Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Сегодня в системе развития образования происходят значительные изменения, касающиеся воспитания и развития личности ребенка. Одним из приоритетов федеральных государственных стандартов начального образования является развитие у ребенка способности соотносить свое поведение с общепринятыми этическими и моральными нормами, оценивать собственные поступки и высказывания, проявлять самостоятельность и инициативу в жизнедеятельности.
Формирование самооценки особенно важно в подростковом возрасте, когда оно сопровождается всесторонним изменением личности. Поэтому физиологические изменения часто являются причиной эмоционального стресса у подростков, которые не всегда удовлетворены изменениями во внешности, негативно влияющими на самоотношение и самосознание, что может привести к дезадаптации личности и низкой самооценке.
Задача педагога-психолога - помочь подросткам в процессе самовосприятия и способствовать формированию соответствующего уровня самооценки. Эффективность процесса обучения также требует психолого-педагогических усилий по установлению и развитию самооценки школьников. Следует отметить, что в каждом возрасте на развитие самооценки большое влияние оказывают виды деятельности, которые играют доминирующую роль в этом возрасте.
Подростковый возраст характеризуется кардинальными изменениями во всех сферах жизни человека. Несомненно, в этот период на формирование самооценки подростка влияют успехи и неудачи школьной жизни, то, как его оценивают окружающие, как складываются отношения со сверстниками.
Исследование межличностных отношений у подростков проводилось многими отечественными учеными Е.Л. Дубовской, Н.П. Аникеевой, Л.Р. Мадорским, Р.Л. Кричевским, Х. Ремшмидтом. Е.Н. Резниковым, М.В. Смирновой.
Эти положения подразумевают развитие ученика как объекта учебной деятельности, что невозможно без развития объективной и осмысленной самооценки, которая является частью основы для дальнейшего самопонимания и самовоспитания.
По вопросу самооценки проведено много исследований. Теоретические и практические аспекты данной темы отражены в трудах отечественных и зарубежных авторов (В.И. Долгова, Л.И. Божович, А.В. Захарова, Л.С. Выготский, А.И. Липкина, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев, Л.И. Чернышова, В.С. Мухина, К.О. Роджерс, М.И. Лисина, и др.).
Цель исследования – Изучить особенности самооценку подростков
Объект исследования - дети подросткового возраста
Предмет исследования – особенности самооценка подростков
Задачи
1.Рассмотреть понятия «самооценка» в отечественной и зарубежной психологии.
2.Изучить психологические особенности подросткового возраста;
3.Провести диагностику уровня самооценки у подростков;
Гипотеза исследования: особенности самооценки подростков зависят от условий множеством факторов: интеллектуальными и физическими способностями, характером, родительским воспитанием, типом темперамента.
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого – педагогической литературы
Практические: диагностика, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы, приложение
1 Теоретические аспекты самооценки подростков
1.1 Самооценка личности как предмет изучения отечественной, и зарубежной психологии
Многие российские психологи обращались к проблеме самооценки. Самооценка — это ценность, которую человек придает определенным аспектам самого себя, своей личности, деятельности и поведению в целом. Самооценка основывается на личной системе смыслов человека и принятой им системе ценностей. Самооценка формируется при активном участии человека и отражает специфику его внутреннего мира.
Н.А. Менчинская подчеркивает, что самооценка играет важную роль в учебной деятельности каждого ученика. Самооценка является важным личностным параметром психической деятельности, позволяющим осуществлять функцию саморегуляции поведения путем определения желательности (или нежелательности) того или иного действия. Самооценка оказывает значительное влияние на успешность деятельности.
Исследования, проведенные А.И. Липкиной под руководством Н.А. Менчинской, показали, что неадекватная самооценка (как завышенная, так и недостаточная) отрицательно влияет как на процесс, так и на результат учебной деятельности [8, с.87].
