Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Культурно -гигиенические навыки, в дошкольной педагогики рассматриваются в контексте воспитания культуры поведения, та именно в совокупности устойчивых форм повседневного общении, поведения в быту, в различных видах деятельности.
По определению известного педагога С.В. Петериной культурно-гигиенические навыки следует понимать как автоматизированный способ выполнения какого-либо действия, которое в целом регулируется сознанием, способствующий проявлению опрятности, чистоты лица, рук, тела, прически, одежды, обуви [15].
В дошкольной педагогике проблема формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста рассматривается как в контексте физического воспитания таких исследователей как Ю. К. Бабанский, Г.Н. Година, В. И. Логинова, Г.В. Хухлаева, так и в контексте трудового воспитания - С. А. Козлова, Т. А. Куликова, А.А. Люблинская.
Педагоги- исследователи, занимающиеся вопросами физического воспитания, утверждают, что формирование культурно-гигиенических навыков является средством сохранения жизни и здоровья детей - это соблюдение правил культуры еды, чистоты тела, поддержание порядка в окружающей обстановке (дома, в группе детского сада, в общественных местах, на улице).
В исследованиях известного педагога Г. А. Урунтаевой отмечено, что воспитание у детей дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков способствует правильному поведению в общественных местах, в быту, а также играет важную роль в охране жизни и здоровья [18] .
Одним из приоритетных направлений работы педагогов дошкольной образовательной организации с детьми дошкольного возраста является развитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Педагогическая деятельность по данному направлению должна планомерно организовываться воспитателями с самого начала пребывания ребёнка в детском саду. Особенно важна она во второй младшей группе, ведь многие младшие дошкольники начинают посещать дошкольное учреждение не с яслей, а именно с трёх лет.
Работа по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, организуемые в ДОО- это прежде всего формирование навыков приема пищи, опрятности внешнего вида, а также поддержание чистоты своего тела. С раннего возраста дошкольники должны усвоить простейшие культурно- гигиенические правила, так как они влияют на их здоровье, а также взаимодействие с окружающими людьми.
Бесспорно является и то, что формирование культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания начинается в семье: многие родители заботятся уже с самого рождения приучают своих детей к самостоятельности и аккуратности. Однако роль воспитателя дошкольной образовательной организации в этом очень велика.
Проблемой воспитания культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста занимались такие отечественные педагоги, такие как Конина Е.Ю., Яковенко Т.О. . В ряде психолого- педагогических исследований таких педагогов как Виноградова Н.А., Гогоберидзе А.А. , Зебзеева В.А. и других раскрывается необходимость своевременного развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста. Акцентрируется внимание на то, что к ослаблению здоровья детей приводят несформированность культурно- гигиенических навыков и низкий уровень развития навыков самообслуживания. Роль формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания неоценима в социализации ребенка.
Актуальность обусловила выбор темы исследования «Особенности формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста».
Цель: определить особенности формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста.
Объект: культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания у детей дошкольного возраста.
Предмет: процесс формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста
Гипотеза: нами предположено, что формирование культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста имеют свои специфические особенности.
Для решения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы особенностей формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать методические аспекты по формированию у детей дошкольного возраста культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
3. Обобщить изученный материал.
Методы исследования: теоретические- анализ психолого- педагогической литературы, обобщение изученного материала.
Теоретическая значимость курсовой работы состоит в расширении представлений об особенностях формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО- ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность понятий культурно- гигиенические навыки и навыки самообслуживания в психолого- педагогической литературе
Для формирования культурно-гигиенических навыков наиболее благоприятно дошкольное детство. Исследователи в области дошкольного воспитания в своих трудах рассматривали вопрос о том, что при систематическом повторении действий происходит переход привычки в навык. Приведем пример, ребенка дошкольного возраста научили аккуратно складывать одежду в кабинку и в то же время требуют от него делать это каждый раз во время посещения детского сада и дома, он станет выполнять данное действие без напоминания взрослых.
