Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Быстрые изменения в архивной отрасли в высокотехнологичном информационном обществе и разнообразие подходов к историческим исследованиям в ситуации постмодерна делают актуальными исследования теоретических проблем архивного дела. Французская архивная наука, отвечая на вызов времени, все активнее взаимодействует с зарубежными архивными школами, решая с учетом своей специфики общие для всех стран проблемы в сохранении и использовании исторического и документального наследия.
Актуальность исследования заключается в том, что необходимость изучения концепции национального наследия во французском архивоведении последних столетий вызвана слабой изученностью проблемы в отечественной и зарубежной историографии. Конкретные историко-архивные исследования по истории архивов Франции, выполненные в рамках существующих научных парадигм, дали богатый материал для выявления путей их развития.
Объектом исследования являются основные работы по методике архивного дела Франции периода Великой Французской революции.
Предметом исследования является эволюция архивного дела во Франции в период Великой Французской революции.
Цель работы: рассмотреть систему архивов Франции периода Великой Французской революции.
Задачи: рассмотреть архивное дело Франции периода Великой Французской революции;
изучить законодательные документы Великой французской революции.
Методологические основы исследования могут быть определены, как сочетание сравнительно-исторического и феноменологического подходов.
1. Архивное дело во Франции
1.1. Вопрос о документальных материалах
Франция занимает особое место в истории архивного дела европейских стран. В этой стране впервые была проведена реформа архивного дела; были воплощены в жизнь новые взгляды на архивы и их роль в жизни общества и государства. Во Франции буржуазная централизация архивов получила наиболее полное осуществление. Французское законодательство об архивах, опыт французских архивов в области систематизации и описания документальных материалов, организации архивного образования - оказали большое влияние на решение этих вопросов в других странах. Преобразования, осуществленные в ходе буржуазной революции конца 16 в., имели решающее значение для развития архивного дела во Франции.
Накануне революции французские архивы представляли собой картину величайшего разнообразия и раздробленности. Исследователи, изучавшие французские архивы этого периода, опирались на несколько тысяч отдельных хранилищ, никак не связанных друг с другом. Не было архива, имевшего центральное или национальное значение. Бывшая «Сокровищница хартий» долгое время не пополнялась новыми актуальными материалами и сохраняла лишь ценность хранилища исторических документов, в связи с чем этот архив не удостоился государственного внимания и содержался в жалком, заброшенном состоянии. Материалы текущей политики хранились в кабинетах королей, а также в архивах отдельных центральных учреждений, которые были ведомственной собственностью и не контролировались сверху. Еще большее разнообразие и раздробленность царили во многих архивах местных учреждений — административных, судебных, финансовых, военных и других. К этому следует добавить еще массу муниципальных, церковных и частных архивов [30].
Но первые меры революционного правительства касались документов, порожденных самой революцией, материалов созданных ею законодательных органов. Депутаты Национального собрания осознавали политическое значение и практическую ценность этих документов, а также то, что они призваны сохранить в памяти потомков деяния представителей нации. Местом хранения этих документов должен был стать архив Национального собрания. Решение о создании такого архива было принято Национальным собранием 29 июля 1789 года при обсуждении регламента Собрания. Организация архивов имела большое значение; его управление было поручено избранному Собранием архивариусу, а его работа контролировалась комиссарами Собрания. Вопрос об архивах поднимался несколько раз. В то же время по мере развития революции значение архивов возрастало. Его стали рассматривать как хранилище документов, гарантирующих права и завоевания нации.
В сентябре 1790 года был утвержден устав архива, который сегодня называется Национальным архивом. Это название отражает новое видение архива как учреждения государственного значения. Согласно уставу, в архив должны были войти все документы, касающиеся государственного устройства и административного деления Франции, ее законов и публичного права. Это означает, что, помимо материалов, специфичных для законодательных органов, здесь должны были находиться все важнейшие акты новой Франции, то есть создавался государственный архив в прямом смысле этого слова.
Другой особенностью, явно отличавшей Национальный архив от главных архивов абсолютистских государств, было признание его публичности: согласно уставу 1790 года, «каждый француз» в определенные дни недели и в определенное время мог приходить в архив и ознакомиться лично с интересующими его документами. Впоследствии крайне напряженная международная и внутриполитическая ситуация вынудила ограничить реализацию этого принципа [21].
Вскоре после основания Архива Национального собрания, 4 августа 1789 г., состоялись выборы архивариуса. Депутатом Ассамблеи был избран юрист Армш-Гастон Камю, который оставался на этой должности до своей смерти в 1804 году (с кратким перерывом, когда он находился в австрийском плену, куда он попал в 1792 году: в качестве комиссара Конвента при армии генерала Дюмурье). Выборы оказались очень успешными. Не прекращая активной политической деятельности, Камю уделял большое внимание вверенному ему архиву и проявлял в этой работе много энергии и неподдельный энтузиазм.
