пособие / В. П. Федько, Л. А. Чикатуев, Н.В. Федько. Третьяков; под ред. профессора В. П. Федько. - 2-е изд., Испр. и добавить. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 368 с.
35. Маркетинговое исследование рыночных ниш инновационной продукции: монография / Б. Е. Токарев. - М.: Мастер: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 272 с.
36. Маркетинговые исследования рынка: учебное пособие / Б. И. Герасимов, Н.Н. мозгов. - М.: Форум, 2016. - 336с.
37. Маркетинговые исследования рынка: учебное пособие / О. А. Лебедева, Н.И. Лыгина. - М.: ИД форум: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 192 С.