Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Внутренние коммуникации — это жизненно важный элемент успешного функционирования любой компании. Каким бы крупным или малым она ни была, процесс обмена информацией между сотрудниками является неотъемлемой частью ее деятельности. Однако, в современном мире, где компании сталкиваются с большими вызовами и изменениями, эффективная система внутренних коммуникаций становится еще более важной.
Примером успешной организации внутренних коммуникаций может служить ПАО «СберБанк», крупнейший банк России, который имеет большое количество сотрудников, которые работают в различных филиалах и подразделениях по всей стране. Это делает организацию внутренних коммуникаций сложной и вызывающей множество проблем. Банк активно использует различные инструменты, чтобы обеспечить эффективный обмен информацией между своими сотрудниками.
Актуальность системы внутренних коммуникаций с сотрудниками на примере ПАО «СберБанк» обусловлена необходимостью эффективного управления информацией внутри организации. В современных условиях бизнеса, когда компании сталкиваются с растущей конкуренцией и быстрыми изменениями на рынке, внутренние коммуникации становятся ключевым фактором успеха. Компаниям необходимо устанавливать эффективные системы коммуникации, чтобы улучшить сотрудничество, повысить уровень информированности сотрудников, обеспечить быстрое реагирование на изменения и достичь стратегических целей организации.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в раскрытии важности системы внутренних коммуникаций для организации и исследовании ее компонентов и возможных путей развития. Практическая значимость данной работы состоит в том, что она может служить руководством для ПАО «СберБанк» и других организаций при разработке и внедрении эффективных систем внутренних коммуникаций, что позволит повысить эффективность работы сотрудников и достичь стратегических целей.
Объектом исследования является система внутренних коммуникаций с сотрудниками ПАО «СберБанк». Предмет исследования состоит в разработке и оценке эффективности системы коммуникаций, а также их влиянии на работу сотрудников и достижение стратегических целей.
В хронологические рамки исследования включается период с 2010 года по настоящее время, так как именно в это время ПАО «СберБанк» начал активно развивать и модернизировать свою систему внутренних коммуникаций в этот период.
Целью работы является разработка рекомендаций по построению эффективной системы внутренних коммуникаций с сотрудниками на примере ПАО «СберБанк».
Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы внутренних коммуникаций и коммуникационного процесса в организациях.
2. Дать общую характеристику и проанализировать маркетинговую стратегию ПАО «СберБанк».
3. Изучить опыт ПАО «СберБанк» в построении системы внутренних коммуникаций с сотрудниками.
4. Разработать рекомендации по улучшению системы внутренних коммуникаций с сотрудниками ПАО «СберБанк».
В качестве теоретических основ исследования будут использованы работы ведущих ученых в области внутренних коммуникаций и управления персоналом. Для сбора и анализа данных будут использованы методы наблюдения, анализа документации и отчетов ПАО «СберБанк».
Уровень научной разработанности проблемы построения системы внутренних коммуникаций с сотрудниками на примере ПАО «СберБанк» еще требует дополнительных исследований и анализа. Однако, существует определенное количество работ и публикаций, которые затрагивают эту проблематику и могут быть использованы в качестве основы для данного исследования.
Структура работы представляет из себя введение, три главы, заключение и список использованных источников и литературы.
1. Теоретические и концептуальные основы коммуникаций организации
1.1. Понятие коммуникации и ее роль в организации
Управление в организации осуществляется через людей. Одним из важнейших инструментов управления в руках управляющего персоналом является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватно ее восприятие теми, кому она предназначена. Многие понимают важность этой проблемы и уделяют этому большое внимание.
Коммуникация — это процесс передачи информации, идеи, чувств и знаний между людьми. Она играет важную роль в организации, оказывая влияние на ее эффективность и успех. Коммуникация является одним из ключевых элементов в обеспечении согласованности действий, координации работы и создании прочных отношений внутри организации.
Термин «коммуникация» происходит от латинского «communis», означающего «общее»: передающий сигналы или послания пытается установить «общность» с получающим их. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов [18].
По мнению Виханского О.С. термин «коммуникация» происходит от лат. «communis», что означающее «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию [7]. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов.
По мнению Латфуллиной Г.Р., под коммуникацией понимается обмен идеями, мнениями и информацией в устном и письменном виде посредством символов [10]. При этом передаваемая информация должна быть значима для участников коммуникации. Цель коммуникации – добиться от предпринимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.
С другой стороны, Чаусов Н.Ю. считает, что коммуникации – это обмен информацией, на основе которого руководитель принимает решения и доводит их до сотрудников организации [24].