Авторитет Национального архива среди других учреждений революционной Франции был очень высок. Камю удалось сконцентрировать все представленные материалы о деятельности законодательных органов и организовать получение материалов от комитетов и комиссий, действующих в различных ветвях власти. Но его планы шли дальше. Он стремился превратить Национальный архив в настоящий центр сбора национальных сокровищ. Вскоре в этой области возникли новые проблемы.
После того как вопрос с документальными материалами революционного периода был решен, правительству новой Франции пришлось обратить внимание на документальное наследие старого режима. В ходе революционных событий были ликвидированы старые учреждения, распущены различные корпорации, закрыты монастыри, эмигрантская знать покинула свои замки. А архивы остались повсюду, механически перейдя в руки новой власти, но требуя мер по сохранению, организации и упорядочению [7]. Первоначально правительства революционной Франции не проявили интереса к этим архивам, нашлись даже люди, которые считали, что их следует уничтожить, чтобы стереть саму память о ненавистном феодальном строе. В провинции имели место такие случаи, как сжигание дворянских родословных и генеалогических документов, уничтожение архивов феодалов и использование бумаги из архивов в практических целях. Эти единичные факты, впоследствии крайне преувеличенные буржуазными историками, писавшими о революции, носили эпизодический характер.
Но говорили о необходимости обеспечить сохранность старых документов. Этому способствовала и заинтересованность новых властей в использовании отдельных категорий документов старого режима. Во-первых, конфискация земель дворян-эмигрантов и секуляризация монастырских земель, сдача земельного кадастра и продажа земельных участков государством заставили нас обратиться к документам вотчинных архивов. С другой стороны, в старых судах имеется множество дел, находящихся на рассмотрении или подлежащих пересмотру. Поэтому судебные документы старого режима оставались важными, как и все юридические документы, касающиеся прав собственности в целом. Материалы административных и финансовых учреждений также сохранили свое практическое значение. И в этом вопросе общепризнанным центром управления государственными документами выступил Национальный архив во главе с Камю. Уже в 1791-1792 гг. Камю и его сотрудники принимали меры по спасению и демонтажу отдельных парижских архивов, часто помещая документы в Национальный архив.
В 1793 году заброшенные материалы бывших административных, духовных и светских учреждений были переданы в ведение Национального архива. Осенью того же года в Национальном архиве были образованы два новых отдела для приема документов старого режима. Теперь существовало всего три отдела: первый отдел, называвшийся «Законодательным», хранил материалы законодательных учреждений и другие документы революционного периода (с 1789 года), другой отдел — юридический — получал материалы судебных учреждений, а третий — доманиальный раздел ― поступившие документы о земельных правах государства и частных лиц, родовые архивы и различные материалы из финансовых и административных учреждений. Поначалу Камю и другие сотрудники архива считали, что наиболее важные материалы со всей Франции должны быть собраны в Национальном архиве, но это была совершенно неосуществимая идея [13].
Прием и хранение старых архивов пришлось организовать на местах, а указом от 5 ноября 1790 г. в каждом округе, на который были разделены департаменты Франции, были учреждены склады для архивных материалов, перешедших в департаменты Франции, местные органы власти, в основном связанные с землей и другими имущественными правами государства. Так началось создание системы местных архивов.
Однако архивы были не единственным местом, куда поступали документы из предыдущих учреждений. Как тогда понималось, архивы имели прежде всего политическое и практическое значение; Поэтому из архивного наследия они были переданы преимущественно в те материалы, которые могли быть использованы для работы новой администрации. Остальные документы считались просто «историческими» и были переданы библиотекам как материалы для научных исследований.
После опубликования указа началась деятельность демонтажных бюро, и практика привела их к некоторым отклонениям от прямых указаний указа. Во-первых, срок выполнения в 6 месяцев оказался действительно невыполнимым, и работа бюро затянулась на долгое время. В Париже, где во главе бюро стоял сам Камю и где пришлось разобрать 450 архивов, его деятельность продолжалась несколько лет. В губерниях оно вообще не было завершено и чаще всего сводилось к передаче в архив целых старых реестров без детального анализа документов по этим группам [17].
Это имело отчасти положительные последствия, поскольку ограничило рассредоточение документов между архивами и библиотеками и уничтожение документов последних двух групп. Но зачастую члены бюро сознательно отказывались от передачи материалов в библиотеки, в ходе аналитической работы они приходили к пониманию исторической связи и значения документов и необходимости передачи их полностью в архивы.
1.2. Французский опыт решения проблемы ограничения доступа к архивной информации
Публичные архивы были созданы во Франции во время Французской революции и с момента их создания каждый гражданин получил право свободного и равного доступа к архивным документам. В 1794 г. право граждан на доступ к архивным документам в определенные сроки было закреплено в Декрете 7-го мессидора 2-го года Республики (25 июня 1794 г.) — первом законе об архивах.
