Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст рассматривается в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке, как один из наиболее противоречивых, кризисных этапов для формирующейся личности. Вчерашний ребенок сталкивается с изменениями на всех уровнях существования человека: интенсивные изменения анатомии и физиологии, трансформация социального взаимодействия на качественном и количественном уровнях, изменение собственной идентичности, трансформация системы ценностей, познавательной и эмоциональной сфер.
Нередко, подростковый возраст «вскрывает» противоречия и «напряжения» в отношениях с окружающими людьми, которые ранее подавлялись или не осознавались. Новое восприятие себя и мира в сочетании с отсутствием опыта принятия новых социальных ролей, нередко вызывает «нестандартные» поведенческие проявления, которые ранее, ребенок не использовал, эмоциональные реакции, которые не всегда контролируются ребенком, изменения в поведении со значимыми взрослыми, которые иногда «удивляют или пугают». Подростковый возраст требует особого внимания, деликатности и грамотного сопровождения со стороны стабильных взрослых. При отсутствии грамотного психолого-педагогического сопровождения, понимания, выстраивания качественной коммуникации с подростком в первую очередь в таких социальных институтах, как школа и семья, при замене коммуникации «поучениями» и агрессией со стороны взрослого, подросток, будучи еще не зрелой личностью, проявляет протестное поведение, избегание, инфантильные способы совладания со стрессом, переходит для взрослых в категорию «трудных», девиантных, подростков с отклоняющимся поведением. Протестное поведение «трудного» подростка может проявляться по-разному, в зависимости от личностных и индивидуальных особенностей, от социальной ситуации развития подростка. Это аддикции, непослушание, «прогулы», агрессия разных видов (начиная от самоагрессии, до физической и сексуальной агрессии, направляемой во вне), эпатажное поведение, замкнутость, непослушание и мн.др.
Так или иначе, трудновоспитуемость, зачастую, имеет своей причиной социальные условия развития личности, индивидуальные особенности индивида, травматичный опыт и т.д. и проявляется на уровне поведения и рассматривается, в первую очередь, как поведенческие отклонения [7].
Проблема трудновоспитуемости в подростковой среде и поиска направлений профилактики и коррекции данного явления, не теряет своей актуальности в современных социальных условиях, характеризующихся особой стрессогенностью. Рост цифровых технологий меняет общество, меняет формы социального взаимодействия, его качественные и количественные характеристики, меняет психологию индивида, ускоряет пространство и время, увеличивая тревожность, повышая нагрузку на психику. На разных уровнях заявляется наличие проблемы духовного и социально- экономического кризиса современного российского общества в частности, в котором сохраняются сбои в функционировании важнейших институтов социализации и социального контроля: семье, образовательной системе, в системе правоотношений.
При этом, главная цель процесса социализации в подростковом возрасте – интеграция индивида в социальную систему и частичная сепарация, через агентов социализации требует помощи со стороны взрослых в выработке подростком ценностно - нормативных установок личности, которые не противоречат общепринятым нормам. Косвенное влияние и сопровождение подростка на данном этапе может рассматриваться как профилактика девиантного поведения подростков. Необходима выработка качественной технологии работы с подростками по профилактике девиаций в таком важном институте социализации, как образовательная организация.
В таких условиях, социализация подростка может проходит деструктивно, с проявлением девиаций.
Трудновоспитуемость подростков выступает как психолого-педагогическая проблема. Авторы рассматривают особенности и причины формирования личности трудновоспитуемого подростка, рассогласованность их личностных отношений как причину трудновоспитуемости и ее психологической сущности; выясняются условия и возможности психолого-педагогической коррекции личности и поведения трудновоспитуемых школьников с рассогласованными личностными отношениями посредством целенаправленного воздействия на ход педагогического процесса в общеобразовательной школе и т.д.[18; 37; 38].
Поиск личностных и социальных механизмов регуляции поведения «трудных подростков», анализ исследований отечественных и зарубежных авторов подводит к выводу об обоснованности применения туризма в качестве инструмента для профилактики и коррекции трудновоспитуемости подростков. Вышесказанное определяет актуальность и выбор темы исследования: «Педагогическая поддержка трудновоспитуемых подростков средствами включения в туристическую деятельность».
Степень научной разработанности проблемы.