А Фролов С.С. считает, что термин «коммуникация» (от лат. – «communicatio» - делать общим, сообщать, беседовать связывать) появился в научной литературе в начале XX века (хотя, вероятно, первая модель коммуникации была предложена Аристотелем, выделившим такие компоненты процесса коммуникации, как оратор, речь и аудитория).
Термин «коммуникации» быстро стал общепринятым, однако его распространение вовсе не означало, что коммуникации превратились в одну из важных составляющих социальных исследований. Только развитие различных концепций организаций придало актуальность проблемам, связанных с построением и функционированием коммуникационных сетей.
Роль коммуникации в организации, а, следовательно, и ее функции определяются, прежде всего, потребностями самой организации. Являясь обязательным элементом функционирования организации, коммуникация, тем не менее, может использоваться на примитивном уровне, не обеспечивая эффективное управление организацией и ее взаимодействие с внешней средой [15].
С другой стороны, тенденцию возрастания роли коммуникации в деятельности организации можно считать объективной. Так, Дж. Далтон выделяет четыре причины, объясняющие, почему роль коммуникаций в современном мире возрастает [16]:
1) Старые факторы производства (труд, земля и капитал) уступили место новым факторам (компетенция, потребители и знание).
2) Знание стало основным источником конкурентоспособности в контексте стратегии компании.
3) Интеллектуальный капитал (информация, опыт и знание) становится главным активом компании, и его стоимость может в несколько раз превышать материальные активы.
4) Появляется понятие потребительского капитала (Customer Capital), который определяется как ценность взаимоотношений организации с ее партнерами и клиентами.
Одной из основных функций коммуникации является передача информации. Чтобы организация могла функционировать эффективно, необходимо, чтобы информация между различными участниками организационного процесса передавалась точно и своевременно. Недостаток или неправильная передача информации может привести к недоразумениям, ошибкам и конфликтам. Коммуникация также позволяет достичь взаимопонимания и согласия, устранить недоверие и неопределенность.
Еще одной важной ролью коммуникации является создание и поддержание культуры и климата в организации. Коммуникация способствует формированию общих целей, ценностей и норм поведения. Через коммуникацию организационная культура передается новым сотрудникам и укрепляется у существующих. Кроме того, коммуникация определяет отношения между сотрудниками и руководителями, создает атмосферу доверия и поддержки, что способствует повышению мотивации и эффективности работы.
Еще одним аспектом коммуникации является ее роль в решении проблем и конфликтов. Коммуникация позволяет выявить разногласия и недоразумения, обсудить их и найти взаимовыгодное решение. Коммуникация также способствует решению конфликтов путем открытого обмена мнениями и поиска компромиссных решений.
Организация также использует коммуникацию для мотивации и лидерства. Через эффективную коммуникацию руководители могут вдохновлять и мотивировать своих подчиненных, предлагая им ясное видение, давая конструктивную обратную связь и поддержку. Коммуникация также позволяет руководителям эффективно делегировать задачи и устанавливать ожидания относительно работы и достижения результатов.
Наиболее актуальным в современных условиях является комплексный подход к исследованию всех аспектов и проблем коммуникации в организации, поскольку он отличается ярко выраженным междисциплинарным и интеграционным характером, а также позволяет достичь эффекта синергизма [15].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова Александра Дмитриевна РОЛЬ ВНУТРЕННИХ КОММУНИКАЦИЙ В ПОСТРОЕНИИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ // Научные записки молодых исследователей. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-vnutrennih-kommunikatsiy-v-postroenii-korporativnoy-kultury
2. Аксенова, Е. А. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ, 2017. - 560 с. - ISBN 978-5-238-00290-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1028879
3. Ашурова Д.Н. Повышение мотивации банковских сотрудников, обслуживающих физических лиц // Символ науки. 2016. № 12-1. С. 43 - 46.
