Фрагмент для ознакомления
2
Экскурсии как форма образования возникли в конце XVIII – начале XIX века и рассматривались как эффективное средство, способствующее развитию наблюдательности и самостоятельности учащихся. Они были внедрены в учебный процесс ведущими педагогами Западной Европы и России. Уже в XVIII веке французский философ Жан-Жак Руссо выразил мнение, что экскурсии способствуют развитию творческой наблюдательности, любознательности и самостоятельности детей в исследовании окружающего мира.
При экскурсиях явные связи между явлениями более ясно прослеживаются. Дети, обнаруживая эти связи, запоминают их намного лучше, чем если бы им только рассказали об этом взрослые.
В течение развития экскурсионного дела ученые и практики пытались понять значение экскурсий, их роль в формировании личности, их содержание и эффективность, однако к единому мнению они так и не пришли.
В русский язык это слово пришло в XIX веке из латинского «экскурсио», изначально означавшего «выход за пределы, военный набег», а затем – «вылазка, поездка». За следующий век были даны различные толкования этого понятия.
Так, например, М. П. Анциферов характеризовал экскурсию, как «прогулку, ставящую своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию» [Анциферов].
Л. Баршах считал, что экскурсия является наглядным методом получения определенных знаний, воспитанием путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов [Баршах].
В БСЭ содержится следующее определение: «Экскурсия – это посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно, под руководством специалиста-экскурсовода» [БСЭ].
Итак, общие умозаключения, приведенные выше, современная концепция «экскурсии» может быть определена как целенаправленный подход к систематическому и методическому изучению знаковых мест, памятников истории и культуры. Основой такого подхода является анализ наблюдаемых объектов, а также умелый рассказ о связанных с ними событиях. Как правило, экскурсии проводятся коллективно под руководством опытного экскурсовода.
Согласно мнению Н.Ф. Виноградовой, современное понимание экскурсии связано с ее использованием в рамках образовательного процесса. Она позволяет ученикам наблюдать и изучать различные объекты, явления и процессы в искусственной или естественной среде [Виноградова].
Одной из интересных форм досуга для детей является культурно-познавательный туризм. Он включает в себя познавательные экскурсии, пребывание в детских лагерях, робинзонады и другие развлекательные программы. Особенностью детского культурно-познавательного туризма является его адаптация к интересам и особенностям различных возрастных групп.
Культурно-познавательный туризм для детей имеет целью обогащение и расширение культурных знаний. Он основан на посещении и изучении культурных объектов, памятников культуры и истории, искусства и архитектуры. Такие программы детского туризма, как археологический, этнографический, литературный, агро-, героико-эпический и другие, связаны с познанием культурных ценностей.
Что касается разнообразия целей детского туризма, стоит отметить значительное увеличение числа комбинированных программ. Эти программы акцентируют внимание на социализации, развитии навыков работы в команде, личностном росте и других аспектах [Вапнярская].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Анциферов Н.П. Из дум о былом. - М.: Феникс; Культурная инициатива, 1992. - 512 с.
2.Бархаш Л.Л. Виды и формы туристических путешествий и экскурсий / Л.Л. Бархаш. – М., 1934
3.Болотова С.А. Роль исторического краеведения в патриотическом воспитании младших школьников / С.А. Болотова// Образование и духовное развитие ребенка в XXI веке: сб. науч.-метод. материалов / сост. и науч.ред. О.А. Куренина. - М., 2001. - 200 с
4.БСЭ. Экскурсия https://clck.ru/37A7Ri
5.Вапнярская О.И. Развитие детского туризма: основные статистические метрики // Сервис в России и за рубежом. 2018. №2 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-detskogo-turizma-osnovnye-statisticheskie-metriki (дата обращения: 17.12.2023).
6.Виноградова Н.Ф. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей 5-7 лет / Н.Ф. Виноградова, Р.Ш. Файзуллина // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1983. - С. 24-29.
7.Виноградова Н.Ф., Мариносян Т.Э. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 6 класс, учебник. –Москва: «Просвещение», 2021. – 156 с.
8.Воспитание памятью // Умный. Журнал об образовании. 2017. № 52.
9.Делицын, Л.Л. Развитие информационных и телекоммуникационных технологий в России как процесс распространения инноваций: дис. кандидата технических наук: 05.25.05/Л.Л. Делицын. - М.,2006 - 293 с.
10.Для российских школьников стартует программа образовательного и профориентационного туризма «Классная страна» https://clck.ru/37A65K
11.Емельянов, Б. В. Экскурсоведение [Текст] : учебник / Б. В. Емельянов. – М.: Советский спорт, 2004. – 216 с.
12.Краткий конспект литературной биографии Петрозаводска https://gorky.media/context/paustovskij-i-prishvin-minus-zavod/?ysclid=lqae7outjr168122802
13.Кривоногова Н. Н., Никитина Р. В. Методические рекомендации проведения экскурсий в начальной школе [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2017. № 49. С. 368–370. URL: https://moluch.ru/archive/183/47109/
14.Образовательные краеведческие экскурсии: сборник статей и конспектов / [Сост. Т. Г. Голева]. – Пермь, 2020. – 242 с.
15.Платонова Н.А., Афанасьев О.Е., Бушуева И.В., Вапнярская О.И., Казакова С.А., Кривошеева Т.М. и др. Энциклопедия туризма. М.: НП «КиТ»
16.Скобельцына, А. С. Технологии и организация экскурсионных услуг [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. С. Скобельцына, А. П. Шарухин. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 192 с.
17. Национальный музей республики Карелия https://kareliamuseum.ru/?ysclid=lqam2hcfk4383882927
18.Музей «Карельская изба» https://vk.com/club146759227
19.Детский музейный центр музея-заповедника Кижи https://kizhi.karelia.ru/info/about/detskij-muzejnyij-tsentr
20.Художественная галерея «Дом Куклы» Татьяны Калининой https://vk.com/club7227333