Проблема трудновоспитуемости подростков не является в науке новой.
По мнению значительного количества исследователей, в сфере психологии, социологии, педагогики в отечественной и зарубежной науке (Я.И. Гилинский, Е.В. Змановская, Д.В. Менделевич, И.П.Бадьина, Б.Перри, М.Салавиц и др.) трудновоспитуемость, как проявление личности формируется вследствие нарушений процесса социализации, будь то агрессия, изоляция, отвержение со стороны взрослых, педагогическая запущенность или деструкции воспитательного воздействия.
Напрямую или косвенно, проблемы трудновоспитуемости в подростковом возрасте и направления ее психопрофилактики, рассматриваются в работах таких авторов, как Л.И.Бершедова, Е.Д.Божович, К.Обуховский, Х. Ремшмидт, Э. Шпрангер, Э.Эриксон, Л.С. Выготский, Б.С.Волков, М.Р. Гинзбург, К.Н. Поливанова, Л.Ф.Обухова и др., которые рассматривают особенности развития в подростковом возрасте; И.П.Бадьина, В.Д.Менделевич, Дж.Боулби, Б.Перри, М.Салавиц, и др.которые анализируют детскую психологическую травму, как причину девиантного поведения; Т.Г.Визель, М.А.Ковальчук, Е.С.Степанова, К.Д.Хломов и др., рассмотревших особенности девиантного поведения подростков; Т.Г.Визель, А.И. Кочетков Н.Н. Верцинская, А.К.Колеченко и др. обосновывают направления психопрофилактики трудновоспитуемости подростков.
Проблема исследования обусловлена существующими внутренними противоречиями, возникающим для личности в подростковом возрасте, в противоречивых условиях социума. С одной стороны, подростку необходима интеграция в социум, построение своей идентичности, осознание своего «Я» и реализация собственных потребностей. С другой стороны, формирующейся личности необходимо развитие волевых качеств, контроль над эмоциональными проявлениями, собственными желаниями, для выработки нравственных, экологичных, цивилизованных и гуманных поведенческих реакций. С одной стороны, подросток стремится к самостоятельности и сепарации от взрослых, с другой стороны, сопровождение устойчивого взрослого является одним из ресурсов для формирования психологически здоровой личности и созревания подростка. Существует противоречие между имеющимися возможностями туристической деятельности как технологии реабилитации трудновоспитуемых подростков и недостаточным использованием этих возможностей в социально-педагогической практике.
Объект исследования: педагогическая поддержка трудновоспитуемых подростков.
Предмет исследования: педагогическая поддержка трудновоспитуемых подростков средствами включения в туристическую деятельность.
Гипотеза исследования: технология включения трудновоспитуемых подростков в туристическую деятельность в общеобразовательной организации будет эффективной, при учете проработки в туристической деятельности таких личностных сфер подростков, как эмоционально-волевая, когнитивная, коммуникативная, ценностно-мотивационная.
Цель исследования: изучение педагогической поддержки трудновоспитуемых подростков средствами включения в туристическую деятельность.
Задачи исследования:
1.Представить общее понятие трудновоспитуемости в подростковом возрасте.
2. рассмотреть трудновоспитуемость в подростковом возрасте как педагогическую проблему.
3.Описать специфику педагогической поддержки подростков средствами включения в туристическую деятельность.
4.Отразить условия реализации технологии (проекта) педагогической поддержки трудновоспитуемых подростков посредством включения их в туристическую деятельность.
Методы исследования: изучение литературы по теме исследования, наблюдение, изучение и обобщение опыта отечественной и зарубежной практики, моделирование.
Теоретическое значение курсовой работы состоит в том, что результаты проведенного исследования теоретических основ заявленной темы могут внести вклад в разработку теоретических и эмпирических материалов по применению туристической деятельности в качестве педагогической поддержки трудновоспитуемых подростков.
Практическая значимость курсовой работы: результаты проведенной исследовательской работы и предложенные методические рекомендации могут быть использованы педагогом, психологом, социальным педагогом, родителями в процессе образовательно-воспитательной деятельности с трудновоспитуемыми подростками.
