Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе образование играет ключевую роль в развитии личности и формировании будущего гражданина. Школы являются основными институтами, где дети получают знания и навыки, необходимые для успешной адаптации в современном мире. Поэтому важно постоянно совершенствовать систему управления школами, чтобы обеспечить эффективность и качество образовательного процесса.
Вопросы управления образовательными системами, представленными образовательными организациями различных видов и типов всегда были в центре внимания исследователей в области педагогики, общественных деятелей, ученых и педагогов - практиков. Об этом свидетельствует труды Ю.К. Бабанского, И.И. Бецкого, П.Ф. Каптерева, A.C. Макаренко, Н.И. Пирогова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, В.П. Беспалько, Л.Ф. Колесникова, М.М. Поташника, В.А. Сластенина, П.И. Третьякова, И.К. Шалаева, Т.И. Шамовой. Стоит отметить, что боль¬шинство педагогов-исследователей имели опыт препо-давания в школах и руководства ими.
В последние годы в БОУ города Омска «СОШ № 4 им. И.И. Стрельникова» ведется активная работа по совершенствованию системы управления, в стремлении создать комфортные условия для учеников и педагогического коллектива в процессе достижения макро и микро задач функционирования учреждения.
Объект исследования - система управления образовательной организацией на современном этапе развития общества.
Предмет исследования - процесс управления БОУ города Омска «СОШ № 4 им. И.И. Стрельникова».
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать научные подходы в исследовании проблемы управления современной школой.
2. Изучить проблемы и вызовы в системе управления современной школой.
3. Провести анализ организации управления БОУ города Омска «СОШ № 4 им. И.И. Стрельникова».
4. Разработать рекомендации по улучшению системы управления в БОУ города Омска «СОШ № 4 им. И.И. Стрельникова».
Методы исследования. Использованы теоретические и эмпирические ме¬тоды исследования, наблюдения, изучения документов, регламенти¬рующих управление школой, экспертных оценок, проведения социологических опросов; проанализирована эффективность системы управления школой.
Экспериментальная база исследования. Основная опытно- экспериментальная работа осуществлялась на базе БОУ города Омска «СОШ № 4 им. И.И. Стрельникова»
ГЛАВА 1. Теоретические вопросы проблем управления образовательной организацией
1.1. Анализ научных подходов в исследовании проблемы управления школой
Управление школой – сложный и многогранный процесс, требующий постоянного анализа и совершенствования. В современном образовательном пространстве возникает все больше проблем, связанных с организацией работы школы, эффективным распределением ресурсов и достижением заданных целей. Для успешного решения этих задач необходимо опираться на научные подходы и методики.
Управление выступает в качестве функциии организационных систем различной при¬роды (технических, биологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание определенного состояния или перевод в другое со¬стояние в соответствии с объективными закономерностями существования дан¬ной системы, реализацией программы или сознательно поставленной целью [15].
Анализ научных подходов в исследовании проблемы управления школой является важной составляющей процесса разработки новых стратегий и моделей управления образовательными учреждениями. Существует множество теорий, концепций и моделей, которые позволяют изучить различные аспекты управления школой: от формирования ее целей до оптимизации организационной структуры. Однако для получения полноценного представления о проблеме необходимо провести комплексный анализ различных подходов, выявить их основные принципы и определить наиболее эффективные инструменты управления.
Исследования проблем школьного менеджмента разноплановы и затрагивают различные стороны управленческой деятельности. Так, в работах П. Друкера, Л. Комптона, Ф. Тейлора представлены различные подходы к определению сущности, целей и задач управления школой. Важным элементом анализа является изучение методик оценки эффективности системы управления школой. Авторами таких работ (К. Левин и М. Роуэнс) были предложены модели оценки эффективности школьного руководства на основе показателей успеваемости студентов и выполнения поставленных задач. Кроме того, для более полного понимания проблемы рассматривается исследование роли и компетенций школьного руководителя. В работах М. Фуллана, А. Харгреавеса и др. обсуждаются особенности лидерства в образовательном процессе, а также необходимые навыки и качества, которыми должен обладать школьный руководитель. Кроме того, предпринятые исследования также затрагивают вопросы управления персоналом в школе. Изучение работ П. Линдли и Р. Сандерленда помогло выявить основные проблемы, связанные с подбором, мотивацией и развитием педагогического коллектива.
В современном образовательном контексте, управление школой становится все более сложным и требует комплексного применения объективно обоснованных методологических подходов. Научные исследования в этой области направлены на выработку эффективных стратегий и методик, способствующих успешному функционированию школьной системы.
