Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Приоритетной целью современного школьного образования является развитие у учеников способности самостоятельно ставить учебные цели и проектировать пути их реализации. У школьников должно быть сформировано умение самостоятельно учиться. Основным требованием ФГОС на каждой образовательной ступени является формирование предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов.
Развитие личности в современной системе образования обеспечивается, формированием личностных и метапредметных результатов, представленных в ФГОС группами универсальных учебных действий. Предметные знания, умения и навыки рассматриваются сегодня как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих школьников. Современное общество сегодня нуждается в планировании и достижении личностных результатов субъектов в целях развития целеустремлённой, способной к самообразованию и самовоспитанию личности. Особую роль в данном процессе играет способность школьников самостоятельно работать с текстами учебников, в том числе по географии. Учитывая то, что сегодня помимо формирования предметных знаний, умений и навыков у школьников должны формироваться различного рода универсальные учебные действия, работе с книгой сегодня придаётся большое значение.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость обучения школьников работе с текстом учебника в начальном курсе географии.
Объект исследования: процесс обучения географии в основной школе.
Предмет исследования: формы и приёмы работы с текстом учебника в начальном курсе географии.
Задачи:
1. Рассмотреть учебник как универсальное средство обучения.
2. Изучить методы и приёмы работы с учебником.
3. Рассмотреть особенности учебника географии для 5-6 классов.
4. Описать возрастные психолого-педагогические особенности младших подростков.
5. Раскрыть методику работы с текстом учебника.
6. Раскрыть методику работы с внетекстовыми компонентами учебника.
7. Предложить методику организации самостоятельной работы с учебником.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной, нормативной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, семь параграфов, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы организации работы с учебником в начальном курсе школьной географии
1.1. Учебник как универсальное средство обучения
В современной образовательной среде большое внимание уделяют конечному образовательному результату школьников. В отличие от традиционной образовательной модели, где конечным результатом являлись предметные знания, умения и навыки, в современном системно - деятельностном подходе ФГОС предъявляют требования к предметному, метапредметному и личностному результатам. Конечные планируемые результаты освоения предметных программ основного общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ, разработанных в полном соответствии с требованиями ФГОС ООО и системно - деятельностным подходом [13].
Современная образовательная модель выстраивается с учетом основных нормативных документов, которые обеспечивают функционирование ФГОС. Это базисный учебный план, Фундаментальное ядро содержания общего образования, Примерные основные образовательные программы, программы формирования универсальных учебных действий, системы оценивания и др. Планируемые результаты уточняют и конкретизируют требования ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ для каждого учебного предмета. В соответствии с требованиями ФГОС, содержание планируемых результатов должно позволять осуществлять оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования в ходе разнообразных процедур. Система планируемых результатов по каждому предмету призвана дать представление о том, какими именно действиями, познавательными, личностными, регулятивными, или коммуникативными, овладеют школьники в ходе образовательного процесса.
Современные учебники позволяют сегодня всё это у школьников формировать. Именно школьный учебник является универсальным средством обучения. Учебник был и остается основным средством обучения в школе. современный школьный учебник, реализуя содержание образования, призван систематизировать и интегрировать сведения, полученные учащимися из различных каналов массовой информации. Именно учебник объединяет вокруг себя все другие школьные книги. К школьным книгам относят различные учебные пособия, научно-популярную литературу, основную и дополнительную литературу и др. Иные средства обучения, в частности, наглядные пособия, дидактические материалы, тексты, записанные на грампластинки и др., координируют работу школьников после работы с учебником. Учебные книги успешно выполняют многие функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную и др.
При использовании специально разработанных учебников эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний и умений школьника. Учебник должен учить ученика учиться. По форме изложения он должен быть краток, и должен содержать в себе весь необходимый и достаточный учебный материал. Материал, содержащийся в учебнике, как и в учебных пособиях, одновременно должен отражать изложение фундаментальной науки, и быть доступным соответствующим возрастам учеников. Учебник должен учитывать интересы школьников, особенности их психических процессов, к которым относят восприятие, мышление, память.
