Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития эмоциональной сферы ребенка 4-5 лет в продуктивной творческой деятельности 5
1.1. Понятие «эмоциональная сфера» и особенности ее развития у детей 4-5 лет в продуктивной творческой деятельности 5
1.2. Влияние продуктивной творческой деятельности на развитие эмоциональной сферы у детей 4-5 лет 15
Выводы по 1 главе 20
Глава 2. Практико-ориентированные основы развития эмоциональной сферы у детей 4-5 лет в продуктивной творческой деятельности 21
2.1. Выявление уровня проявления эмоциональной сферы у детей 4-5 лет в продуктивной творческой деятельности 21
2.2. Методические рекомендации воспитателям ДОО по развитию эмоциональной сферы у детей 4-5 лет в продуктивной творческой деятельности 27
Выводы по 2 главе 34
Заключение 35
Список литературы 37
Фрагмент для ознакомления
2
Эмоции по своей сути представляют психическое отражение именно в форме непосредственного пристрастного переживания индивидом жизненного смысла отдельных явлений и ситуаций, обусловленное отношением их объективных свойств к тем или иным потребностям человека [22, c. 112].
Эмоции – это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных приятных или же неприятных переживаний процесс, это результаты практической деятельности, который ориентирован на удовлетворение тех или иных актуальных потребностей человека. При этом практически любые проявления его активности обязательно сопровождаются эмоциональными переживаниями [6, c. 8].
По мере развития психологии, стали появляться разные, даже друг другу противоречащие, теории и позиции трактовки эмоций. Но каждая из таких теорий имела полное право на свое существование, и свое практическое применение.
В рамках так называемой «Периферической» теории эмоций Джеймса-Ланге возникновение эмоций напрямую связывается с тем или иным внешними воздействиями, приводящим в организме человека к физиологическим сдвигам. Каждой эмоции в этом случае соответствует свой набор физиологических проявлений их у человека. Согласно «таламической» теории эмоций Кэннона-Барда как сами эмоции, так и все им соответствующие сигналы активизации у человека появляются в таламусе. Физиологические реакции и психологические переживание возникают практически одновременно. В соответствии с теорией активации, эмоция – это не функции отдельных центров, а это результат активности сети мозга, называемой «Круг Папеса».
Когнитивные теории эмоций раскрывают природу эмоций непосредственно через механизмы мышления. Например, в теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера, заметную роль в эмоциях выполняют когнитивно-психологические факторы. В этом случае положительные эмоции находят свое проявление тогда, когда подтверждаются ожидания индивида, при том, как негативные появляются в противоположном случае, являясь логическим следствием того, как происходит согласование реальных результатов деятельности индивида с намеченным им планом [1, c. 798].
Также можно в истории психологии выделить отдельные школы эмоций:
1. Теория Джемса-Ланге представляет собой психоорганическую концепцию происхождения эмоций. В основу эмоциональных проявлений были положены физиологические состояния. Именно они относятся к первичны, а эмоции их просто сопровождают.
2. Реакции в рамках психоанализа напрямую связаны с влечениями. Главная причина появления эмоций заключается рассогласованности желаемой ситуации непосредственно с действительной ситуацией.
3. Эмоции бихевиоризмом понималась в качестве сопутствующей реакция на тот или иной стимул. Эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными. Эмоции в бихевиоризме в качестве внутренних переживаний не воспринимаются.
4. Эмоции в когнитивной психология оценивались в качестве нормальной экспериментальной базы. Полагалось, что эмоции появляются непосредственно в качестве когнитивной оценки физиологического сдвига. При этом на эмоции влияют факторы, как: психологический и когнитивный.
5. Теория Лазаруса оценивается как 3-х компонентная теория. В рамках этой теории считается, что на эмоции оказывают влияние такие компоненты, как: психологический, когнитивный, а также поведенческий. При этом оценке подвергается и физиологический сдвиг, и возможность поведения в конкретной ситуации, а также возможность интерпретировать: то есть эмоции возникают в том случае, если все воспринимается как происходящее реально. В том случае, если все подвергать рациональному анализу – тогда эмоции отсутствуют.