Один из научных подходов к анализу проблемы управления школой основывается на теории систем. Согласно этому подходу, школа рассматривается как сложная социальная система, состоящая из различных элементов (учеников, педагогических работников, руководства), которые взаимодействуют друг с другом. Анализируя эти отношения и процессы, можно определить факторы, влияющие на эффективность работы школы.
Другой научный подход связан с концепцией лидерства в образовании. Исследователи в этой области анализируют роль и компетенции школьного руководителя, его способность влиять на процессы управления и достижение целей школы. Этот подход позволяет выявить ключевые черты эффективного лидера и разработать стратегии его развития.
Также значимым научным подходом является анализ организационной культуры школы. Организационная культура определяет ценности, нормы, символы и принятые способы поведения в школе. Исследования в этой области помогают выявить особенности организационной культуры, которые способствуют или препятствуют успешному управлению школой.
Анализ научных подходов предоставляет возможность получить глубокое понимание проблемы управления школой и выработать эффективные рекомендации для ее решения. Дальнейшие исследования должны быть направлены на интеграцию различных подходов и разработку комплексных моделей управления школой.
Содержательные основы реализации на практике различных подходов к управлению образовательной организацией выражаются в разных аспектах деятельности руководства образовательной организацией.
Так, один из научных подходов предлагает рассмотреть школу как организацию, функционирующую в социальной среде [31]. В рамках этого подхода проводятся исследования, направленные на изучение влияния социокультурного контекста на процессы управления школой. Анализируются факторы, такие как экономические условия, политические тенденции, социально-экономический статус родителей.
Другой подход к анализу проблемы управления школой связан с изучением практических аспектов работы директора и педагогического коллектива [26]. В рамках этого подхода проводятся исследования, направленные на выявление эффективных стратегий управления школьным процессом. Исследуются методы организации работы школы, взаимодействие с родителями и общественностью, а также влияние управленческого стиля на результативность образовательного процесса.
Третий подход к анализу проблемы управления школой связан с использованием системного подхода [5]. В рамках этого подхода исследуются взаимосвязи между различными компонентами школьной системы, такими как педагогический персонал, ученики, родители, инфраструктура и другие. Анализируются причинно-следственные связи между этими компонентами и выявляются факторы, влияющие на эффективность школьного управления.
Таким образом, анализ научных подходов и особенностей их применения при решении задач управления школой позволяет получить глубокое понимание сложности этой задачи и определить ключевые аспекты, на которые следует обратить особое внимание при разработке стратегий управления образовательными учреждениями.
Критический анализ научных подходов к проблеме управления школой позволяет выявить и оценить сильные и слабые стороны каждого из них. Одним из наиболее распространенных способов системного представления о влиянии подходов на процессы управления современной школой является традиционная модель управления, основанная на централизации власти и вертикальной иерархии. Руководство школы должно быть концентрировано в руках одного человека - директора, который принимает все решения самостоятельно, что напрямую соответствует принципу единоначалия [30].
Стоит, однако, отметить, что данная модель при ее практическом применении имеет свои недостатки. Во-первых, такая централизация власти может привести к отсутствию горизонтального обмена информацией между различными уровнями управления, что затрудняет быстрое принятие эффективных решений. Во-вторых, такой подход не способствует развитию автономии и ответственности педагогических коллективов.
Демократическая модель также может выступать в качестве научно-обоснованной основы системы управления школой. Ключевой ее контекст заключается в активном участии всех участников образовательного процесса в принятии решений и разработке стратегии развития школы. Этот подход позволяет учитывать потребности и мнения как учеников, так и педагогических работников.
Однако демократическая модель на практике также имеет свои ограничения. Во-первых, она требует высокого уровня коммуникации и сотрудничества между всеми сторонами процесса, что может быть сложно
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова, Л.Н. Общественные организации и управляющие советы школ в образовании Подмосковья // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. № 4. С. 1-9.
2. Богословский, В.И., Конасова, Н.Ю. Развитие системы государственно-общественного управления, практики общественной оценки деятельности школы//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2019. -№ 152 -С. 180-185.
3. Бордовский, Г.А., Нестеров, А.А., Трапицын, С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. – 169 с.
4. Василенко, Н. В. Управление образованием: институциональный подход: монография. СПб.: ГОУ ИПК СПО. 2017.
5. Власенко В.С. Системный подход в управлении инклюзивной школой // Кубанская школа. 2022. № 4 (68). С. 122-127.
6. Волков, В.Н. Кадровая политика общеобразовательного учреждения как основа достижения нового качества общего образования/Кадровая политика школы: сборник/сост. В.Н. Волков; под ред. И.В. Гришиной. -СПб.: СПб АППО, 2019. -С. 10-37.
7. Волков, В.Н. Определение концептуальности изменений в общем образовании как научная проблема.//Социология и право. 2018. № 4 (26). -С. 29-30.
