Фрагмент для ознакомления
2
Развитие навыков речи играет ключевую роль в успешной адаптации человека в обществе, поскольку речь не только служит средством общения с окружающими, но и является важным элементом освоения психической и социальной жизни с самого рождения. Поэтому наличие четкой и правильной речи у человека имеет большое значение.
Развитие речи, включая умение ясно произносить звуки, различать их, контролировать артикуляцию, правильно строить предложения и т.д., является одной из основных задач дошкольных учреждений. Ведь правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе и гарантией того, что он успешно усвоит навыки грамотности.
Актуальность выбранной темы обусловлена устойчивым увеличением числа детей, страдающих от ротацизма, и первостепенной задачей логопеда по коррекции звукопроизношения.
Дислалия является одним из наиболее распространенных видов речевых нарушений. В настоящее время различные формы дислалии диагностируются как у детей, так и у взрослых. Это речевое нарушение в большей степени затрагивает детей дошкольного возраста. Статистические данные отечественных и зарубежных исследователей указывают, что проблемы с произношением наблюдаются у 25-30% детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Существует противоречие между необходимостью тщательного изучения ротацизмов как нарушений произношения звуков у старших дошкольников и отсутствием эффективных методов их исправления.
Проблема исследования: поиск наиболее эффективных методов исправления дислалии у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить особенности методов логопедической работы по коррекции различных форм ротацизма при дислалии.
Объект исследования: нарушение звуков [Р] и [Р’] у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
Предмет исследования: работа логопеда по коррекции различных форм ротацизма при дислалии.
Задачи исследования:
1. провести анализ психологической, педагогической и методической литературы по данной теме;
2. описать основные понятия, связанные с исследуемой работой;
3. изучить особенности произношения звуков у детей старшего дошкольного возраста с дислалией;
4. выявить особенности методов организации логопедической работы по устранению различных форм ротацизма при дислалии.
Теоретическая основа исследования: исследования по проблемам нарушений звукопроизношения проводились учеными, такими как Е.Ф. Рау, М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, Р.Е. Левина, А.М. Смирнова и др.
Разработка методов и приемов коррекционной работы имеет обширную теоретическую базу и была изучена отечественными дефектологами, такими как: Т.Б. Филичева, Л.С. Волкова, К.П. Беккер, М. Совак, М.Ф. Фомичева, Н.А. Чевелёва и др.
Методы исследования:
― анализ литературы;
― психолого-педагогический эксперимент;
― анализ результатов экспериментального исследования.
База исследования: МБДОУ Детский сад №461 «Радуга» город Нижний Новгород. В эксперименте приняли участие 28 детей старшего дошкольного возраста (6 лет).
Теоретическая значимость исследования состоит в изучении последних источников по вопросу поиска эффективных подходов и методов логопедической работы для развития правильного произношения звуков у детей старшего дошкольного возраста с ротацизмом и дислексией.
Практическая значимость исследования: направлена на подбор методик исследования, характеристику объекта, изучение проявлений ротацизма у старших дошкольников с дислалией и разработку направлений работы логопеда по коррекции ротацизма у детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: курсовая работа включает в себя вступление, две основные части с выводами к каждой из них, заключение, список использованной литературы и приложение.
Глава 1. Теоретические основы проблемы коррекции ротацизма у детей старшего дошкольного возраста с дислалией
1.1 Особенности формирования звукопроизношения в онтогенезе
Качественная речь представляет собой ключевое условие для всестороннего и полноценного развития детей. Чем более разнообразна и корректна у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, более содержательными и ценными становятся его отношения со сверстниками и взрослыми, и тем более активно протекает его психическое развитие. Поэтому очень важно обеспечить своевременное развитие речи у детей, следя за ее чистотой и правильностью, предупреждая и исправляя любые нарушения, которые могут отклоняться от общепринятых языковых норм [8].
Многие ученые, включая М.М. Алексееву, Л.Н. Ефименкову, Т.В. Туманову, Т.Б. Филичеву, М.Ф. Фомичеву, Г.В. Чиркину и других, изучали проблему формирования звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Они отмечают, что именно в этот период наиболее благоприятно формировать и развивать звукопроизношение у детей с нарушениями [3].
Звукопроизношение представляет собой процесс производства звуков речи, который осуществляется совместной работой трех частей внешнего речевого аппарата (дыхательной, звуковой и артикуляционной) при управлении центральной нервной системы (центральный речевой аппарат).
Для понимания патологий в речи необходимо иметь ясное представление о последовательности развития нормальной речи у детей, знать закономерности этого процесса и условия, которые влияют на успешное его протекание [35]. Известно, что умение говорить у ребенка не является врожденным, а развивается параллельно с его физическим и умственным развитием в процессе онтогенеза, и служит индикатором его общего развития.
Онтогенез - определяется как индивидуальное развитие организма от момента зачатия до конца жизни. В литературе уделяется значительное внимание вопросам формирования речи в процессе онтогенеза при нормальном развитии [15].
Авторы, такие как А.Н. Гвоздев, Г.Л. Розенгард-Пупко, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев, Н.Х. Швачкин, В.И. Бельтюков и другие, подробно описывают становление речи у детей с самого раннего детства. Они рассматривают и определяют этапы развития речи с различных точек зрения.
Например, некоторые ученые, такие как М.И. Лисина и Г.Л. Розенгард-Пупко, выделяют первый этап в развитии речи, включающий не только стадию предречевых реакций, но и появление первых слов, которые считаются отличными от последующей речи ребенка.
Розенгард-Пупко выделяет два этапа формирования речи:
- подготовительный до 2 лет;
- самостоятельное формирование речи с 2 лет и позже.
