Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) на каждой из образовательной ступени предусмотрено повышение качества образовательного процесса. В современной образовательной среде формирование познавательной активности детей является одной из важных задач их развития. Проблема неуспеваемости школьников остаётся одной из значимых проблем. Педагоги ищут различные средства и способы по преодолению неуспеваемости школьников. Они стараются разнообразить наглядность на учебных занятиях, проводят экскурсии и доносят до учеников отдельные содержательные моменты, которые являются наиболее трудными для их понимания. Они доносят до каждого субъекта учебную информацию индивидуально и в определённых пропорциях.
ФГОС регламентирует содержание образования и процесс воспитания на каждой образовательной ступени. Особенно важно это для детей, которые, по каким-либо причинам имеют хроническую неуспеваемость. Существует немало исследований, которые посвящены использованию различных средств и методов для познавательного и общего развития детей. Особое место в этих вопросах отводится средствам наглядности, во всех её видах и индивидуальный подход. Наглядные средства обучения влияют на все стороны процесса обучения. Большое преимущество образовательного процесса с использованием подходящих средств наглядности заключается в том, что дети практически всегда проявляют к наглядности большой интерес, в каком виде она бы не была представлена. При определённых условиях, с помощью средств наглядности и индивидуального подхода можно обеспечить повышенное эмоциональное отношение учащихся к своей работе. Применение наглядных средств при работе с неуспевающими, способствует усвоению научных знаний и пониманию их связи с жизнью. Очевидно, что они стимулируют познавательные интересы всех обучающихся, не зависимо от их возраста.
Цель работы: теоретически и практически обосновать необходимость организации индивидуальной помощи неуспевающим школьникам.
Объект исследования: образовательный процесс в школе.
Предмет исследования: индивидуальная помощь неуспевающим школьникам.
Задачи:
1. Провести анализ проблем неуспеваемости школьников.
2. Рассмотреть способы преодоления неуспеваемости школьников и оказание им индивидуальной помощи.
3. Описать организационно-педагогические условия по преодолению неуспеваемости школьников.
4. Предложить методические рекомендации по оказанию индивидуальной помощи и преодолению школьной неуспеваемости.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы организации индивидуальной помощи неуспевающим школьникам
1.1. Анализ проблем неуспеваемости школьников
Образовательная модель на основе системно – деятельностного подхода, которая регламентирована ФГОС на каждой образовательной ступени, в отличие от традиционной образовательной модели регламентирует не просто усвоение и формирование знаний, умений и навыков (ЗУН). Помимо предметных результатов сегодня в учебно – воспитательном процессе формируются личностные и метапредметные результаты школьников в виде регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий (УУД).
Если всё это у школьника не будет сформировано в комплексе, то можно говорить о его неуспеваемости. К основным причинам неуспеваемости учеников педагоги относят следующие:
- большие пробелы в знаниях;
- низкий уровень навыков учебного труда;
- слабое здоровье и высокая утомляемость;
- низкий уровень развития волевых качеств;
- недисциплинированность;
- отрицательное отношение к учению;
- недостатки школьного обучения;
- недостаточное развитие мышления;
- отрицательное влияние семьи.
Среди множества причин можно выделить наиболее часто встречающиеся причины. К ним относят неправильную организацию учебной деятельности и неумение школьником трудиться. М.М. Безруких выделяет две группы причин:
-экзогенные (внешние);
-эндогенные (внутренние).
Ю. К. Бабанский так же выделял внешние и внутренние причины неуспеваемости младших школьников. К внешним причинам он относил:
-социокультурные условия жизни и развития ребенка;
-психологическая атмосфера в семье;
-комплекс школьных факторов риска;
-некорректное поведение педагога;
-условия, неблагоприятно влияющие на здоровье ребенка.
Внутренние причины:
-генетические факторы, т.е. наличие у школьника генетических расстройств;
-состояние психического и физического здоровья;
- психофизиологическое развитие.
В жизни внешние и внутренние причины не разделены и действуют в совокупности. Н.П. Локалова не дает никакой четкой классификации. Основная причина, по ее мнению, заключается в недостаточном развитии познавательной сферы школьников, т. е. недостатки в развитии познавательных процессов школьников. Она относит сюда низкую чувствительность, не развитую эмоционально - чувственную сферу ребёнка, низкий уровень осмысления учебного материала, его поверхностное запоминание, неспособность длительно сосредотачиваться на конкретной задаче и др.
