Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования заключается в том, что количе-ство детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) увеличивается с каждым годом. У детей с ОНР наблюдается нару-шение тонального поведения, недоразвитие фонематического слуха и вос-приятия, задержка в формировании словарного запаса и грамматических приемов речи.
Дополнительные трудности в овладении речью вызваны вторичными отклонениями у детей в развитии психических процессов - восприятия, внимания, памяти, конструктивных способностей и эмоционально-волевой сферы. Совокупность этих нарушений является серьезным препятствием в разработке образовательной программы детского сада и подготовке детей к школе. Эта проблема нуждается в дальнейшем изучении, что и опреде-лило выбор темы данной дипломной работы.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, психологов, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизиро-вать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия формирования навыков выразительного чтения средствами театральной игры у первоклассников с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования является процесс формирования навыков выразительного чтения средствами театральной игры у первоклассников с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования являются основы и принципы формиро-вания навыков выразительного чтения средствами театральной игры у первоклассников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление эффективных условий для формирования навыков вырази-тельного чтения средствами театральной игры у первоклассников с общим недоразвитием речи.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть определение и характеристику речевого развития де-тей с ОНР (общее недоразвитие речи);
- изучить особенности связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи;
- описать формирование навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи;
- детально проанализировать влияние театральной игры на форми-рование навыков выразительного чтения у первоклассников с ОНР.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по психологии и педагогике, статистика и интер-нет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Определение и характеристика речевого развития детей с ОНР (общее недоразвитие речи)
Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются наиболее распространенными формами речевой патологии у детей млад-шего школьного возраста, особенно у детей с общим недоразвитием речи.
Учитель должен иметь четкое представление о структуре дефекта при общем недоразвитии речи, о системе коррекционной работы в общеобра-зовательной школе, о взаимодействии всех школьных специалистов в про-цессе работы.
Учитывался принцип группировки речевых расстройств: от частного к общему. Данная классификация дает научное объяснение общего недо-развития речи, разработанное Р.Е. Левиной и группой исследователей из НИИ дефектологии.
Разработка педагогической классификации была необходима для введения единой формы фронтального обучения для детей с различными нарушениями речи, с нормальным слухом и сохраненным интеллектом. В настоящее время общее недоразвитие речи (ОНР) следует понимать как форму речевой аномалии, при которой у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом нарушается формирование всех ком-понентов речевой системы, связанных со звуковой и смысловой стороной речи [12].
Общее недоразвитие речи встречается и при сложных нарушениях речи - алалии, афазии, ринолалии, дизартрии, в случаях, когда диагности-руется недостаточность фонематического восприятия, словарного запаса и грамматической стороны речи.
Рассматривая общие характеристики детей с ОНР, можно заметить, что ОНР знаменует более позднее начало речи, хотя понимание обращен-ной речи относительно безопасно. Речь таких детей непонятна. Недоразви-тие речи может быть разной степени: у одной группы детей речь прерыви-стая или отсутствует, у другой группы плохо развита речь или расширен-ная речь с фонетико-фонематическими или лексико-грамматическими нарушениями. Неполная речевая деятельность влияет на развитие психи-ческих процессов, хотя умственное развитие протекает более успешно, чем речевое. Без специальной подготовки дети испытывают трудности с овла-дением анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Однако по мере формирования речевых пластов и устранения речевых трудностей их ин-теллектуальное развитие приближается к норме.
Общее недоразвитие речи может выражаться в разной степени. В настоящее время условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны Р.Е. Левиной, четвертый уровень представлен в работах Т.Б. Филичевой.
Каждый уровень характеризуется определенным соотношением пер-вичных дефектов и вторичных проявлений, которые задерживают форми-рование речевозависимых компонентов. Переход с одного уровня на дру-гой определяется появлением новых речевых навыков, повышением рече-вой активности, изменением мотивационной базы речи и ее содержатель-ного и смыслового содержания, мобилизацией компенсаторного фона.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алтухова, Т. А. Организация обследования смыслового ком-понента чтения младших школьников с общим недоразвитием речи / Т. А. Алтухова, И. Н. Карачевцева // Практическая психология и логопедия. – 2006. – № 1 (18). – С. 32–43.
2. Баряева Л. Б., Вечканова И. Г. «Театрализованные игры в кор-рекционно развивающей работе» М. Каро, 2007. С. 6-43.
3. Власова Т. А. Каждому ребёнку – надлежащие условия воспи-тания и обучения. // Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Сост. Астапов В. М. - Москва. Международная педагогическая академия, 1995. С. 73-81.
4. Волкова Л. С. Логопедия. Москва. Владос, 1999. 680 с.
5. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с си-стемным недоразвитием речи. Учебное пособие / В. К. Воробьева. М.: АСТ; Астрель; Транзиткнига, 2006. 158 с.
6. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Москва, 1995. Т. 5.
7. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Электронный ресурс] / А. Н. Гвоздев. – Спб. : ДетствоПресс, 2007. – 472 с. – Режим до-ступа: http://lanbook.com. – Загл. с экрана.
8. Глухов В. П. Формирование связной речи детей младшего школьного возраста с общим речевым недоразвитием. М., 2004. 168 с.
9. Жуйков С. Ф. Формирование орфографических действий (у младших школьников). М.: Просвещение, 1965. 335 с.
10. Калашникова, С. Г. Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальных классов / сост. С. Г. Калашникова. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – 83 с.
11. Кондалова, Е. Н. Особенности навыка чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи // Проблемы и перспективы раз-вития образования в России // Сборник материалов L Всероссийской науч-нопрактической конференции / под общ. ред. С. С. Чернова. – Новоси-бирск: Изд-во ЦРНС, 2017. – 172 с.
12. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. Москва. Просвещение, 1990. 143 с.
13. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М., 2009. 365 с.
14. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности. М.: Изд-во АН СССР, 1965. 248 с.
15. Лурия А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследова-ния: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. М.: Академия, 2002. 345 с.
16. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в началь-ных классах: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 464 с.
17. Львов, М. Р. Основы теории речи: учеб. пособие / М. Р. Львов. – М.: Академия, 2002. – 248 с.
18. Назарова Н. М. Специальная педагогика. Москва Академ А, 2001. 400 с.
19. Певзнер М. С. Клиническая характеристика детей с нарушени-ем темпа развития М. Международная педагогическая академия, 1993. С. 81-93.
20. Светловская, Н. Н. Методика обучения чтению: что это такое? / Н. Н. Светловская // Начальная школа. – 2005. – № 2. – С. 9–13.
21. Солсо Р. Л. Когнитивная психология. М.: Тривола; Либерия, 2002. 598 с.
22. Ульенкова У. В. Проблемы изучения и коррекции психического развития у детей. М 1995. С. 93-102.
23. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 240 с.