А.А. Леонтьев описывает этапы развития речи, выделяя следующие периоды: подготовительный - до года, предшкольный - до 3 лет, дошкольный - от 3 до 7 лет, и школьный - от 7 до 17 лет. Важно отметить, что временные рамки этих периодов или стадий могут значительно варьировать (особенно к 3 годам).
А.Н. Гвоздев подробно изучает процесс овладения частями речи, структурой предложений и их грамматическим оформлением у детей. В своих исследованиях он предлагает периодизацию усвоения звуков речи, которое происходит в определенной последовательности в процессе онтогенеза [19].
Например, губные звуки усваиваются раньше язычных, причем твердые губные звуки овладеваются раньше мягких, а мягкие зубные - раньше твердых.
Также, взрывные звуки усваиваются раньше щелевых, а свистящие - раньше шипящих, затем ребенок осваивает аффрикаты и сонорные звуки.
Это объясняется тем, что произносить звук в момент размыкания органов речи намного проще, чем удерживать их приближенными друг к другу для образования аффрикаты, что требует более длительного времени [33].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Просвещение, 1999. - 624 с.
2. Алтухова, Н.Г. Научитесь слышать звуки / Н.Г. Алтухова. - СПб.: Издательство «Лань», 1999. - 112 с.
3. Анищенкова, Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенкова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 64 с.
4. Баранова, Е.В. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе / Е.В. Баранова, Е.А. Гогун. - СПб.: Издат. Анатолия, 2003. - 245с.
5. Баренцева, Н.С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н.С. Баренцева, Е.В. Колесникова - М.: Просвещение, 1997. - 96 с.
6. Белова-Давид, Р.А. Нарушения речи у дошкольников / Р.А. Белова- Давид. - М.: Просвещение, 1972. - 232 с.
7. Бондаренко, А.Н. Словесные игры в детском саду / А.Н. Бондаренко. - М.: Просвещение. 1977 - 96 с.
8. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - с. 256.
9. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г.А. Волкова. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. - 204 с.
10. Волкова, Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников / Г.А. Волкова. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2006. - 144 с.
11. Гавриш, Н. В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку / Н.В. Гавриш. - М.: РАО, 1991. - 180 с.
12. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев - М.: Просвещение, 1961. - 340 с.
13. Гуровец, Г.В. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии / Г.В. Гуровец, С.Н. Маевская. - М.: МПГИ им. В. И. Ленина, 1978. - 75 с.
14. Дефектологический словарь / Гл. ред. А.Н. Дьячков. - М.: Педагогика, 1980. - 346 с.
15. Ефименкова, Л.Н. Коррекция звуков речи у детей/ Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1990. - 566с.
16. Ефименкова, Л.Н. Организация и методы работы коррекционной работы логопеда / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. - М.: Просвещение, 1995. -172 с.
17. Загребельникова, Н.С. Применение ИКТ технологий в учебном процессе начальной школы / Н.С. Загребельникова. Проблемы и перспективы развития образования: Материалы V Междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2014. 241 -243 с.
18. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г.А. Каше. -М.: Учпедгиз, 1971. - 192 с.
19. Киселева, В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов / В.А. Киселева. - М.: Школьная пресса, 2007. - 48 с.
20. Коноваленко, В.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: «Гном-Пресс», 2000. - 30 с.
21. Коррекционно-логопедическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи» / под редакцией Ю.Ф. Гаркуши М., ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. - 128 с.
22. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогика, 1991. - 152 с.
23. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: УРАО, 1997. - 176 с.
24. Лавская, Н.С. Актуальные вопросы изучения и коррекции стертой дизартрии у детей / Н.С. Лавская, Т.П. Ковалёва // Молодой ученый. - 2014. - №17. - 512 - 514 с.
25. Логопедия / Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. - М.: Владос, 2002. – 680 с.
26. Люблинская, А.А. Детская психология. Уч. пособие для студентов педагогических институтов / А.А. Люблинская. – М., «Просвещение», 1971. -415 с.
27. Мастюкова, Е.М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом / Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова. - М.: Просвещение, 1985. - 204 с.
28. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников / А.И. Максаков - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 150 с.
29. Мелехова, Л.В. Речь дошкольников и ее исправление / Л.В. Мелехова, М.Ф Фомичева. - М.: Просвещение, 1987. - 112 с.
30. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1988. - 340 с.
31. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
32. Павлова, С.А. Информационно-технические средства обучения в начальной школе / С.А. Павлова, Р.Я. Трофимова //Начальная школа. №4. - М.: 2001. - 128 с.
33. Парамонова, Л.Г. Упражнения для развития речи / Л.Г. Парамонова. - СПб.; Дельта 1998. - 208 с.
34. Резниченко, Т.С. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь: Альбом для педагога / Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина. - М.: Владос, 2000. – 96 с.
35. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми / В.И. Селиверстов. - М.: Владос, 1994. - 144 с.
36. Сергеев, Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение / Ф.П. Сергеев. -Волгоград: Учитель, 1999. - 96с.
37. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду / О.И. Соловьева - М.: Просвещение, 1966. - 69 с.
38. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с нарушением речи / Л.Ф. Спирова. - М.: Педагогика, 1980. - 452 с.
39. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
40. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с.
41. Хрестоматия по логопедии // Под. ред. Волковой Л.С., 2т. - М.: Владос, 1997. - 558 с.
42. Шаповал, И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие / И.А. Шаповал - М.: ТЦ Сфера, 2005 - 320 с.
43. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи // Под ред. Гербовой В.В., - М.; Просвещение, 1983. - 160 с.
44. Ядешко, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Ядешко, Ф.А. Сохин. - М.: Просвещение, 1986 - 429 с.