Фрагмент для ознакомления
2
В современных условиях наблюдается распад главных в воспитании и социализации ребенка институтов: школы и семьи. Характеризуется это полным или частичным отсутствием связи родителей со школой в вопросах воспитания личности ребенка, более того утрачивается связь и доверительные отношения между самим учителем и ребенком. Следовательно, возникает вопрос о сотрудничестве и построении партнерских отношений для совместного выполнения воспитательных функций между родителями учащихся и учителями.
Несмотря на высокую значимость школы в процессе воспитания, все же большую роль в воспитании ребенка играет семья, непосредственно влияя на формирование личности ребенка. Это зависит от следующих причин:
1) культурно-образовательного уровня родителей и их морально-нравственных ценностей;
2) уровень достатка в семье, условия проживания;
3) осведомленность родителей в приемах воспитания детей;
Имея недостаток необходимых знаний для воспитания детей, родители имеют разные взгляды на воспитание ребенка. Что является недопустимым для педагога, может быть обыденным для родителя, потому зачастую школа и родители не могут прийти к единому мнению, компромиссу, но это необходимо сделать.
В начальной школе наиболее важна успешная организация совместной деятельности школы и семьи, так как от того, как может сложиться взаимоотношение семьи и школы на ранних ступенях образования, будет зависеть дальнейший успех в воспитании ребенка, а потом уже и подростка.
Целью данной работы является рассмотрение темы партнёрства школы и семьи в воспитании младших школьников формы и методов взаимодействия.
Задачи:
- определить особенности развития младших школьников;
- рассмотреть основы партнерства школы и семьи в воспитании детей в начальной школе ;
- описать вопрос формирования самостоятельности младшего школьника в социальном партнерстве семьи и школы;
- изучить формы взаимодействия школы и семьи в начальной школе;
- рассмотреть родительские комитеты как форму социального сотрудничества семьи и школы.
Объект исследования – партнёрство школы и семьи в воспитании младших школьников.
Предмет исследования – специфика форм и методов взаимодействия в партнёрстве школы и семьи в воспитании младших школьников.
Глава 1 Теоретические основы партнёрства школы и семьи в воспитании младших школьников
1.1 Развитие младших школьников
Учебно - познавательный интерес – это целенаправленность ученика на процесс получения знаний, умений, навыков, выраженный выбор в той или иной области знаний.
Главной характеристикой учебно-познавательного интереса является постоянное стремление к познанию, к получению новых, более полных и глубоких знаний [15, с. 37].
Интерес к познанию – это один из главных мотивов учения и средств обучения детей младшего школьного возраста. Развитый учебно-познавательный интерес у школьников благоприятно и эффективно действует на обучение, помогает легко освоить программу.
Особенностью учебно-познавательного интереса является то, что он способствует развитию и активизации не только процесса учебно-познавательной деятельности, но и любой другой деятельности человека, поскольку познание является началом любой деятельности [8, с. 361].
Учебно-познавательный интерес имеет ряд различных состояний развития. Условно различают на следующие стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Рассмотрим данные стадии развития познавательного интереса:
- Любопытство - элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека.
- Любознательность – заинтересованность в получении новой информации с целью удовлетворения познавательного интереса. На этой стадии развития можно увидеть яркое выражение эмоций удивления, радости от получения новых знаний и навыков, удовлетворенности деятельностью.
- Теоретический интерес – стремление к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки.
По итогам психолого-педагогических исследований, интересы младших школьников характеризуются эмоциональным отношением к ярко, эффективно раскрытому в содержании знаний. Интерес к фактам, явлениям природы, событий общественной жизни, истории и др. Условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и усилению познавательного интереса младшего школьника:
─ опора на активную умственную деятельность младшего школьника. Для развития познавательных возможностей и интересов учащиеся представляют собой ситуации познавательных задач, активного поиска, рефлексии, наблюдения, суждения, рассмотрения различных позиций, которые студент должен решить самостоятельно [23, с. 127].
- обеспечение формирования познавательных интересов, необходимо придерживаться условий ведения образовательного процесса на оптимальном уровне развития детей младшего школьного возраста.
Познавательная активность отражает определенную заинтересованность младших школьников в приобретении новых знаний, навыков и умений, внутреннюю решимость и постоянную потребность использовать различные способы действия для реализации знаний, расширения знаний, расширения кругозора.
Есть еще одна группа ученых, которые понимают познавательную активность как качество человека. Например, Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как черту личности, которая включает в себя стремление человека к знаниям, выражающее интеллектуальную реакцию на процесс познания. По их мнению, «познавательная активность» становится качеством личности со стабильным выражением стремления к знаниям [29, с. 36]. Это структура качества личности, где потребности и интересы указывают на значимую характеристику, а воля представляет форму.
Основным условием активной познавательной деятельности младших школьников является насыщение учебно - методического процесса разносторонней деятельностью, которая способна обеспечить социальную детерминацию развития учащихся и реализацию индивидуальных способностей каждого из них. При этом следует учитывать, что интеграция ученика во всестороннюю классную деятельность должна обязательно обеспечивать обязательное взаимодействие с основными видами деятельности: работа - познание - общение, способное обеспечить успешную жизнь младшего школьника, подготовить его для жизни, становления и развития его личности [12, с. 23].
Вовлечение учащегося в разностороннюю деятельность, способную удовлетворить его духовные потребности и нужды; осознавать индивидуальные влечения - важнейший фактор развития личности, формирования ее интересов и познавательной активности [10, с. 36].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 18.12.2023)
2) Постановление ЦИК и СНК СССР о всеобщем обязательном начальном обучении. 14.08.1930 г. // Музей истории российский реформ имени П. А. Столыпина. – URL: http://музейреформ.рф/node/13996 (дата обращения: 18.12.2023)
3) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 18.12.2023)
4) Андреева Н. А., Социальное партнерство ДОУ и семьи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2005. — N 6. — С. 63-64.
