Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования
Человек в своем формировании и развитии – это «дитя социума». С самого рождения он включается в общение и взаимодействие с окружающими людьми. Общение – основная палитра взаимодействия людей друг с другом. Как подчеркивал С.Л.Рубинштейн, сердце человека «соткано из его отношений с другими», общение с окружающим людьми наполняет опыт и ткет психическую структуру жизни человека. Начиная с самого рождения, ребенок включается в со-общение, активно использует и развивает все его ресурсы в дошкольном возрасте, попадая в сообщество сверстников и постепенно расширяя круг своего общения. То, насколько качественно происходит формирование культуры общения со сверстниками, может влиять на психологическое здоровье ребенка и развитие его личности. Эффективность общения, опыт действия в разных ситуациях позволяют развиваться всем структурам психической жизни ребенка. Вот почему в психолого-педагогической науке проблема общения в дошкольном возрасте не теряет своей актуальности.
В дошкольный период важно исследование различных аспектов общения со сверстниками в игре. Общение и игра выступают как взаимосвязанные компоненты в силу того, что в игре заложено мощное прогрессивное значение. Именно здесь развиваются познавательные процессы, способности ребёнка, приобретаются новые умения и навыки коммуникации. В игре ребёнок получает возможность взаимодействовать со сверстниками. Последняя, выступает ведущим видом деятельности, наряду с общением. Проблемы межличностного взаимодействия в игре рассматривались в трудах многих отечественных и зарубежных исследователей. Здесь игра рассматривалась как форма общения (Лисина М.И.), как форма усвоения деятельности взрослых (Д.Б.Эльконин), как источник приобретения опыта (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец). В отечественной концепции социально-культурного развития общение и игра рассматриваются как ведущие виды деятельности в дошкольном детстве (Л.С.Выготский, Н.И.Сарджвеладзе, А.Н.Леонтьев и др.). Старший дошкольный возраст является очень важным для формирования личностных аспектов обусловливающих межличностное взаимодействие, когда ребёнок через общение игру, как основные виды деятельности реализует развитие познавательных процессов и личностных образовании. С другой стороны именно в данный период формируются основы морально нравственных чувств и отношения к миру, принимаются правила поведения, реализуются предпосылки развития личностной субъектности, произвольности, которые проявятся в полной мере в младшем школьном возрасте.
Важным компонентам построения культуры общение со сверстниками является осмысленный характер игры и осмысленность общения как деятельности. Особенно очевидным становится это в период старшего дошкольного возраста – на этапе перехода к сюжетно-ролевой игре.
Проблемами общения и развития коммуникативных умений в игре как в деятельности занимались Б.Г.Ананьев, Я.Л.Коломинский, М.И.Лисина, А.А. Леонтьев, Т.А. Репина и др.
Зарубежные (Д.Винникот, К. Левин, Дж. Марсиа, А.Фрейд, Э.Шпрангер, Э. Эриксон) и отечественные авторы (Л.С. Выготский, М.Р.Гинзбург, К.Н. Поливанова, В.И. Слободчиков, Д.Б.Эльконин, Б.Д.Эльконин и др.) отмечают, что в старшем дошкольном возрасте меняется видение ребёнком своего сверстника, старший дошкольник уже заинтересован в том, чтобы строить эмоционально близкие отношения, появляется способность к со-чувствию и со-переживанию, в отношениях с окружающими появляются этика и элементы «воспитания» (вежливость, правильность поведения). Это обусловлено формированием способности к усвоению социальных норм и правил поведения (В.С.Мухина, Э.Эриксон).
Трудности общения, вызванные любыми причинами, соматическими ограничениями (нарушения речи, слуха, социального развития и др.) или особенностями развития личности (стеснительностью, агрессивностью, тревожностью и др.) на этом этапе могут «вмешаться» в гармонию формирования установления общения со сверстниками и привести к нарушением личностного развития. Вот почему так важно формировать культуру общения со сверстниками. Анализ литературы и научно исследовательской методической, педагогической практики позволяет констатировать, что в настоящее время имеет место некоторое противоречие между признанием общения эффективным средством всестороннего развития в старшем дошкольном возрасте с одной стороны и слабой разработанностью конкретных методов формирования культуры общения со сверстниками у старших дошкольников. Это противоречие позволяет обозначить проблему данного исследования, которая состоит в поиске путей формирования у старших дошкольников культуры общения со сверстниками. В контексте этой проблемы определяется тема исследования: «Формирование у старших дошкольников культуры общения со сверстниками»
Цель исследования: изучение особенностей формирования у старших дошкольников культуры общения со сверстниками.
Объект исследования: формирование культуры общения.