Структура исследования: работа включает введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ ПОДРОСТКОВ
1.1Общее понятие трудновоспитуемости в подростковом возрасте
Выведем понятие трудновоспитуемости, двигаясь непосредственно от понятия «воспитания». Крившенко Л.П. под воспитанием в широком социальном смысле понимает совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение социально-культурного опыта, норм и ценностей [31, С.64]. В узком педагогическом значении, согласно автору, воспитание – это специально организованная деятельность, направленная на формирование определенных качеств человека, осуществляемая во взаимодействии педагогов и воспитанников в рамках воспитательной системы [31, С.414].
Сластенин В.А. под воспитанием понимает, в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание) [32, С.142].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М-во образования и науки Российской Федерации, 2016.
2. Бадьина Н.П. Психологическая помощь ребенку, пережившему психическую травму: Методические рекомендации для педагогов-психологов ОУ. – Курган, 2005. 63 с
3. Бершедова Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов. – Дисс. доктора психол. наук. – М., 1999. 314 с.
4. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. – М. : Знание, 1979. 37 с.
5. Бюлер Ш. Что такое пубертатный период // Психология подростка: хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. С. 9-19
6. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. Пер. с англ. – М.: Академический проект, 2006. 232 с.
7. Буйневич Т.В. Психопрофилактическая и психокоррекционная работа с учащимися девиантного поведения [Электронный ресурс] : метод. пособие. - Минск : Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2014. - 88 с.
8. Васкэ Е.В. Типология субъектов девиантного поведения. – Автореф. дисс… канд. филос. наук. – Н.Новгород, 2000. 27 с.
9. Визель Т.Г., Сенкевич Л.В., Янышева В.А. и др. Девиантное поведение подростков: теории и эксперименты. Монография. - Тула, 2007. 341 с.
10. Волков Б.С. Психология юности и молодости. – М.: Академический проспект, 2006. 255 с.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология /Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
12. Воронцова М.В. Социальная работа с девиантными подростками / М.В.Воронцова, Т.А. Дубровская. – Таганрог, 2011. 436 с.
13. Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. Учебное пособие. Санкт-Петербург: филиал института Социологии РАН, 1993. 167 с.
14. Ганишина И.С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних. – Дисс… канд. психол. наук. – Рязань, 2004. 160 с.
15. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. 288 с.
16. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2014. 448с.
17. Ильин Е.П. Психология доверия. – СПб: Питер, 2013. 288 с.
18. Каган В.Е. Девиантное поведение детей и подростков: к анализу понятия // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков: Материалы Рос. науч.-практ. конф. - М.: Изд. Дом «Грааль», 1996. – 612 с.
19. Коповая О.В., Коповой О.С. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. 80 с.
20. Кербиков О.В. Микросоциология, конкретно-социологические исследования и психиатрия // Вестник Академии медицинских наук СССР. — 1965. – С. 7-16.
21. Кочетков А.И., Верцинская Н.Н. Перевоспитание подростка. – М.: Педагогика, 1972. 120 с.
22. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002. 368 с.
23. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю, Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация. – М.: Владос-Пресс- 2010. 412 с.
24. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2015. 354с.
25. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.:Просвещение, 1989. 255 с.
26. Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры // Социология преступности. - М.: Прогресс, 1966. – С. 120-125.
27. Лазарус Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. С. Лазарус // Эмоциональный стресс. - Л.: ЛГУ, 1970. 288с.
28. Менделевич В.Д. Психотравма, личность и неврозогенез (антиципационный подход) // Социальная и клиническая психиатрия. — 1995. №3. С. 12-17.
29. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2016. – 460с.
30. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2012. – 678с.
31. Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. - 432 с.
32. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 576 с.
33. Степанова Е.С. Мотивация аффилиации в подростковом возрасте как интегративное психологическое образование // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70314 (дата обращения: 31.10.2021).
34. Смык Ю.В. Жестокость родительского воздействия как фактор агрессивного поведения подростков. – дис. канд. психол. наук. – Иркутск, 2014. 197 с.
35. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2014. 304с.
36. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М.: МПСИ, 2005. 176 с.
37. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. — М. : Педагогическое общество России, 2003. — 127 с.
38. Хломов К.Д. Социальные риски в контексте индивидуальных жизненных траекторий современных подростков // Социальная психология и общество. – 2016. Т. 7. № 2. С. 109–125.
39. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. 336 с.
40. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2015. 352 с.