Усложнение социальных отношений в обществе привело к установлению ограничений доступа к архивным документам. Так, во втором в истории Франции Законе об архивах от 3 января 1979 г. (в пункте 5 статьи 7) было определено, что «свободное использование архивных документов, содержащих персональные сведения или представляющих угрозу безопасности государства допускается по истечении шестидесяти лет со дня передачи его на хранение. Перечень этих документов утвержден постановлением Госсовета».
Последующие правоотношения во французском архивном секторе, хотя и сохраняли ограничительные периоды, тем не менее стремились гарантировать фундаментальное право человека – право на информацию, закрепленное во Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Результатом этой политики стало постепенное сокращение продолжительности периода ограничительного доступа от шестидесяти до тридцати лет [9].
В новом французском законе об архивах № 2008-696 от 15 июля 2008 г. был установлен нулевой период секретности. Этот третий закон в истории Франции является неотъемлемой частью Кодекса национального наследия 2004 года. В кодексе вопросы архивных документов регулируются в рамках двух общих разделов, посвященных общим положениям о приобретении, обороте культурных ценностей и конкретным характеристикам заморских ведомств, а также отдельная часть, посвященная непосредственно правоотношениям в архивной сфере Франции.
Согласно Кодексу национального наследия, часть II (законодательная часть), ст. Л. 211-1: «Архивы — это совокупность документов, включая данные, которые в зависимости от даты, места хранения, формы и материального обеспечения были созданы или получены любым физическим или юридическим лицом, государственным учреждением или частным, или органом для осуществления его деятельности».
Кодекс основан на ряде положений, таких как: 1) гарантия свободного доступа к архивным документам; 2) легкость доступа к документам лиц, занимающих политические должности; 3) возможность сохранения государственных архивов при их административном использовании на основании договора с частными предприятиями; 4) публичный доступ к частным архивам, получившим статус памятника истории; 5) ужесточение и диверсификация санкций с целью гарантировать наилучшее сохранение культурного наследия вообще и архивов в частности.
Кодекс национального наследия также включает положения Закона о свободе творчества, архитектуры и наследия № 1. от 7 июля 2016 года № 2016-925. В связи с этим уточнены положения статьи 2 Кодекса: 1) формулировка термина «архив» интегрирована с понятием «данные», что позволяет включенные в его состав компьютерные документы; 2) расширено понятие публичного архива (например, за счет архивных документов публичных лиц, созданных также вне государственной службы) и т. д. [12]
Помимо Кодекса национального наследия, доступ к архивным документам регулируется Законом «Цифровая республика» от 7 октября 2016 года, который дополнен Указом от 10 декабря 2018 года о категориях государственных документов с возможностью открытого доступа без процесса анонимности.
Закон о цифровой республике направлен на содействие открытости и обмену данными и знаниями, сохраняя при этом уважение к конфиденциальности пользователей Интернета и облегчая доступ граждан к цифровым данным. Он содержит 3 положения, касающиеся архивов: 1) обязанность распространять отдельные категории административных документов в сети Интернет (в открытом доступе), за исключением документов с персональными данными, не прошедших процедуру обезличивания, и документов постоянного хранения; 2) положения об индивидуальном доступе к документам ограниченного использования в порядке исключения для одного лица; 3) право на цифровое забвение: для персональных данных, касающихся несовершеннолетних, а также возможность любому лицу решать, хранить или уничтожить свои данные после смерти.
Доступ к архивным документам также регулируется Кодексом отношений общества и власти, вступившим в силу в 2015 году. В статье Л.311-5 Кодекса перечислены категории документов, имеющие сроки ограниченного использования. Это распорядительные документы, содержащие сведения: 1) о секретных вопросах работы государственной и исполнительной власти; 2) национальная оборона; 3) внешняя политика; 4) государственная, общественная, личная безопасность или безопасность общественных информационных систем; 5) бюджет и государственный долг [24].
Франция, как государство-член Европейского Союза, строит свое национальное архивное законодательство
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникиева, В. В. Катакомбы Парижа. Париж, скрытый от глаз / В. В. Аникиева, Е. В. Мартемьянова, Н. А. Щеглова, В. Н. Токарева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 3 (17). — С. 16-18.
2. Блуменау, С Ф. Марш парижан на Версаль осенью 1789г.: голодный бунт или политическая акция? // Вестник Брянского государственного университета. 2022. №2 (52).
3. Бовыкин, Д. Ю. Французская революция / Дмитрий Бовыкин, Александр Чудинов. ; Альпина нон-фикшн. - Москва : ПостНаука, 2021. - 468 с.
