Фрагмент для ознакомления
2
Понятие благополучия человека имеет долгую историю в обществе. Оно всегда было связано с другими понятиями, такими как «счастье», «удовлетворенность» и «качество жизни», и вызывало интерес у ранних философов.
Разнообразные философские концепции рассматривали благополучие и счастье человека, основываясь на различных аспектах его существования. В античной философии основными подходами стали гедонизм, стоицизм и эвдемонизм.
Гедонизм (Аристипп) считал удовольствие и постоянную радость главной целью жизни и достижения счастья. Стоики (Марк Аврелий, Сенека, Эпиктет) придавали особое значение внутреннему состоянию человека как основному фактору счастья.
Эвдемонизм (Аристотель, Платон) связывал счастье с обладанием добродетелью.
В дальнейшем И. Кант отметил, что стремление к благополучию и счастью заложено в природе человека, однако разумные начала ограничивают его стремление к удовольствию, призывая следовать правилам.
В философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше акцент снова смещается на природное стремление человека к самоутверждению, саморазвитию и удовлетворению своих потребностей.
Концепции Э. Фромма и В. Франкла указывают, что счастье человека достигается в личной борьбе и преодолении жизненных трудностей, в осуществлении своей индивидуальности. Они отражают многие философские представления о благополучии человека.
В соответствии с Е.А. Мишутиной, счастье в рамках социально-философского знания может быть понято как «желаемое состояние бытия». Это социально заданный образец, образ мира и человека, которыми они должны быть. Он содержит набор требований к человеку и миру, выступающих одновременно как жизненные задачи, которые необходимо решать в индивидуальной жизни.
Во второй половине XX века интерес к психологическому здоровью начал расти. Люди стали разрабатывать психологические критерии здоровья, что в конечном итоге привело к появлению концепции психологического благополучия.
Н. Бредберн (1969) вводит понятие «психологическое благополучие» и связывает его с субъективным чувством счастья и общим удовлетворением жизнью. Автор также ссылается на аристотелевское понимание «эвдемония», которое отражает сущность психологического благополучия. Н. Бредберн подчеркивает, что он не включает в понятие психологического благополучия другие широко используемые концепции, такие как самоактуализация, самооценка, сила эго и автономия, но Н. Бредберн признает, что возможно есть области пересечения с этими понятиями.
Позже Э. Динер (1984) ввел термин «субъективное благополучие». В своих работах Э. Динер говорил о том, что большинство людей так или иначе оценивают происходящее с ними как "хорошо - плохо", и такая интеллектуальная оценка всегда имеет соответствующую эмоциональную окраску. Субъективное благополучие призвано не только служить показателем того, насколько человек погружен в депрессию или тревогу, но и показывать, насколько один человек счастливее другого, то есть автор приравнивает субъективное благополучие к переживанию счастья.
К. Рифф (1995) представляет психологическое благополучие как многоаспектное явления, которое отражает понимание личностью своей функциональности с точки зрения максимального потенциала раскрытия. Она считает, что не все, что доставляет удовольствие, способствует достижению психологического благополучия. Таким образом, в некоторых случаях, жизненные трудности, негативный опыт и травматические события могут стать основой для повышения психологического благополучия – через глубокое осознание жизни, понимание своих жизненных целей, установление гармоничных отношений с окружающими и развитие способности к эмпатии.
Л.В. Куликов (2000) писал, что понятие благополучия объясняется в различных подходах и научных дисциплинах.
А.В. Воронина (2003) интерпретирует пространство бытия человека как биологическую сферу, где человек выступает в качестве естественного существа. Формирование этой биологической сферы происходит благодаря функционированию биологических систем организма, что отражается в психической адаптации в виде барьера.
Благополучие человека, по мнению Р.М. Шамионова (2006), может быть понято как субъективное отношение к собственной личности, жизни и процессам, которым он придает особое значение в соответствии с принятой нормой об "удовлетворительной" внешней и внутренней среде. Это состояние характеризуется ощущением удовлетворенности и благополучия.