4. Батожаргалов Б.Б. Система мотивации персонала на примере компании "Сбербанк" // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-motivatsii-personala-na-primere-kompanii-sberbank
5. Вагапова Наталья Александровна, Андриянова Ангелина Александровна Коммуникации как фактор эффективной деятельности организации // Вестник КГЭУ. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikatsii-kak-faktor-effektivnoy-deyatelnosti-organizatsii
6. Вагапова Наталья Александровна, Андриянова Ангелина Александровна Коммуникации как фактор эффективной деятельности организации // Вестник КГЭУ. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikatsii-kak-faktor-effektivnoy-deyatelnosti-organizatsii
7. Виханский, О. С. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2023. — 672 с. - ISBN 978-5-9776-0554-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2016155
8. Гамзагаджиев Марат Тагирович, Махачева Мадина Дагировна Оценка организации банковского маркетинга ПАО "Сбербанк России" и направления его совершенствования // АНИ: экономика и управление. 2019. №3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-organizatsii-bankovskogo-marketinga-pao-sberbank-rossii-i-napravleniya-ego-sovershenstvovaniya
9. Зотова И.В., Магомедова Г.М. Методы управления персоналом в условиях цифровой трансформации (на примере ПАО сбербанк России) // Инновационная наука. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-upravleniya-personalom-v-usloviyah-tsifrovoy-transformatsii-na-primere-pao-sberbank-rossii
10. Латфуллин, Г.Р. Теория организации / Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко. - М.: СПб: Питер, 2023. - 400 c.
11. Лю Чуаньбинь СОДЕРЖАНИЕ КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА И ЕГО ЭТАПЫ // StudNet. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-kommunikatsionnogo-protsessa-i-ego-etapy
12. Лях А.Д. СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПАО "СБЕРБАНК" // Форум молодых ученых. 2019. №2 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-upravleniya-personalom-pao-sberbank
13. Макарович Людмила Сергеевна ЭЛЕМЕНТЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИМЕРЕ СФЕРЫ УСЛУГ // НАУ. 2021. №73-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elementy-kommunikativnogo-protsessa-na-primere-sfery-uslug
14. Медведовский, Г. А. Исследование маркетинговой деятельности группы Сбер / Г. А. Медведовский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 3 (398). — С. 236-238. — URL: https://moluch.ru/archive/398/88001/
15. Морозова Н. А. Управление коммуникациями в организации // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-kommunikatsiyami-v-organizatsii
16. Морозова Надежда Альбертовна Коммуникации в организации: комплексный подход // Современные технологии управления. 2011. №9. URL: сhttps://cyberleninka.ru/article/n/kommunikatsii-v-organizatsii-kompleksnyy-podhod
17. Морозова Надежда Альбертовна Коммуникации в организации: комплексный подход // Современные технологии управления. 2011. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikatsii-v-organizatsii-kompleksnyy-podhod
18. Одинцов, А. А. Основы менеджмента : учебное пособие для вузов / А. А. Одинцов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 241 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16616-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531381
19. Организационное поведение : учебник и практикум для вузов / Г. Р. Латфуллин [и др.] ; под редакцией Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой, А. В. Райченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 291 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16430-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531024
20. Попадьина Т.А. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ СБЕРБАНКА // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. №6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kratkaya-harakteristika-deyatelnosti-i-pokazateley-sberbanka
21. Семченко Ирина Владимировна, Башманова Марина Игоревна Коммуникационный процесс в управленческой деятельности // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2013. №3 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikatsionnyy-protsess-v-upravlencheskoy-deyatelnosti
22. Сорокина Людмила Анатольевна, Ширяева Татьяна Юрьевна Стратегические кадровые приоритеты ПАО Сбербанк // Вестник РУК. 2020. №1 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-kadrovye-prioritety-pao-sberbank
23. Сорокина Людмила Анатольевна, Ширяева Татьяна Юрьевна Стратегические кадровые приоритеты ПАО Сбербанк // Вестник РУК. 2020. №1 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-kadrovye-prioritety-pao-sberbank
24. Чаусов Н.Ю. под ред., Калугин О.А. под ред. и др.
Менеджмент : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Финансы и кредит" / [Н. Ю. Чаусов и др.] ; под ред. Н. Ю. Чаусова, О. А. Калугина. - Москва : КноРус, 2014. - 496 с. : ил.; 22 см.; ISBN 978-5-406-04420-9
25. Экосистема Сбер сегодня. — Текст: электронный // Официальный сайт Сбера: [сайт]. — URL: https://www.sber.ru/ecosystem/
26. Ягупова Е.А., Доморников А.Н. Деятельность Сбербанка России на современном этапе // Символ науки. 2016. №10-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-sberbanka-rossii-na-sovremennom-etape
Интернет-источники
27. КонсультантПлюс: справочно-правовая система. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
28. Научная электронная библиотека. – Режим доступа: elibrary.ru
29. Портал государственных программ Российской Федерации. – Режим доступа: https://programs.gov.ru/Portal/
30. https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10937759
31. Официальный сайт ПАО «Сбербанк» – //https://www.sberbank.ru/ru/about/today