Фрагмент для ознакомления
2
Несмотря на многовековые исследования, государство играет важную роль в жизни каждого современного общества.
Действительно, государство играет важную роль в жизни каждого современного общества. В частности, от характера государства во многом зависит то, насколько политическая система является «демократической». Хотя на протяжении всей истории человечества государство не было одинаково важным, оно, несомненно, является одним из важнейших социальных институтов. На каждом этапе развития человечества вопросы о том, каким должно быть государство, как оно должно функционировать, кто и как должен осуществлять свою власть, были более или менее актуальными и насущными. Решение этих вопросов имеет огромное значение и для нас, для нашей страны, которая находится в переходном периоде к формированию подлинно демократического государства. Формирование подлинно демократического общества является, прежде всего, демократическим в том смысле, что в нем реализуются предпосылки высокой степени гражданственности и свободного самоопределения личности, что, естественно, меняет и отношения с государством. Закрепляется стремление общества к правовому ограничению функционирования государства и его организаций. Государство определяется как одна из подсистем общества. Над государством стоит сила закона. Государство становится законом.
Несомненно, обновление действующего законодательства по сравнению с советским периодом оказало весьма позитивное влияние на достижение поставленных целей и является важным шагом на пути к правовому государству. В современной юридической литературе даже отмечается, что «Россия также является демократическим правовым государством, и необходимо учитывать, что в нем личность находится в центре правового регулирования общественных отношений».
Однако анализ действующего законодательства, монографий и публицистической литературы показывает, что вопрос о природе государства и его социальном назначении не решен ни в теории, ни тем более на практике. Правовое государство само по себе является идеалом, но стремление к его осуществлению - важнейшая задача любого существующего государства.
Исходя из вышесказанного, можно судить об актуальности темы курсовой работы.
Цель курсовой работы - рассмотреть вопрос о природе государства и его социальном назначении с точки зрения теории государства и юриспруденции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские вопросы
- Уточнить значение понятия «государство»;
- изучить его природу и социальное назначение; и
- выяснение взаимоотношений между обществом и государством;
- определение целей и задач государства.
Объектом исследования является государство в целом и современное общество в частности.
Предметом исследования являются характер и закономерность развития современного государства, а также социальное назначение государства.
Методологической основой исследования является диалектико-материалистический метод понимания. Это аналитико-синтетический, сравнительный метод, формальная логика, системность и классификация.
Область исследования проблемы Проблема исследовалась в трудах следующих известных теоретиков права: Н.Н. Алексеева, М.И. Бытина, П.А. Ерцова, Л.С. Мамута, А.В. Марко, Н.И. Матузова, Л.А. Морозовой, Ю.А. Тихомирова, В.Е. Чуркин, другие ученые
Структура исследования соответствует поставленным задачам. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных материалов.
Глава 1 Теоретическое понятие «государство»
1.1. Многообразие определений государства
Государство - это продукт общественного развития. Когда человеческое общество достигает определенной стадии зрелости по экономическим, социальным, моральным, психологическим и другим законам, государство становится его основной системой управления. Организованные государством общества получают новые (уникальные) возможности для выживания: развитие производительных сил, социальных отношений, нравственных устоев, культуры, науки и международных отношений.
Государство - исторически развивающийся феномен. По мере развития общества меняется государство, его цели и задачи, структуры управления и функции. Меняется и понятие государства, его роль в общественной жизни и цели. В разные периоды истории научная мысль пыталась дать собственное определение государства, ориентируясь на объективные факторы, имевшие место в то время, и отражая особенности того или иного государства.
Например, в античном мире государство неизменно охватывало все стороны общественной жизни, в которой люди были полностью интегрированы как граждане государства. Аристотель определял государство как объединение многих родов и деревень для лучшей и более полной жизни. В Древней Греции государство рассматривалось как централизация всех духовных и моральных интересов своих граждан. В Риме эта задача была значительно сокращена. По словам Цицерона, государство было уже не воплощением высшего совершенства человеческой жизни, а содружеством людей, объединенных общими принципами права и общими интересами.