5) Брюхова В. М., Партнерство семьи и школы. — Москва : Чистые пруды, 2007. — 31 с.
6) Володькина А.В., Минаева Е.В. Партнерство учителя и семьи в вопросе формирования самостоятельности младшего школьника// Неофит: выпуск 18: сборник статей по материалам научно-практических конференций аспирантов, магистрантов, студентов. Н. Новгород: Мининский университет, 2021. С. 73-76
7) Галиева Д. Ф., Руш О. В., Утегалиева Ф. А. Вопросы взаимодействия школы и семьи в современных условиях становления образовательной практики// Воспитание в условиях актуальных вызовов современности [Электронный ресурс] : материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Астрахань, 30 ноября 2022 г.) / сост. Т. А. Вострикова ; отв. ред. Г. В. Палаткина. – Астрахань : Астраханский государственный университет имени В. Н. Татищева, 2023. С. 32-35
8) Головнева Е.В., Головнева Н.А., Пономарева Т.А., Синдикова Г.М. Развитие исследовательского интереса у младших школьников к окружающему миру // Бизнес. Образование. Право. 2020. No 4 (53). С. 361-365
9) Грачева В. Ф., Мичурова Е. Н. Социальное партнёрство семьи, школы и социума как фактор развития младшего школьника//НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ, ЦЕННОСТИ И ИННОВАЦИИ. Сборник статей по материалам XIV Всероссийской научно-практической конференции. Йошкар-Ола, 2022. С. 350-353
10) Гревцева Е.П. Познавательная активность детей младшего школьного возраста: особенности и перспективы развития// ОНЦЕПЦИИ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Таганрог, 14 мая 2022 г.). - Стерлитамак: АМИ, 2022. С. 36-45
11) Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях новых стандартов : сборник научных статей : [по материалам международной научно-практической конференции. — Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2015. — 329 с.
12) Жаркова М. В., Партнерство семьи и школы как субъектов воспитательного пространства в формировании базовых национальных ценностей учащейся молодежи // Alma mater: Вестник высшей школы. — 2020. — № 4. — С. 22-27
13) Карпенко А. В., Максимюк П. А. Основы партнерства семьи и школы в вопросах воспитания младших школьников//ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ: ПРОБЛЕМЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2017. С. 238-240
14) Лернер П., Социальное партнерство учителей и родителей при освоении ресурсов педагогического сопровождения самоопределения учащихся основной и старшей школы // Народное образование. — 2007. — N 7. — С. 167-170.
15) Лукьянчикова Е.К., Агафонова О.Д. Организация опытно – экспериментальной деятельности младших школьников в соответствии ФГОС НОО // Педагогический поиск. 2019. No 5. С. 37-40
16) Недвецкая М., Социальное партнерство школы и семьи в сфере управления образовательным учреждением // Социальная педагогика. — 2006. — N 2. — С. 47-52
17) Павлова Л. О., Кровный интерес родителей и учителей // Директор школы. — 2007. — N 10. — С. 83-87.
18) Парамонова А. Е. Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия семьи и школы в России: история и современные тенденции // Молодой ученый. – 2009. – № 12 (12). – С. 396-401.
19) Протасова Э. Е. Родительские комитеты – форма социального сотрудничества семьи и школы в исторической ретроспективе// ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СОЦИУМЕ: НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ. Материалы XXVI всероссийских с международным участием историко-педагогических чтений. Главный редактор Г.А. Кругликова. Екатеринбург, 2022. С. 353-360
20) Рамазаева Е. Н. Информационное пространство социальных сетей как новая площадка педагогического взаимодействия школы и семьи подростка // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 7 (150). С. 25–29.
21) Сабралина А. А. Единство педагога и семьи в процессе патриотического воспитания младших школьников//ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 110-летию Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Нижний Новгород, 2021. С. 219-222
22) Сидорова Т. В., Родительское просвещение в современной школе: опыт социального партнерства // Воспитание школьников. — 2020. — № 1. — С. 40-45.
23) Славская Д. А., Соина В. М. Формирование учебно-познавательного интереса обучающихся начальных классов во внеурочной деятельности// КООПЕРАЦИЯ НАУКИ И ОБЩЕСТВА – ПУТЬ К МОДЕРНИЗАЦИИ И ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Уфа, 19 мая 2021 г.). - Стерлитамак: АМИ, 2021. С. 127-130
24) Собкин В. С., Адамчук Д. В. Учитель о включенности родителей в образовательный процесс // Человек и образование. – 2015. – № 3 (44). – С. 102-112.
25) Титов В. В. Конструирование национально-государственной идентичности в ХХ веке: анализ советского опыта // Информационные войны. – 2016. – № 2. – С. 7-12.
26) Фомичев И. В. Правовые аспекты деятельности родительских комитетов в системе отечественного образования (до октября 1917 года) // Право и образование. – 2013. – № 3. – С. 140-151.
27) Шагивалиева Д. Д. Социальное партнерство семьи, школы и социума как фактор развития младшего школьника//НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ, ЦЕННОСТИ И ИННОВАЦИИ. Сборник статей по материалам XIII Всероссийской научно-практической конференции. Том Выпуск 13. Йошкар-Ола, 2021. С. 438-440
28) Шмелева Н. В., Активизация социального партнерства школы и семьи: к основаниям современного воспитательного процесса // Инновации в образовании. — 2023. — № 2. — С. 118-125
29) Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979. – 51 с.
30) Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии обучения и воспитания / под ред. Г.С. Костюк, П.Ф. Гамата. - Киев, 1961.