Пока привычка не закрепилась ребенок нуждается в контроле и указании взрослых, а так же в поощрении, похвале.
Для ребенка выполнение определенных действий становится важным, он учится доводить начатое дело до конца, не отвлекаться – это способствует целенаправленному формированию культурно-гигиенических навыков. В результате ребенок сам, по своей инициативе контролирует ход выполнения действий. При этом формируются такие волевые качества как выдержка, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность, организованность и целеустремленность. [13]
Стремление заслужить похвалу, одобрение является стимулом к выполнению действия. Таким образом, чтобы обеспечить процесс социализации ребенка в полном объеме, необходимо педагогически верно организовать образовательную деятельность по формированию культурно- гигиенических навыков
Доброжелательность, опрятный внешний вид, порядок в группе, спокойная речь воспитателя – все это имеет большое значение в формировании культурно-гигиенических навыков у дошкольников для развития вышеуказанных навыков в практике дошкольного воспитания используются разнообразные методы, приемы и формы их организации.
У детей дошкольного возраста, отождествлены культурно –гигиенические навыки с навыками и умениями самообслуживания, связанные с соблюдением порядка и чистоты, формируются непосредственно под руководством взрослых
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями)
2. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - 335 с.
3. Алямовская, В.Г. Ребенок за столом: методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков / В.Г. Алямовская, К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина. - Москва: ТЦ Сфера, 2015 – 64 с.
4. Афонькина, Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию: пособие для воспитателей дет. сада и родителей / Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева. - Москва: Просвещение, 1997 – 125 с.
5. Белостоцкая, Е.М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 9 / Е.М. Белостоцкая. - Москва: Просвещение,2020. – 273 с.
6. Воспитание навыков гигиены и самообслуживания у детей раннего возраста: методическое пособие /авт.-сост. Галенко Н.Н. – Глубокий: МДОАУ № 22, 2021. – 32с.
7. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / Под ред. О.В. Солнцевой - Санкт-Петербург: Питер, 2017 – 480 c.
8. Дошкольная педагогика. Эстетическое и нравственное воспитание и развитие: учебник и практикум для вузов / Е.А. Дубровская [и др.]; под редакцией Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021 – 179 с.
9. Зебзеева, В.А. Организация режимных процессов в ДОУ: методическое пособие / В.А. Зебзеева. - Москва: ТЦ Сфера, 2017 – 80 с.
10. Конина, Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей: настольная книга / Е.Ю. Конина. - Москва: Айрис-пресс, 2017 – 28 с.
11. Курочкина, И.Н. Культурно-гигиенические навыки. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебное пособие для среднего профессионального образования / И.Н. Курочкина. -2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021 – 134 с.
12. Названова, Л. Чтобы зубки блестели / Л. Названова // Дошкольное образование. - 2017 - №14. – С.13-17.
13. Организация деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков и этикета: младшая и средняя группы / сост. О.И. Бочкарева. - Волгоград: Корифей, 2018 – 96 с.
14. Паунова, С. Гигиенические навыки с малых лет / С. Паунова // Дошкольное воспитание. - 2016 - № 11 – С. 67-69.
15. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: учебное пособие. - Москва: Просвещение, 2017 – 96 с.
16. Смирнова, Т. Собираем куклу на прогулку / Т. Смирнова // Дошкольное образование. - 2019 - № 10 – С. 53-59.
17. Теплюк, С. Об опрятности и аккуратности / С. Теплюк // Дошкольное воспитание, - 2018 - № 9 - С. – 13-17.
18. Урунтаева, Г.А. Как приобщить ребенка к гигиене и самообслуживанию: учебное пособие / Г.А. Урунтаева. - Москва: Просвещение, 2007 – 215 с.
19. Ушакова, О.С. Научные основы воспитания дошкольника: традиции и перспективы / О.С. Ушакова // Воспитательная работа в образовательной организации: состояние, проблемы, перспективы развития: сборник научных трудов всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 25-26 ноября 2020 года. - Москва: Некоммерческое партнерство «Международная академия наук педагогического образования», 2020 – С. 35-40.