Л.В. Карапетян (2017), автор концепции эмоционально-личностного благополучия, описывает данный феномен «…как комплексную динамическую систему — целостное экзистенциальное переживание состояния гармонии между внутренним и внешним миром, возникающее в процессе жизни, деятельности и общения человека. Результатом снижения уровня такой гармонии является переживание состояния эмоционально-личностного неблагополучия».
Рассмотрев разные понятия психического благополучия можно сделать выводы, что понятие благополучия человека претерпело эволюцию на протяжении истории, оказываясь в фокусе внимания философов разных эпох. Впервые научный интерес к этому явлению появился в эпоху таких учений как, гедонизм, стоицизм и эвдемонизм. Различные концепции античной философии прослеживали свои подходы к достижению счастья. В последующих периодах исследователи, такие как Кант, Шопенгауэр и Ницше, переосмыслили природу стремления человека к благополучию, выдвигая идеи о самоутверждении и индивидуальности.
Вторая половина XX века привнесла новые аспекты в понимание благополучия, с фокусом на психологическом здоровье. Психологи, такие как Н. Бредберн и Э. Динер, предложили концепции психологического благополучия и субъективного благополучия, подчеркивая важность эмоционального баланса и личного переживания счастья. К. Рифф расширяет понимание психологического благополучия, отмечая его многоаспектность и связь с максимальным потенциалом раскрытия личности. Вместе с тем, Л.В. Куликов подчеркивает разнообразие подходов к пониманию благополучия в различных научных дисциплинах.
Таким образом, понятие благополучия человека остается важной темой для исследования и понимания, влияющей на нашу жизнь и поведение. Оно всегда было и остается важным в обществе, так как каждый человек стремится быть счастливым и удовлетворенным. Только путём изучения истории мы можем стремиться к лучшему пониманию и достижению настоящего благополучия.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Дуброва, Л.И. Система управления персоналом: тенденции развития и проблемы формирования в современных условиях / Л.И. Дуброва, Н.П. Маслова // Современные аспекты формирования инновационной экономики и менеджмента. – 2020. – С.113–123.
2. Журихин, С.А. Инструменты для эффективного онлайн-взаимодействия руководителя с командой / С.А. Журихин // Журнал: Вестник Университета Правительства Москвы, №2 (48), 2020. – С. 32-36.
3. Казаков, Ю.Н. Психологические факторы сплоченности коллективного субъекта деятельности / Ю.Н. Казаков // Журнал: Социально-гуманитарные технологии, №1 (9), 2019. – С. 62-74.
4. Карапетян, Л.В. Внутреннее благополучие человека. / Карапетян, Л.В., Глотова Г.А. – Екатеринбург: Изд-во Современ. гум. ун-та, 2020. – 200с.
5. Карапетян, Л.В. Эмоционально-личностное благополучие как предиктор субъективной успешности трудящихся / Л.В. Карапетян // Организационная психология. – 2021. – № 11 (1). – С. 65–92.
6. Литвинова, Н.Ю. Взаимосвязь эмоционального, субъективного и психологического в структуре феномена благополучия личности / Н.Ю. Литвинова // Мир науки, культуры и образования. – 2022. – № 3 (94). – С. 50–54.
7. Маслов, В.И. Менеджмент: учебно-методическое пособие / Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Факультет глобальных процессов. – 2‐ е изд. – М.: Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 29 с.
8. Михайлина, Г.И. Управление персоналом: учебное пособие / Г.И. Михайлина, Л.В. Матраева, Д.Л. Михайлин, А.В. Беляк; под общ. ред. Г.И. Михайлиной. – 4-е изд., стер. – Москва: Дашков и К°, 2020. – 280 с.
9. Моисеева, О.П. Возрастные особенности психологического благополучия / О.П. Моисеева. — Текст: электронный // NovaInfo, 2021. — № 129 — С. 97-98.