Л.И. Божович указывает, что «В раннем и дошкольном возрасте самооценка формируется под влиянием значимых взрослых, особенно родителей. Реакция взрослого является важнейшим регулятором поведения ребенка. Учителя обладают большим авторитетом и влиянием, чем родители. К концу начальной школы дети в большей степени подвержены влиянию мнений и суждений своих сверстников. А к концу средней школы формируется относительно стабильная самооценка и ожидания, связанные с самооценкой» [2, с.97].
Это порождает потребность быть не только на уровне требований других людей, но и на уровне собственных требований и собственной самооценки.
По мнению М.И. Личиной, самооценку в целом следует описывать не количественно (насколько она высока), а качественно (ее состав и окраску (положительная или отрицательная, полная или неполная и т.д.). Конкретная самооценка — это выражение отношения ребенка к успешности своего личного частного поведения [9, с. 67].
Известно, что в экспериментальной психологии характеристики самооценки нередко устанавливаются по параметрам притязаний. По мнению Бороздиной Л.В. уровень притязаний считается проявлением самооценки в действии личности.
Б.Г. Ананьев подчеркивает, что решающим в формировании представлений о себе является коллективная жизнь и правильное развитие оценочных отношений для формирования самооценки [1, с.135].
Самооценка формируется в процессе жизнедеятельности личности, выполняет важную функцию в ее развитии и является регулятором различных видов деятельности и поведения человека. Многие советские ученые изучали самооценку как характеристику личности, выполняющую определенные функции в ее развитии и определяющую то, как человек ведет себя, поступает и относится к окружающим.
По мнению Д.Б. Эльконина, на этапе школьного возраста управление поведением человека приобретает "внутренний механизм". Ребенок начинает регулировать свое поведение через отношение к себе и своим возможностям; Е.И. Савонько утверждает, что функция самооценки как регулятора поведения развивается вместе с другими психологическими характеристиками ребенка и приобретает качественную специфику в каждом возрасте. Развитие этой функции самооценки ученые связывают с формированием ее устойчивости. Это связано с тем, что стабильная самооценка представляет собой уже сформированное отношение человека к самому себе и может оказывать существенное влияние на его поведение [17, с.56].
Самооценка человека влияет на то, как он общается, на его отношения с другими людьми, на успешность его деятельности и дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает человеку чувство морального удовлетворения. Самооценка, и, в частности, высокий уровень компетентности и способностей человека, представляет собой амбиции, определяемые как уровень задач, которые человек ставит перед собой в жизни и считает себя способным их выполнить.
Неудачи и успехи сильнее всего ощущаются в тех видах деятельности, на которые дети возлагают большие надежды и которые они считают главными.
В западной психологии изучение самооценки заинтересовало многих ученых: согласно классической концепции У. Джеймса (1890), реализация идеального Я лежит в основе понятия самооценки, которая определяется как математическое соотношение между реальными до
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб: Питер, 2017. – 288 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с. - (Мастера психологии).
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Психолог, 2001. 284 с.
4. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений, том 3. М.: Педагогика, 2003. 316 с.
5. Галкина, Т. В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход [Текст] / Т. В. Галкина. – Москва : Институт психологии РАН, 2019. – 399 с.
6. Дементий, Л. И. Одиночество подростков: феноменология, факторы, типология [Текст] / Л. И. Дементий, Е. М. Коротеева. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2021. – 132 с.
7. Кашкуш, А. Специфика формирования самооценки [Текст] / Айман Кашкуш // Мир науки, культуры, образования. – Великий Новгород, 2018.– № 2 (69). – С.70-72.
8. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. Рузской А.Г. -М: Из-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005.
9. Липкина А.И. Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. - М., 1971. – 236 с.
10. Липкина А. И. Самооценка школьника и его память // Вопросы психологии. – 1981. - №3. – С. 79.
11. Мухина, B. C. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Валерия Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – Москва: Академия, 2006. – 608 с.
12. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.,2014.
13. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2001. – 512 с. – (Детская психология и психотерапия)
14. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. СПб. : «Питер», 2005. 389 с.
15. Шахова И. П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология». – 2-е изд. доп. и переработ. (Учебно-методическое пособие). - М.: МПСИ, 2002. – 144 с.
16. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произв. М.: Просвещение, 2012.
17. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.