Стоит отметить, как русские правоведы определяли понятие государства. Многие из этих определений интересны не только с историографической точки зрения. Несмотря на то что они давно забыты, они по-прежнему имеют научную ценность. Например, Коркунов определяет государство как «общественный союз, представляющий собой независимое, полномочное и принудительное правление над свободным народом».1 По мнению Трубецкого, «государство - это союз независимых и исключительно управляемых людей на определенной территории». Гамплович определяет государство как «союз независимых и исключительно управляемых людей на определенной территории».
Таким образом, большинство мыслителей прошлого рассматривали государство преимущественно с социологической точки зрения. Однако наряду с социологическим определением понятия государства в доктрине государства предпринимались и попытки дать юридическое определение государства. Так, Елинек рассматривал государство как особую социальную форму и особое правовое явление. В результате его учение было разделено на «социальное» и «правовое». Поскольку право является неотъемлемым элементом государства, невозможно познать государство, не изучив его правовую природу. Государство, упорядоченное правом, должно иметь место в самом праве. Гегелевское понимание государства опирается на его общую философскую систему, которая рассматривает государство как порождение особого духовного принципа человеческого бытия. Государство есть действительность нравственной идеи, а нравственный дух есть субстанциальная воля, которая самоочевидна, мыслит себя, знает себя и осуществляет то, что она знает, потому что она знает себя».
Марксистско-ленинская наука определяет государство в соответствии с его неизменной классовой природой. Поскольку государство есть продукт классового общества и результат разделения общества на непримиримые классы, «государство есть в принципе государство наиболее могущественного, экономически господствующего класса, который через государство становится также политически господствующим и приобретает таким образом новые средства угнетения и подавления эксплуатируемых классов». Марксизм и марксизм-ленинизм, рассматривающие прежде всего социально-экономические факторы возникновения и существования государства, также подчеркивают, что «государство - это государство наиболее мощного и экономически господствующего класса, который через государство становится также политически господствующим и приобретает таким образом новые средства угнетения и подавления эксплуатируемых классов». При этом подчеркивается, что оно «приобрело новые средства». Ленин писал, что «государство есть машина, с помощью которой один класс угнетает другой класс и подчиняет одному классу другие подчиненные классы».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский процессуальный кодекс РФ: федеральный закон от 14 ноября 2002 года №138 - ФЗ: в ред. от 23.12.2010// СЗ РФ, - 2002. - №46. - Ст. 4531; СЗ РФ, 27.12.2010. - №52 (ч.1). - Ст. 7004.
2. Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации от 21.0.1994» №1-ФКЗ//Собрание законодательства РФ.
3. Алексеев С.С. Общая теория права. Издание второе, переработанное и дополненное. - М., «ТК - Велби», 2008. - 562 с.
4. Арзамаскин, Н.Н. Общее и особенное в понятиях «государство» и «переходное государство»/Н.Н. Арзамаскин//Адвокатская практика. - 2006. - №3. - С.16.
5. Биджиева, Н.М. Понятие «государство Гегеля»/Н.М. Биджиева//История государства и права. - 2007. - №20. - С.10-14.
6. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990. - 880 с.
7. Владимиров В.А. Основные функции посткоммунистического государства в области внутренней политики. Тверь, 1992. - 108 с.
8. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. - М., 2002. - 166 с.
9. Грачев Н.И. Происхождение суверенитета: верховная власть в мировоззрении и практике государственного строительства традиционного общества. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2009. - 192 с.
10. Ельцов, А.В. Природа и сущность государства как основания выделения системообразующих функций государства/А.В. Ельцов// Государственная власть и местное самоуправление. - 2010. - №4. - С. 3 – 6
11. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций /Издание 2-е, исправленное и дополненное. - М.: Манускрипт. 1996. С.31.
12. Малахов В.П. Правовые свойства гражданского общества // История государства и права. - 2010. - №4. - С. 2-9.
13. Мамут Л.С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и современность. - 1996. - №4.- С.50-56.
14. Морозова Л. А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. - 1993. - № 6. - С. 100 - 104.
15. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права/М.Н. Марченко. - М., 1999. - 650 с.
16. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2004. - 512 с.
17. Палазян А.С., Малахов В.П. Функциональная характеристика права: Вопросы методологии: Монография. - М.: Московский университет МВД России, 2009. - 276 с.
18. Протасов В.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2001. - 476 с.
19. Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. - М., 2008. - 286 с.