Систематическое изложение учебного материала в учебнике должно осуществляться в единстве с методами познания. учебник как основное дидактическое средство обучения должно побуждать интерес ученика к знаниям и самому процессу познания [6]. Актуальность этого вопроса бесспорна, поскольку, знания, умения, убеждения нельзя передать от учителя к ученику, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство с текстами, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие полученной новой информации.
Структура планируемых результатов, выстроенных на основе системно–деятельностного подхода, должна отвечать основным положениям учения Л.С. Выготского о необходимости определения динамической картины развития субъекта на основе выделении уровня актуального развития и ближайшей перспективы развития. Это означает, что в структуре планируемых результатов должны найти отражение ожидания, связанные с тем, какими учебными действиями в отношении системы знаний, умений и навыков большинство школьников овладеют на уровне:
- актуального развития, т.е. на уровне актуальных действий, иначе говоря, на уровне действий, хорошо освоенных и выполняемых практически автоматически;
-зоны ближайшего развития.
В сфере личностного образовательного результата или универсальных учебных действий будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника;
- адекватная мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;
-ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие школьников. Эти цели вместе взятые должны обеспечивать ключевую сверхзадачу образования – научить учиться.
Приоритетным направлением ФГОС является реализация развивающего потенциала образования. Актуальной задачей образования является обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей школы является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение школьников учиться. Это значит речь идёт не только об освоении школьниками конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных учебных предметов.
1.2. Методы и приёмы работы с учебником
Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения школьниками предметных знаний и умений. Действия школьников опосредованы уровнем развития мировоззрения. При этом задача учителя повысить этот уровень через эффективное развитие универсальных и личностных учебных действий. Развитие учебных действий в составе личностных и всех иных универсальных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер школьника [9]. Работа с учебником и книгой - это важнейший метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с пе¬чатными источниками. Это может быть следующее:
-конспектирование;
-составление плана текста;
-цитирование;
-составление формально-логической модели, или словесно-схематическое изображение того, что прочитано;
-составление сравнительных характеристик предметов, явлений в произведениях разных авторов и др.
Для лучшего понимания прочитанного текста учебника следует вводить следующие приёмы работы с книгой:
-диалог с текстом;
-вопросы к тексту;
-выдвижение гипотез и их проверка;
-самоконтроль;
-восполнение пробелов текста;
-работа с примерами;
-выписывание и подчеркивание;
-выделение главного;
- составление схем, рисунков и таблиц.
Всё это можно отнести к приёмам обработки той информации, которая заложена в тексте учебника. Учебник, как средство организации самостоятельной работы, обладает большими формирующими возможностями. Это самоучитель и основной источник знаний, который выполняет множество функций, таких как, самоконтроль, получение информации, мотивация, самообразование и др.
Речь идёт о способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Развитие УУД и получение личностного образовательного результата основывается на положениях культурно-исторического системно -деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностного и личностно ориентированного подходов. Овладение школьниками личностными универсальными учебными действиями происходит в контексте всех тех учебных предметов, которые входят в школьный учебный план.
Очевидно, что каждый учебный предмет раскрывает свои возможности для формирования УУД и личностного результата, определяемые функцией учебного предмета и его предметным содержанием. Развитие личностных универсальных действий, в частности, смыслообразования и нравственно-этического оценивания составляет центральную линию развития личности школьника. Овладение универсальными и личностными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения и компетентности. Для этого важно использовать некоторые приемы обучения учащихся умениям и навыкам самостоятельной работы с учебником, таких как:
-комментирование чтения;
-ответы на вопросы;
-подробный или краткий пересказ;
-составление опорного конспекта;
-составление планов;
-заполнение таблиц и составление хронологических таблиц;
-составление схем
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в
основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для
учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред.
А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 159 с.
2. Баринова, И.И. Развитие познавательной самостоятельной
деятельности учащихся при изучении физической географии [Текст] /под
ред. И. И. Баринова, Т.П. Герасимова. – М.: Просвещение, 2013. – 128 с.
3. Божович, Е.Д. развитие субъекта образования: проблемы,
подходы, методы исследования [Текст]: учебник / под ред. Е.Д. Божович. –
М.: ПЕРСЭ, 2012. – 399 с.
4. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии
[Текст]: учебное пособие/ под редакцией Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС,
2012. – 432 с.
5. Вартанова, И. И. К проблеме мотивации учебной деятельности
[Текст] / под ред. И. И. Вартанова //Вестник Моск. ун-та. Серия
«Психология». —2013. — No 4. — 18 с.
6. Герасимова, Т.П. Основы методики обучения начальному курсу
физической географии [Текст] / Т.П. Герасимова. – М.: Просвещение, 2014.
— 156 с.
7. Грудзинская, Е.Ю. Активные методы обучения в высшей школе.
[Электронный ресурс]. // Учебно-методические материалы по программе
повышения квалификации «Современные педагогические и информационные
технологии». URL: http://www.unn.ru/pages/issues/aids/2007/88.pdf (дата обращения 20.12.23).
8. Демченко, И.Г. Мониторинг качества учебного процесса [Текст] /
авт. - сост. Демченко, И.Г. – Волгоград: Учитель, 2014. – 56 с.
9. Жильцова, О. А. Организация исследовательской и проектной
деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических
инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и
высоких технологий [Текст] / О. А. Жильцова. — М.: Просвещение, 2012. –
156 с.
10. Иваньшина, Е.В. Образовательные технологии как средство
формирования универсальных учебных действий [Текст]: учебно-
методическое пособие / Е.В. Иваньшева – СПб.: СПб АППО, 2013. – 56 с.
11. Исаченко, А.Г. Теория и методология географической науки
[Текст] / А.Г. Исаченко – М.: Академия, 2012. – 234 с.
12. Карабанова, О.А. Учимся учиться. Что такое универсальные
учебные действия и зачем они нужны [Электронный ресурс]. // URL:
http://www.school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=12250 (дата обращения 20.12.23).
13. Круговая, С.Е. Формирование универсальных учебных действий
на уроках географии [Электронный ресурс].
URL:http://www.myshared.ru/slide/543497/ (дата обращения 20.12.23).
14. Курганов, С.Ю. Учебный диалог и психологическое
исследование мышления [Текст] / Курганов, С.Ю., Соломатин, И.М. – М.:
Просвещение, 2012. – 187 с.
15. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] /
О.Е. Лебедев / Школьные технологии. – М.: Народное образование, 2014. –
No 5. – С. 3 – 12 с.
16. Машарова, Т.В. Современный урок в условиях федерального
государственного образовательного стандарта [Электронный ресурс]:
учебно-методическое пособие / авт. и научн. ред. Т.В. Машарова, А.А.
Пивоваров и др. – Киров: Тип. Старая Вятка, 2015. – 108 с.
17. Меньшикова, Л.А. Активное слушание [Электронный ресурс].
URL:http://www.maam.ru/detskijsad/metody-aktivnogo-slushanija-rebenka.html (дата обращения 20.12.23).
18. Николина, В.В. Проектное обучение в школьной географии:
теория и практика [Текст] / учебное пособие. – Н. Новгород: НГПУ, 2011. –
107 с.
19. Рудник, Г.А. Урок в координатах современности [Текст] / Г.А.
Рудник // М.: Школьные технологии, – 2013. - No4. – 93 с.
20. Стандарты второго поколения: новые подходы к результатам
обучения // География и экология в школе ХХI века. – 2014. - No 6. – 34 с.
21. Строкова, Т. А. Готова ли школа к реализации
компетентностного подхода [Текст] / Т. А. Строкова // М.: Народное
образование, – 2012. - No7 – 191 с.
22. Тользак, О.В. Формирование УУД в общеобразовательной школе
[Электронный ресурс]. URL:https://multiurok.ru/files/formirovaniie-uud (дата обращения 20.12.23).
23. Тюрикова, С.А. Коммуникативные универсальные учебные
действия: сущность и показатели сформированности [Текст] / интернет-
журнал. – М.: Науковедение, – 2014. – 159 с.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования [Электронный ресурс]. URL:
http://standart.edu.ru (дата обращения 20.12.23).
25. Щенев, В.А. Приемы учебной работы учащихся в курсах
физической географии [Текст] / В. А. Щенев. - М.: Просвещение, 2012. – 193
с.