Причинами также могут быть нарушение памяти, ограниченный запас общей осведомленности, различные психотравмирующие ситуации и др. чаще всего среди причин неуспеваемости школьников выделяют школьный контекст. Сюда включён сам процесс обучения. Нельзя также забывать об индивидуальных особенностях ученика. Таким образом, можно говорить о том, что многие причины, выделяемые учёными, педагогами и психологами, перекликаются между собой. В условиях реализации ФГОС, педагог, так, или иначе, обязан донести до каждого ученика нормативно заданный базовый уровень знаний, умений и навыков. Это, прежде всего, мастерское чтение текстов, применение мимики и жестов, использование соответствующей атрибутики и др. В систему дидактических игр, которую также можно использовать при работе с неуспевающими детьми, целесообразно вводить средства наглядности.
Учитель должен быть способен организовывать сотрудничество и учебную работу всех школьников таким образом, чтобы постоянно поддерживать их активность и инициативность, что в свою очередь позволит всегда на высоком уровне поддерживать учебную мотивацию и познавательную деятельность каждого школьника. Это не может быть обеспечено в рамках, какого - либо одного учебного предмета, поскольку речь также идёт о формировании личностных качеств учеников. Здесь вновь можно вспомнить о том, что в основе реализации современного учебно-воспитательного процесса лежит системно - деятельностный подход и личностно ориентированный. Речь идёт об определённой деятельности, между учителем и учеником. При этом учитель полностью управляет всем образовательным процессом. На уроке он использует средства ИКТ и максимально поддерживает учебную мотивацию каждого ребёнка. Умение учиться в течение всей жизни сегодня особенно актуально для школьника и это, несомненно, будет являться ведущим фактором при создании педагогом развивающей образовательной среды.
Можно говорить о том, что формирование универсальных учебных действий каждого школьника - это один из современных приоритетов школьного образования и проектирование развивающей образовательной среды заключается в успешном формировании у школьника всего комплекса УУД. Действующие ранее стандарты акцентировали внимание в основном на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений и навыков, который должен был освоить младший школьник. Ученые и учителя определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету. Неуспевающие по учебным предметам дети были, безусловно, и раньше. Сегодня становится очевидным, что требования к уровню подготовки ребёнка по конкретным предметам не означают его успешной социализации в будущем.
Сейчас много говорят о том, что конкурентоспособность личности определяется не только предметными знаниями, но, в том числе, и надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности. Это связано, в том числе и с тем, что имеющаяся информация достаточно быстро обновляется. Любому ученику необходимо усвоить определенный объем знаний, но при этом освоить содержание универсальных учебных действий в рамках каждого учебного предмета, который изучают в школе. Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимают совокупность обобщенных действий школьника и связанных с ними умений и навыков учебной работы. Это обеспечит способность младших школьников к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей [7].
Речь идёт о сознательном и активном присвоении каждым школьником нового социального опыта, а также о саморазвитии и самосовершенствовании каждого ребёнка, в том числе и неуспевающего. Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет определять систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, которая обеспечивает школьникам умение учиться. Е.В. Бондаревская определяет ключевую компетенцию, как личностно-осознаваемую, вошедшую в субъективный опыт ребёнка, имеющую личностный смысл системы знаний, умений и навыков. Она имеет универсальное значение [12].
Ключевая компетенция должна быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем субъекта. Личностные действия позволяют сделать учение школьника осмысленным, что крайне важно при проектировании развивающей образовательной среды. Все формируемые УУД направлены на осознание и принятие учениками жизненных ценностей и смыслов. Это позволяет им ориентироваться в нравственных нормах и правилах.
Так, к примеру, сформированные у школьника регулятивные действия обеспечивают организацию учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения содержания. Познавательные действия включают в себя общеучебные и логические действия, а также постановку и решение проблем. Это крайне необходимо для каждого ученика, поскольку в ФГОС прописано использование учителем проектных и исследовательских технологий. В данном случае можно уверенно говорить о том, что, если учитель в своей работе использует проектные и исследовательские технологии при обучении детей, образовательный процесс, который он реализует, несомненно, является развивающим и индивидуализированным. Это один из вариантов индивидуального подхода к школьникам, в том числе и неуспевающим. Специалисты считают, что именно сформированность всех УУД сумеет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку и это может повлиять на результаты образования для каждого из них. Формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений, возможно только в ходе учебной развивающей деятельности.
Рассмотрим этапы формирования любого умения школьника при наличии развивающей образовательной среды:
-наличие устойчивой мотивации;
-первичный опыт выполнения действия;
-формирование нового алгоритма действия;
-самоконтроль ученика;
- коррекция учителя.
