Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Человек становится личностью, лишь приобщаясь к духовным ценностям, которые обеспечивают его нравственную целостность, внутреннюю гармонию и включенность в социум. В настоящее время большинство программ усовершенствования системы преподавания уделяют много внимания вопросам организации духовных и нравственных качеств личности, так как понятно, что инновационное развитие возможно только в высококультурной среде.
Основная область, где развивается способность человека к восприятию целостной картины мира, совмещающей общественные и личные цели творческого развития и коллективного переживания - это художественно-эстетическая деятельность, средствами которой можно достичь гармонизации личности. Именно в искусстве, по нашему мнению, наиболее полно и всесторонне воплощается эстетическое начало, реализуется и передается эмоционально-оценочное отношение к реальности, ко всему эстетическому в природе и обществе. При этом достижение главной задачи – вырабатывание интереса, любви, потребности общения с искусством – невозможно без систематического музыкального слухового развития ребенка.
Важное внимание уделяется деятельно-практической направленности образования, развивающей творческий потенциал обучающихся, их способности.
Анализ существующих научных разработок и подходов показывает, что эффективным средством решения поставленных задач является метод проектов.
Вопросы применения проектного метода, сущность проектной деятельности, ее проблемный характер изучались Е.М. Беляковым, Н.М. Воскресенской, А.Н. Иоффе, Ю.Н. Бахметовой, И.Б. Игнатовой, Л.Н. Сушковой и др. Проблеме организации проектно-ориентированного обучения посвящено исследование К.Др. Гансуар, Е.А. Неретиной, Ю.В. Корокошко, организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников – работы Т.В. Кузнецовой.
Таким образом, сущность проектного метода и пути его применения в образовательном процессе являются достаточно изученными в педагогической науке.
Однако остаются нераскрытыми возможности, механизмы и алгоритм организации проектной деятельности обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в системе музыкального образования.
Цель исследования: изучение особенностей организации проектной деятельности обучающихся начальных классов во внеурочной музыкальной деятельности.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить психолого-педагогические особенности младших школьников;
• Рассмотреть проектную деятельность в области музыкального образования;
• Выявить особенности и возможности работы над проектами;
• Проанализировать примеры проектной деятельности.
Объект исследования: музыкально-проектная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: педагогическая технология развития творческой активности у младших школьников в процессе музыкально-проектной деятельности
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Психолого-педагогические особенности младших школьников
Большинство работ психологов было посвящено изучению особенностей развития детей младшего школьного возраста. Этапы детского развития обуславливаются их деятельностью и взаимодействием в социуме.
Тяга к знаниям появляется у ребёнка к концу дошкольного возраста и выражается в интересе к школьному обучению, это отмечает Л.И. Божович в своих работах.
«Начальная ступень обучения является основополагающей в формировании ребенка как субъекта интеллектуально-познавательной деятельности» [4, с. 8]. Возраст 7 - 8 лет характерен переходом игровой деятельности в учебную. Успех в развитии личности определяется учебной деятельностью, которая становится в центре этого возраста. Она способствует успешному усвоению общеобразовательных программ, а также - изменению и развитию познавательных процессов. Любое новое знание, получаемое ребёнком, формирует те или иные особенности его психофизиологического портрета: нервная возбудимость или устойчивость к стрессам, мнительность.
Учебный процесс также накладывает известные отпечатки на поведение и характер ребёнка, они приобретают осмысленность и умение жить в соответствии с определёнными нормами и законами.
В этот период жизни происходит объединение процессов развития эмоциональной и волевой сфер личности. Этот факт был отмечен в работах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца. Именно в этот период происходит наиболее эффективное формирование эмоционально-ценностного отношения к музыкальной деятельности. Формирование ребенка, как личности, происходит в младшем школьном возрасте. От того, насколько сформирована мотивационная сфера ребёнка зависит и достижения его в учёбе. Для успешного получения знаний в школе и во внеурочное время важны не только те знания и умения, которые есть у ребенка, а то насколько велико его желание получить новые знания и умения. Вот почему вопрос о проблемах мотивации учебной деятельности младших школьников в настоящее время является наиболее острым и актуальным. Ученые, музыкальные деятели, которые занимаются проблемой учебной мотивации детей, отмечают позитивные и негативные особенности, обусловленные спецификой младшего школьного возраста.
Основные негативные особенности учебной мотивации:
1. Непостоянство интересов (быстрое появление интересов, быстрое угасание, необходимость постоянной поддержки интересов).
2. Слабая осознанность цели учения (слабое понимание цели учебы и необходимости знаний в будущем). Необходимость подкрепления мотива учения в виде поощрения, наказания, отметок. При этом мотивация в процессе обучения младших школьников может меняться.
Основные позитивные особенности учебной мотивации:
1. Приходя в первый класс, большинство детей хотят учиться.
2. Повышенная познавательная активность проявляется в стремлении детей «все знать».
3. Готовность выполнять данные поручения.
4. Открытость, доверчивость.
5. Вера в авторитет учителя.
В этом возрасте готовность и способность запоминать выходят на первый план. Роль учителя для детей 7 - 8 лет настолько велика, что она многократно увеличивает их способности к восприятию, усвоению информации. Дети охотно выполняют все его указания. На начальных этапах обучения многое зависит от интуиции ребёнка, его подражательных способностей и творческую инициативу. Залогом успешного обучения является потребность детей рассказать, воссоздавая в памяти, то, что они видели и слышали в школе.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г. Ананьев. – М.: Наука, 2001. – 277 с.
2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студ. высших учебных заведение / Д.Б. Богоявленская. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
3. Бочкарёв, Л.Л. Психология музыкальной деятельности. / Л.Л. Бочкарёв. – М.: ИП РАН, 1997. – 352 с.
4. Вицинский, А.В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением (Секреты фортепианного мастерства) / А.В. Вицинский. – М.: Классика-XXI, 2004. – 98 с.
5. Голуб, Г.Б. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) [Текст] / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова // Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2016. – 224 с.
6. Гринберг, М. В классе П.С. Столярского // Музыкальное исполнительство. / М. Гринберг, В. Пронин. – М.: Музыка, 1970. — Вып.6.1. – С. 162 – 193
7. Громыко, Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.В. Давыдова/ Ю.В. Громыко// Известия Российской академии образования. — 2000. — № 2. — C. 36–43
8. Дьяченко И. Ю. Теория и методика музыкального воспитания: учебное пособие. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. — 92 с.
9. Затямина Т.А. Современный урок музыки: учебно-методическое пособие. — М.: Глобус, 2007 г. — 170 с.
10. Звонарёва Т.Н. Проектная технология. URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/proektnaya-tehnologiya/
11. Осенева М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 368 с.
12. Петелина, Е. А. Проектный метод как педагогическая технология на уроках музыки / Е. А. Петелина, Е. И. Чернышева // Современное художественное образование: теория и практика : Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию Воронежского государственного педагогического университета, Воронеж, 26 ноября 2021 года. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2021. – С. 71-76.
13. Саприна, А. И. Особенности организации и реализации проектной деятельности на уроках музыки / А. И. Саприна // Ratio et Natura. – 2021. – № 2(4).
14. Студопедия. Проектная деятельность. URL: https://studopedia.ru/13_14558_gorod-zarechniy-penzenskoy-oblasti-pyatnadtsatoeiyunya-dve-tisyachi-dvenadtsatogo-goda.html
15. Уварова М.Р. Проектная технология в работе музыкального руководителя в условиях ФГОС дошкольного образования. URL: https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2018/04/24/proektnaya-tehnologiya-vrabote-muzykalnogo-rukovoditelya-v