Предмет исследования: формирование у старших дошкольников культуры общения со сверстниками.
Задачи исследования:
1. Представить общую характеристику общения дошкольников.
2. Отразить особенности формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Обозначить методы и средства формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностику процесса общения у детей старшего дошкольного возраста.
5. Представить рекомендации по формированию общения у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическую основу исследования составляют труды авторов (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев, Н.И.Сарджвеладзе, А.Ф. Лазурский), обусловивших отечественную традицию понимания и принятия идеи о том, что особенности социального, предполагающего коммуникативное, взаимодействия, являются определяющими межличностные отношения и во многом прогресс личности, в частности в старшем дошкольном возрасте (Л.С.Выготский, М.И.Лисина, В.С.Мухина, О.В.Суворова и др.) Общение, обусловливающее характер социализации, является одними из центральных образований дошкольного возраста, и имеет важное значение в личностном формировании и прогрессировании.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез, наблюдение, моделирование, тестирование.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «» г. ……….
Теоретическая значимость исследования обусловлена приращением теоретического знания на основе анализа исследований по проблеме формирования у старших дошкольников культуры общения со сверстниками.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по формированию общения у детей старшего дошкольного возраста. Представленные разработки и их элементы могут быть использованы в работе воспитателей и других специалистов дошкольной образовательной организации (психолог, музыкальный руководитель, логопед).
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М: Аспект Пресс, 2009. - 375 с. – Текст: непосредственный.
2. Акимова, А.Р. Психология общения. Тренинг коммуникативных навыков. Учебно-методическое пособие / А.Р.Акимова. – Ульяновск: Зебра, 2017. – 104 с. – Текст: непосредственный.
3. Абрамян, Л.А. Игра дошкольника. Сборник материалов / Л.А. Абрамян, Т.В.Антонова // Под ред. С. Л. Новоселова; сост. Е. В. Зворыгина. – М.: Просвещение, 1989. – 284 с. – Текст: непосредственный.
4. Бучилова, И.А. Изучение межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода социометрии / И.А.Бучилова, И.Н. Комкова, В.Н. Самылова // Концепт. – 2014. –№ 7. – С.96-100. – Текст: непосредственный.
5. Барложецкая, Н. Дошкольники: растем вместе. От 3 до 6 лет / Н.Барложецкая. – М.: Никея, 2017. — 87 с. – Текст: непосредственный.
6. Батенова, Ю.В. Психолого-педагогические основы моделирования информационного пространства современного дошкольника. Монография / Ю.В.Батенова. – Челябинск: ЮУрГГПУ, 2017. — 247 с. – Текст: непосредственный.
7. Волков Б.С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу / Б.С.Волков, Н.В.Волкова. – СПб.: Питер, 2009. - 240 с.
8. Винникотт, Д.Игра и реальность / Д.Винникот. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. – 208 с. – Текст: непосредственный.
9. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С.Выготский. – М.: Перспектива, 2018. – 224 с. – Текст: непосредственный.
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С.Выготский. – СПб.: Питер (Мастера психологии), 2019. – 432 с. – Текст: непосредственный.
11. Громова, Е.В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников / Е.В.Громова // Практический журнал: Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5. – 2010. – С.64-66. – Текст: непосредственный.
12. Гудошникова, А.П. Игра как средство развития пространственного воображения дошкольников / А.П.Гудошникова // Материалы VIII Mеждунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017). — М.: Буки-Веди, 2017. — vi, 210 с. – Текст: непосредственный.
13. Горелов, И.Н. Невербальные компоненты коммуникации / Н.И.Горелов. - М.: Либроком, 2009. – 112 с. – Текст: непосредственный.
14. Дудко О.Б. Совершенствование профессиональной компетентности учителя-дефектолога в области взаимодействия с семьями дошкольников с задержкой психического развития : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Дудко О.Б. [Место защиты: Моск. гос. пед. ун-т]. – М., 2009. - 218 с. – Текст: непосредственный.
15. Захарова, И.Ю., Моржина Е.В. Игровая педагогика. Таблица развития, подбор и описание игр / И.Ю. Захарова, Е.В.Моржина. – М.: Теревинф, 2018. – 152 с. – Текст: непосредственный.
16. Знаков, В.В. Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности (Сборник) // В.В.Знаков, А.Л. Журавлёв (отв. ред.). М.: Институт психологии РАН, 2018. — 2216 с. – Текст: непосредственный.
17. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П.Ильин. – М. [и др.] : Питер, 2012. - 573 с. – Текст: непосредственный.
18. Крамер, Э. Арт-терапия в работе с детьми / Э.Крамер // пер. с англ. Е. Макаровой. – М.: Генезис, 2014. – 320 с.. – Текст: непосредственный.