6. В теории Рубинштейна эмоция трактуется как нечто связанное с конкретным возбуждением отдельных участков в подкорковых структурах – то есть это реакция на стимул, чувства – до стимула, то, что может быть вербализовано, либо же уже вербализовано, а значит осознано. Эмоции – это психическое отражение именно актуального состояния потребностей индивида. Эмоции – это также конкретная форма существования потребности, в итоге возникает стремление к тому, что неизменно приведет к удовлетворению потребности (то есть предмету), однако затем предмет доставляет либо же не доставляет удовлетворение, и у человека появляется чувство по отношению к нему. Эмоции по полярности могут быть положительными и отрицательными
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Большой психологический словарь / составитель В.П. Зинченко. – Москва: АСТ, 2008. – 826 с. – Текст: непосредственный.
2.В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / составители Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – Москва: Айрис-пресс, 2018. – 210 с. – Текст: непосредственный.
3.Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей Е.Ф. Рыбалко. – Санкт-Петербург: Речь. 2015. – 244 с. – Текст: непосредственный.
4.Гром, Н.А. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Гром // Науч.-метод. электрон. журн. «Концепт». 2016. Т. 10. С. 86–90. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56825.htm. - (дата обращения 14.12.2023). – Текст: электронный
5.Данильченко, Е.В. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Е.В. Данильченко // Педагогический опыт: от теории к практике. – Москва, 2017. – С. 162-164. – Текст: непосредственный.
6.Диагностика эмоциональной сферы детей и подростков / составитель Н.А. Литвинов. – Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2020. – 168 с. – Текст: непосредственный.
7.Дриккер, А.С. Энергетика художественного воздействия / А.С. Дриккер. – Текст: непосредственный // Человек. – 2006. – № 6. – С. 21-34
8.Запорожец, А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка // Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х т. – Т.1. Психическое развитие ребенка. – Москва: Педагогика, 2006 – С. 112-115. – Текст: непосредственный.
9.Золотухина, А.А. Эмоциональное развитие дошкольников в продуктивной изобразительной деятельности / А.А. Золотухина // Новая наука: современное состояние и пути развития. – Уфа: ООО Агенство международных исследований, 2016. – № 7-1. – С. 14-16. – Текст: непосредственный.
10.Изотова, Е.И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников / Е.И. Изотова. – Текст: непосредственный // Мир психологии. – 2015. – № 1. – С. 65-77.
11.Кожохина, С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности / С.К. Кожохина. – Москва: ТЦ Сфера, 2012. – 190 с. – Текст: непосредственный.
12.Лаптева, Ю.А. Возрастная изменчивость показателей эмоционального развития детей в период дошкольного возраста / Ю.А. Лаптева. – Текст: непосредственный // Известие Волгогр. гос. пед. ун-та. – 2016. – № 10. – С.19-25.
13.Лаптева, Ю.А. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста / Ю.А. Лаптева, И.С. Морозова. – Текст: непосредственный // Вестн. Кемеровского гос. ун-та. – 2016. – №3. – С. 45-50.
14.Люшер, М. Дошкольники. Определение уровня психоэмоционального состояния и нервно-психической устойчивости / М. Люшер. – Санкт-Петербург: Ин-т «Иматон», 2019. – 79 с. – Текст: непосредственный.
15.Николаева, В.В. Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / В.В. Николаева, А.Е. Байкенова, В.Е. Шевченко. – Текст: непосредственный // Вопр. образования и подготови кадров. – 2019. – № 11. – С. 40-45.
16.52. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. / Л.Ф. Обухова. – Москва: Тривола, 2018. – 352 с. – Текст: непосредственный.
17.Прусакова, О.С. Генезис понимания эмоций: автореф. дис. … канд. психол. наук / О.М. Прусакова. – Москва, 2005. – 24 с. – Текст: непосредственный.
18.Психология и педагогика: учебное пособие / составитель Н.А. Романова. – Москва: Экзамен, 2019. – 228 с. – Текст: непосредственный.
19.Разенкова, Н.Е. Теоретические аспекты эмоционально-экспрессивного развития личности / Н.Е. Разенкова. – Текст: непосредственный // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 6. – С. 296 - 304.
20.Саутиева, Ф.Б. Специфика влияния художественно-эстетической деятельности на эмоциональный интеллект детей / Ф.Б. Саутиева /// Проблемы современного образования. – 2022. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-vliyaniya-hudozhestvenno-esteticheskoy-deyatelnosti-na-emotsionalnyy-intellekt-detey/viewer (дата обращения: 14.12.2023). – Текст: электронный
21.Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие / Г.А. Урунтаева. – Москва: Академия, 2007. – 344 с. – Текст: непосредственный.
22.Хилько, М.Е. Возрастная психология / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – Москва: Юрайт, 2017. – 200 с. – Текст: непосредственный.
23.Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – Москва, 2009. – 388 с. – Текст: непосредственный.