Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Понятие и виды множественных нарушений развития у детей 5
1.2. Особенности эмоциональной сферы детей с множественными нарушениями развития 8
1.3. Методы диагностики эмоциональной сферы детей с множественными нарушениями развития 13
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ 18
2.1. Организация и методы исследования 18
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЯ 30
Фрагмент для ознакомления
2
Изучение множественных нарушений развития у детей представляет собой сложную и интердисциплинарную область, объединяющую психологию, медицину и образование. Это понятие охватывает сочетание двух или более психофизических нарушений, воздействующих на различные аспекты развития ребенка. Органические и функциональные аспекты, а также различные комбинации интеллектуальных, моторных, социальных и эмоциональных дисфункций создают уникальные вызовы для детей и их семей. В данном контексте важно рассмотреть различные определения, предложенные авторами, которые подчеркивают многогранность и комплексность этой проблемы [15]. Работы ученых, таких как Луис Терман, Лео Каннер, и других, обогащают наше понимание множественных нарушений развития и направляют нас к разработке индивидуализированных и эффективных подходов в диагностике, лечении и образовании для детей, сталкивающихся с этим сложным состоянием.
Множественные нарушения развития, согласно Джинетт Грин, представляют собой сложную комбинацию двух или более психофизических дисфункций у детей [10]. Эти нарушения могут включать в себя органические и функциональные аспекты, а также проявляться в различных видах первичных расстройств. Взгляд Дэвида Стрэнда раскрывает, что множественные нарушения развития представляют собой комплексное состояние, охватывающее разнообразные физические и психологические аномалии, воздействующие на интеллектуальные, социальные и физические аспекты развития ребенка.
Элизабет Бартон подчеркивает уникальность неврологического паттерна множественных нарушений развития, включающего видимые и невидимые аспекты, такие как задержка психического развития и расстройства речи. Взгляд Майкла Саундерса раскрывает гетерогенность в патологическом развитии, объединяя различные аномалии в структуре и функции органов, что сопровождается нарушением когнитивных, социальных и моторных навыков.
Лорен Купер подчеркивает, что множественные нарушения развития представляют собой интегрированный спектр биологических и поведенческих расстройств, влияющих на несколько областей развития детей. Этот комплексный характер требует индивидуализированных и комплексных подходов к диагностике и лечению, что является важным аспектом понимания и управления множественными нарушениями развития в контексте детского здоровья и развития.
Изучение множественных нарушений развития представляет собой многомерную область, в которой различные авторы и ученые внесли свой вклад. Луис Терман, известный своим вкладом в психометрику, подчеркивал роль интеллектуальных нарушений в структуре множественных нарушений развития. Лео Каннер, исследователь детского аутизма, открыл новые горизонты в понимании связей между аутизмом и другими расстройствами [11].
Жан Пиаже, изучавший когнитивное развитие детей, подчеркивал взаимосвязь между различными аспектами развития. Сильвия Лир, специалист в области специального образования, акцентировала внимание на индивидуализированных образовательных подходах для детей с множественными нарушениями развития [8]. Нэнси Миншоу, занимающаяся неврологией, фокусировалась на нейробиологических аспектах, связанных с множественными нарушениями развития.
Изучение этой сложной тематики требует комплексного подхода, включающего психологию, неврологию, психиатрию и образование. Каждый из упомянутых авторов внес свой вклад в понимание множественных нарушений развития, обогащая наши знания об этой проблеме.
Множественные нарушения развития представляют собой сочетание двух или более психофизических нарушений у ребенка.
По происхождению множественные нарушения развития подразделяются на:
- Органические, обусловленные органическим поражением центральной нервной системы (например, детский церебральный паралич в сочетании с интеллектуальными нарушениями, сенсорными дефектами).
- Функциональные, вызванные функциональными отклонениями со стороны нервной системы (например, задержка психического развития в совокупности с расстройствами речи и поведения).
По количеству входящих в структуру первичных нарушений выделяют [12]:
- Двойные множественные нарушения развития (умственная отсталость в сочетании с нарушениями слуха, зрения, речи и др/).
- Тройные множественные нарушения развития (чаще всего интеллектуальные нарушения в сочетании с двигательными и сенсорными дефектами).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Алмазова А.А. Психология детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. М.: Академия, 2022.
2.Баряева Л.Б. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с интеллектуальной недостаточностью. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2021.
3.Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. Воронеж: НПО МОДЭК, 2018.
4.Бурлакова И.А., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2020.
5.Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. М.: Владос-Пресс, 2019.
6.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Владос, 2017.
7.Гаврилушкина О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. М.: Просвещение, 2022.
8.Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. М.: Владос, 2019.
9.Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М.: Педагогика, 2000.
10.Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения. М.: Дрофа, 2008.
11.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.: Владос, 2018.
12.Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии. СПб.: Речь, 2019.
13.Ковалева Н.Г. Арт-терапия в работе с детьми. М.: Владос, 2021.
14.Коноплёва А.Н., Лещинская Т.Л. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития. Мн.: НИО, 2019.
15.Лебединский В.В. Нарушения эмоционального развития у детей. М.: МГУ, 2021.
16.Лубовский В.И. Специальная психология. М.: Академия, 2020.
17.Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М.: Академия, 2000.
18.Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с задержкой психического развития. СПб.: Речь, 2019.
19.Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. М.: Просвещение, 2018.
20.Микляева Н.В. Дефектология. М.: Юрайт, 2021.
21.Мишина Г.А., Моргачева Е.Н., Прокопенко В.И. Основы специальной психологии. М.: ИНФРА-М, 2019.
22.Немов Р.С. Психология образования. М.: Владос, 2018.
23.Никольская О.С. Аутичный ребенок. М.: Теревинф, 2016.
24.Обухова Л.Ф., Лемяскина Н.А. 50 уроков для подготовки детей к школе. М.: Рольф Айрис Пресс, 2001.
25.Певзнер М.С Олигофренопедагогика. М.: Академия, 2002.
26.Приходько О.Г. Становление целостного образа мира у детей с задержкой психического развития. СПб.: КАРО, 2018.
27.Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие эмоций дошкольников. М.: Владос, 2018.
28.Семаго М.М. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов. М.: Сфера, 2020.
29.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2019.
30.Синев В.Н. Психологические проблемы диагностики аномалий развития у детей. СПб.: Речь, 2018.
31.Теплов Б.М. Способности и одаренность. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2018.
32.Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2020.
33.Хилько А.А., Ткачева В.В. Логопедическая работа с больными церебральным параличом. М.: Владос, 2017.
34.Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. СПб.: Дидактика Плюс, 2001.
35.Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская и др. М.: МГУ, 2018.
36.Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия. М.: Теревинф, 2019.
37.Большакова С.Е. Особенности формирования социального развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2017. No 8. С. 10-14.
38.Кисова В.В., Плаксина Л.И. Интерактивные методы психологической коррекции детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы // Специальная психология. 2019. No 1 (45). С. 11–29.
39.Кондратьева С.Ю., Шаграева О.А. Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями // Современные проблемы науки и образования. 2022. No 1. С. 95.