19. Косых, Г.А. Игры по социально-коммуникативному развитию дошкольников / Г.А.Косых // Электронный научно-практический журнал «СОВУШКА», № 1 (15) 2019. – С.70-72. – Текст: непосредственный.
20. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И.Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с. – Текст: непосредственный.
21. Лисина, М.И. Развитие общения у детей первые 7 лет жизни / М.И.Лисина // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ . - 2011. - № 4. - C. 21-53.
22. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С.Михина. – М.: Академия, 2015. — 656 с. – Текст: непосредственный.
23. Мулова, Г.В. Дошкольная зрелость (психолого-педагогический анализ) / Г.В.Мулова // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. – 210 с. С.109-115. – Текст: непосредственный.
24. Маттис, О. И. Развитие умственных способностей малышей в процессе формирования сенсорной культуры / О.И.Матис // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. — vi, 210 с. – Текст: непосредственный.
25. Нэпп, М.сНевербальное общение / М.Нэпп, Дж.Холл / Под науч. Ред. Е.И. Николаевой, Н. Казариновой. СПб: Питер, 2013. – 512 с. Текст: непосредственный.
26. Ноёфтова, М.Н. Развитие социальной активности детей 6–7 лет в образовательном пространстве дошкольного учреждения / М.Н.Ноёфтова, М.Р.Шамтиева // Теория и практика образования в современном мире. Материалы Х Mеждунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018). — Молодой ученый, 2018. — 136 с. – Текст: непосредственный.
27. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2012. – 678с. – Текст: непосредственный.
28. Репина, Т.А. Общение детей в детском саду и семье / Т.А.Репина, Р.Б.Стеркина, Т.В.Антонова // Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной; НИИ дошк. воспитания АПН СССР. - М. : Педагогика, 1990. – 150 с.
29. Репина, М. А. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста / М.А.Репина, Т.К.Мухина // Молодой ученый. - 2015. - №9. - С. 1267-1269. – Текст: непосредственный.
30. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштей. – СПб.: Питер, 2003. – 713 с. – Текст: непосредственный.
31. Савенкова, Т.Д. Развитие социального интеллекта у старших дошкольников в процессе совместной деятельности / Т.Д. Савенкова. – Дисс.канд. пед. наук. — Московский городской педагогический университет. – М., 2019. — 233 с.
32. Смирнов, С.Д. Место понятия «общение» в психологической теории деятельности / С.Д.Смирнов // Вопросы психологии, 2013. № 3. – С. 81–91. – Текст: непосредственный.
33. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / О.Е.Смирнова, В.М.Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с. – Текст: непосредственный.
34. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям/ В.А.Сухомлинский. – М.: «Концептуал», 2019. – 320 с. – Текст: непосредственный.
35. Слободчиков, В.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И.Слободчиков, Е.А.Исаев. – М. : Изд-во ПСТГУ, 2013. - 395 с. – Текст: непосредственный.
36. Соколов, А.В. Общая теория социальной коммуникации : Учеб. Пособие / А.В.Соколов. – СПб. : Михайлов, 2002. – 459 с. – Текст: непосредственный.
37. Суворова, О.В. Формирование сотрудничества у старших дошкольников в условиях полисубъектной коммуникативно-познавательной среды / О.В.Суворова, А.Л.Споткай // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-4. – С. 727-731. Текст: непосредственный.
38. Труфанова, А.А. Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое развитие дошкольников / А.А.Труфанова, А.Н.Мотырева, О.А.Бенер // Молодой ученый 2016 №28 (132) декабрь(Педагогика). – Казань, 1074 с. С.650-656. Текст: непосредственный.
39. Холмогорова, В.М. Дети с трудностями в общении. ФГОС ДО / В.М. Холмогорова, Е.О. Смирнова. – М.: Русское слово, 2018. – 160 с. – Текст: непосредственный.
40. Шипицына Л.М. Азбука общения Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) / Л.П.Шипицина, О.В.Защеринская, А.П.Воронова. – СПб: Детство-пресс, 2010. - 381 с. – Текст: непосредственный.
41. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 228 с. – Текст: непосредственный.
42. Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста : методическое пособие для воспитателя детского сада / С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьева. – М.: Дрофа, 2006 (Тула : Тульская типография). - 176 с. – Текст: непосредственный.
43. Ярецкая, А.Ю. Развивающая игра как средство интеллектуального воспитания старших дошкольников / А.Ю.Ярецкая. – Дисс.канд. пед. наук. Воронеж, Воронежский государственный университет, 2016 г. – 221 с. – Текст: непосредственный.