Любая учебная деятельность нацелена на конкретный результат. Результат, может быть, достигнут лишь в том случае, если есть обратная связь субъектов взаимодействия. Вероятно, сложно говорить об этом по отношению к каждому ребёнку, поскольку на уроке у учителя есть свои конкретные цели и задачи, особенно, если речь идёт об усвоении нового материала. Но при этом важно понимать, что никто лучше учителя не знает возможностей и ресурсов каждого ученика. И если на уроке усвоения нового материала все дети слушают учителя и работают, то на всех последующих уроках можно организовывать их деятельность таким образом, чтобы каждый из детей задействовал именно свой личностный ресурс. Одни дети любят рассказывать, другие любят слушать. Некоторые дети хорошо владеют подготовкой мультимедийных презентаций, другие любят делать сообщения и др.
Здесь для учителя главное – максимально обеспечить их продуктивную учебную деятельность, чтобы учебная мотивация ребёнка продолжала оставаться как можно дольше. Учителя практики всегда отмечают, что чем старше становятся дети, тем больше становится проблем именно с их учебной мотивацией. Деятельностный
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе [Текст] / И.В. Абакумова. – Ростов: Изд-во Рост. Ун-та, 2013. –480 с.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; Москва: Просвещение, 2016 г. -151 с.
3. Артемов, В.А. Психология наглядности при обучении. [Текст] / В.А. Артёмов. – М.: Просвещение, 2014. – 345 с., с. 19-22.
4. Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в школе: Методические рекомендации [Текст]/ А.Б. Воронцов. - Серия «Новые образовательные стандарты». – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2011. -72 с.
5. Виситова, Л.С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в школе [Текст] / Л. С. Виситова // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - с. 6-8.
6. Виситова, Л.С. Инновационные методы преподавания в начальной школе / Л. С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2016. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 18.12.2023).
7. Говорская, О.П. Работа с Интернет-ресурсами в школе / О.П.Говорская // [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://festival.1september.ru/ (дата обращения: 18.12.2023).
8. Голд, Е.А. Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом» / Е. А. Голд. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7924/ (дата обращения: 18.12.2023).
9. Дорохова, Н.В. Проблемные ситуации на уроке как способ формирования УУД - [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://nsportal.ru/ (дата обращения: 18.12.2023).
10. Дусавицкий, А. К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя [Текст]/ А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачёва, З.И. Шилкунова. – 2-е изд. – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2010. - 288 с.
11. Использование метода проектов в обучении и воспитании младших школьников / Проект «Инфоурок».- 2018. - Текст: непосредственный: https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-metoda-proektov-v-obuchenii-i-vospitanii-mladshih-shkolnikov-2060795.html (дата обращения: 18.12.2023).
12. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000» [Текст]/ Под ред. Л.Г. Петерсон. — Москва: 2017. – 46 c.
13. Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания в школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов [Текст] / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилаев. – Москва: Академия, 2018. - 246 с.
14. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/ Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – Москва: Просвещение, 2010. - 142с.
15. Кудрявцева, Н.Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения [Текст] / Н.Г. Кудрявцева. - Справочник заместителя директора школы. – 2011. – №4. – С.43-47.
16. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст]: учеб. пособие для филол. спец. вузов / Под ред. Хомской Е.Д. – Ростов-н /Д: Феникс, 2008. – 340 с.
17. Логинова, О.Б. / Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/ О.Б. Логинова – М.: Просвещение, 2010. – 343 с.
18. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст]/ А.М. Мотюшкин – Москва: Директ - Медиа, 2014. - 354с.
19. Мазур, Е.В. Место словарной работы в системе развития связной речи школьника / Е. В. Мазур, О. В. Дудина, Е. В. Короленко [и др.]. — Текст: непосредственный // Вопросы школьной педагогики. — 2019. — № 2 (19). — С. 13-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/115/3909/ (дата обращения: 18.12.2023).
20. Медведева, Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании [Текст]/ Н.В. Медведева. - журнал «Начальная школа плюс До и После». – 2011 – №7. – С.44-47.
21. Мельникова, Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика [Текст]/ Е.Л. Мельникова. - Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – Москва, Баласс. 2016. – 180 с.
22. Мостова, О.Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников [Текст]/ Н.О. Мостова, И.Н. Агафонова, 2015. - 193 с.
23. Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе [Текст]/ В.В. Павлова. - журнал «Начальная школа». – 2013 – №4. – С.27-30.
24. Павлюченко, О. А. Инновационные формы и методы работы с детьми раннего возраста в условиях введения ФГОС. - 2017. - Текст: непосредственный https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/292506-innovacionnye-formy-i-metody-raboty-s-detmi-r (дата обращения: 18.12.2023).
25. Ходаева, Л.Ю. Формирование ключевых компетенций школьников на основе деятельностного метода обучения [Текст]/ Л.Ю. Ходаева. - Управление школой. – 2013. – №6. - С.14-18.