10. Мыльникова, Л.А. Проблемы эффективности профессионального развития в системе управления персоналом / Л.А. Мыльникова // Актуальные проблемы теории и практики управления. – 2019. – С.218–222.
11. Овчарова, А.А., Холодов О. М. Проблемы теории и практики управления персоналом на сегодняшний день / А. А. Овчарова, О. М. Холодов // Проблемы инновационного развития российской экономики. – 2019. – С.130–138.
12. Передунова, С. В., Евреева Д. Р. Проблемы политики управления персоналом в современной российской организации / С. В. Передунова, Д. Р. Евреева // Фундаментальные основы науки. – 2019. – С.22–26.
13. Соломатина, В. А. Структура психологического благополучия личности: обзор зарубежных подходов / В.А. Соломатина // Прикладная психология на службе развивающейся личности. Сборник научных статей и материалов XVI научно-практической конференции с международным участием. Коломна, 2019. – С. 160–164.
14. Хисамутдинов, И. А., Мутаев А. Р. Современные проблемы управления персоналом / И. А. Хисамутдинов, А. Р. Мутаев // Современные проблемы национальной экономики. – 2019. – С.235–237.
15. Чеботарь, Е. Ю. Проблемы управления персоналом в современных организациях / Е. Ю. Чеботарь. // Молодой ученый. – 2021. – № 45 (387). – С. 174-177.
16. Эйдельман, А.Б. Отношение к старости у людей разного возраста / А.Б. Эйдельман // International Journal of Medicine and Psychology / Международный журнал медицины и психологии. 2021. Т.4. №5. – С. 125-132.
17. Эйдельман, А.Б. Оценка возраста другого в разные возрастные периоды [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология, 2020, №5. Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/43PSMN520.pdf
18. Эйдельман, А.Б. Особенности субъективного возраста и психологического благополучия в молодом возрасте / А.Б. Эйдельман // Вестник КГУ. Педагогика, психология, социокинетика. 2019, №2. – С. 30-35.
19. Эйдельман, А.Б. Социальные и темпоральные основания субъективного возраста / А.Б. Эйдельман // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2020. – №3. – С.87-95.
20. Эйдельман, А.Б. Социальная поддержка как фактор психического здоровья у людей, зависимых от психоактивных веществ / А.Б. Эйдельман // Сборник материалов по итогам VII Международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего». Москва, 2018. – С.131-140.
21. Ямалетдинова, Л. Ф. Некоторые проблемы управления персоналом в организации / Л. Ф. Ямалетдинова // Инновационные технологии управления. – 2020. – С.124–126.
22. Braaten A., Huta V., Tyrany L. Hedonic and eudaimonic motives toward university studies: How they relate to each other and to wellbeing derived from school // Journal of Positive Psychology & Wellbeing. – 2019. – Vol. 3, no. 2. – Р. 179–196.
23. Schultz M. Occupational well-being: the development of a theory and a measure. 2008. URL: http://krex.k-state.edu/dspace/handle/2097/746
24. Ivanova N. E. [Staff loyalty as a phenomenon]. In: Nauchnyi vestnik Yuzhnogo instituta menedzhmenta [Scientific Bulletin of the Southern Institute of Management], 2019, no. 2, pp. 23–28.
25. Measuring objective and subjective well-being: dimensions and data sources / V. Voukelatou, L. Gabrielli, I. Miliou et al. // Journal of Data Science and Analytics. – 2021. – V. 11. – P. 279–309.
26. Huta V. Eudaimonic and hedonic orientations: Theoretical considerations and research find ings // Handbook of Eudaimonic Well-Being / ed. by J. Vitterso – N.Y. : Springer, 2016. – Р. 215–231.
27. Ryff C.D. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. P. 719-727.
28. Fomina O. O. [Personal well-being: problems and approaches to research in Russian psychology]. In: Mir nauki [The world of science]. 2016, vol. 4, no. 6. Available at: http://mir-nauki.com/ PDF/53PSMN616.pdf