4. Вовси, Э. М. Сокровища Венсеннского замка. Документы кампании 1812 года в Военном архиве Франции // Французский ежегодник 2010: Источники по истории Французской революции XVIII в. и эпохи Наполеона .М. C. 296-303.
5. Гордон, А. В. Великая Французская революция: о понятии и понимании // Николай Иванович Кареев: Жизненный путь и научное наследие в трансдисциплинарном контексте современного историознания. Сборник статей и сообщений III Международной научно-образовательной конференции / сост. и отв. ред. Г.П. Мягков. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2021. - С. 127-133.
6. Исаев, Б. А. Революциология: общая теория революций : учебник для вузов / Б. А. Исаев. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 384 с.
7. Исхакова, О. Д. История Франции : учебник для вузов / О. Д. Исхакова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 242 с.
8. Казарян, Э. А. Соотношение понятий «свобода» и «права человека» / Э. А. Казарян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 337-339.
9. Кареев, Н. И. Великая Французская Революция / Н. И. Кареев. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 387 с.
10. Кропоткин, П. А. Великая французская революция. 1789-1793 / П.А. Кропоткин. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 430 с.
11. Кудрявцева, В. В. Сравнительный анализ российского и австрийского консерватизма (на примере работ Н. М. Карамзина и К. Меттерниха) / В. В. Кудрявцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 294-296.
12. Кулешова, Е. В. Клод де Сейссель (1450—1520) о формировании образа идеальной французской монархии в контексте итальянских войн и соперничества с итальянскими городами-государствами / Е. В. Кулешова, Д. Н. Старостин // Электронный научно-образовательный журнал «История». — 2020. — Т. 11. — N° 10 (96). — С. 22.
13. Ландау, А. Де Голль. История Франции 1940-1969 / А. Ландау. - М.: Энциклопедия-ру, 2019. - 520 c.
14. Манфред, А. З. Великая французская буржуазная революция / А.З. Манфред. - М.: Государственное издательство политической литературы, 2018. - 288 c.
15. Мишель, А. Идея государства. Критический опыт истории социальных и политических теорий во Франции со времени революции / А. Мишель. - М.: Территория будущего, 2019. - 212 c.
16. Оконечников, А. С. Организация Якобинского революционного правительства / А. С. Оконечников, И. А. Начетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 357-358.
17. Старостин, Е. В. Западноевропейская историография архивоведения (кон. XIX - первая треть XX вв.) // Советские архивы. - 1985. - № 3. - С. 70 – 77.
18. Таньшина Н. П. К 150-летию изучения Французской революции в России: от Герье до Новой русской школы // Новая и новейшая история. 2018. №6. С.118-136.
19. Таньшина, Н. П. Юбилей юбилея: итоги 200-летия Французской революции для российской и французской историографии // Новая и новейшая история – 2019. – Выпуск 2 C. 100-119.
20. Тишков, В. В. Оппозиционные французские политические объединения накануне созыва Генеральных штатов / В. В. Тишков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 17 (412). — С. 273-276.
21. Уметбаев, Т. Ш. Новая история стран западного мира. От нидерландской революции до Великой французской революции : учебное пособие / Т. Ш. Уметбаев, Л. А. Кутилова. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2020. - 232 с.
22. Фанталов, А. Н. Военно-политическое противостояние Англии и Франции в XVIII в. : войны и секретные операции // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2020. № 4. С. 68-79.
23. Фанталов, А. Н., Малязина, М. А. Механизм управления Францией в период наивысшего подъема Великой французской революции (1792-1794 гг.) // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. № 3 . С. 139-143.
24. Франция с 1789 года до наших дней. Сборник документов (сост. П. Коши). La France contemporaine, de 1789 à nos jours. Recueil de documents (par P.Cauchy). Учебно-методическое пособие / Под ред. Л.С.Белоусова, О.В.Раевской. – СПб.: Алетейя, 2020. – 192 с.
25. Фрязинов, С. Великая французская революция / С. Фрязинов. - М.: Пучина, 2018. - 312 c.
26. Худокормов, А. Г. Социально-экономическая история Франции : учебник / А.Г. Худокормов. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 286 с.
27. Цатурова, С. К. «Парламент при своём возникновении был государственным собранием»: истоки политических притязаний парламентариев (размышления о своеобразии французской монархии) // Средние века. 2019 . Т. 75 . № 3-4. С 9-42.
28. Шиковский, Д. Люди и нравы французской революции / Д. Шиковский ; переводчик А. М. Ловягин. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 119 с.
29. Шубин, А. В. Великая испанская революция / А.В. Шубин. - М.: Либроком, 2018. - 610 c.
30. Великая французская буржуазная революция [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / сост. Н.Н. Лыдин. – Барнаул : АлтГПУ, 2016. - https://library.altspu.ru/dc/pdf/lidin.pdf. (Дата обращения 12.12.2023).