8. Волков, В.Н. Тенденции развития инновационной инфраструктуры системы общего образования в России//Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. -2020. -№ 174. -С. 17-25.
9. Гарькина, И.А., Данилов, А.М., Волкова, О.В. Формальные методы при моделировании и идентификации организационных систем // Современные проблемы науки и образования. –2018. – №6.
10. Гельмс, А.В. Реформы системы образования в Российской Федерации: концептуальный замысел, практическая реализация, общественное восприятие (1991-1999 гг.): автореф. дис.. канд. ист. наук. М. 2019. 20 с.
11. Георгизова, Е.В., Кокоева Н.В. Основы деятельности по управлению современной школой / Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2018. № 6-2 (86). С. 24-28.
12. Горева, О.М., Осипова, Л.Б. Управление системой образования в условиях повышения качества обучения /О.М. Горева, Л.Б. Осипова//Современные проблемы науки и образования. -2019. -№ 1
13. Грибоедова, Т. П. Содержание понятия и особенности реализации социального партнерства в современном образовании // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. — 2019. — № 68. — С.50-60.
14. Грушевский, С.П., Остапенко, А.А. Сгущение учебной информации в профессиональном образовании. Монография. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2017. 188 с.
15. Егоршин, А.П. Управление российским образованием. Н. Новгород, 2019. 384 с.
16. Зборовский, Г.Е., Костина, Н.Б. Социология управления /Г.Е. Зборовский. -М., Гадарики, 2018. -272 с.
17. Карпова, С.И. Управление общеобразовательной школой как фактор развития детской одаренности: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. -М, 2019. -45 с.
18. Клячко, Т. Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения / Т. Л. Клячко. — М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. – 48 с. — (Научны е доклады : образование).
19. Корчинская, Т.И. Особенности управления современным учреждением образования: методы управления и виды управленческих функций.//Проблемы и перспективы развития экономики и управления. -Новосибирск: Изд. «Априори», 2019. -228 с. -С. 206 -211.
20. Косарецкий, С.Г., Моисеев, А.М. и др. Государственно-общественное управление образованием: от прецедентов к институту. Исследования и разработки/под общ. ред. С.Г. Косарецкого, Е.Н. Шимутиной: монографический сборник. -М.: Вердана, 2018.
21. Костылёва, С. Ю. Институт высшего образования в контексте экономического развития//Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2019. № 1 (45). С. 148-154.
22. Костылёва, С. Ю. Экономические отношения субъектов образовательного пространства в РФ//Вестник Тамбовского университета. Серия гуманитарные науки. Тамбов, 2020. № 5 (97). С. 52-60.
23. Ларионов, Г.В. Теоретические и методологические аспекты инновационного менеджмента в сфере управления персоналом. -М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и Ко», 2019.
24. Иддэ, А.Л. Реформы образования в России: Лекция. /А.Л. Пиддэ. -Изд-во РАГС, 2019. -267 с.
25. Попова, Н.А. Инновационная школа: управленческие аспекты деятельности в условиях изменения парадигмы образования.//Современная высшая школа: инновационный аспект. -2018. -№ 2. -С. 97-101.
26. Потемкина Т.В. Проблемы разработки программ повышения квалификации для руководителей школ // Непрерывное образование: XXI век. 2015. № 4 (12). С. 98-105.
27. Прудникова, А.С. Муниципальное право России: учебник / под редакцией А.С. Прудникова, И.А. Алексеева. Издательство: ЮНИТИ -ДАНА, Закон и право, 2019-320с
28. Рогач, О.В. Экспертная оценка качества государственного управления сферой образовательных услуг в современной России. Материалы Афанасьевских чтений. 2017. Т. 1. № 11. -С. 215 -218.
29. Рысбекова, С.Т., Рысбеков, Т.З. Информационные технологии в управлении современной школы / Знание. 2018. № 12-2 (29). С. 87-90.
30. Салаватова А.М. Принципы управления образовательными системами // В сборнике: Проблемно-информационный подход в обеспечении условий реализации современного образования: вопросы теории и практики. Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Отв. редактор Л.И. Колесник. 2020. С. 99-101.
31. Сафронова Л.М. Школа - центр воспитания в социальной среде // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2011. № 5. С. 33-37.
32. Цирульников, А.М. Развитие образовательных систем. Методология и методы социокультурного анализа. Часть 1//Управление образованием: теория и практика. 2017. -№ 4. -С. 29-56.
33. Чемоданова, О. Н. Совершенствование управления коммуникационными процессами в современных организациях с использованием инновационных технологий//Вестник Финансового университета. -2018. -№ 6 (66). -С. 21-26.
34. http://ou4.omsk.obr55.ru/отчеты/ (дата обращения: 18.12.2023)