Фрагмент для ознакомления
2
Физиологические и психологические компоненты эмоций - это их внутренние проявления, состояния, которые переживаются внутри тела. Внешнее проявление эмоционального состояния наблюдается только в третьем компоненте, поскольку оно определяется активностью человека, который выбрасывает энергию для своего психического и физического благополучия.
Классификаций эмоций множество и все они основываются на следу-ющих признаках:
- по знаку – положительные и отрицательные;
- по состоянию человека – приятные и неприятные;
- по потребности, вызвавшую переживания – духовные и биологиче-ские;
- по предмету, породившему эмоцию и его влиянию, оказанному на нее – активные и тормозящие;
- по выраженности проявления – от легкого до тяжелого [25].
Е. А. Пырьев считает, что непреднамеренные действия, исходящие от базовых эмоций представляют собой ответ на состояние связи эмоции с предметом [25]:
– эмоция печали – разрыв старой связи с предметом, действия носят разрушительный характер;
– эмоция интереса – связь с предметом отсутствовавшая ранее, дей-ствия направлены на познание предмета;
– эмоция удовольствия – какое-либо действие с предметом не вызы-вает негативной реакции;
– эмоция страха – присутствует надорванная связь, которая вызыва-ет хаотичные действия, несвойственные в проживаемых ситуациях;
– эмоция радости – крепкая положительная связь с предметом;
– эмоция разочарования – отражает реакцию человека на разрыв связи с предметом;
– эмоция равнодушия – результат разрыва связи человека с предме-том.
Существует классификация типов эмоционального переживания:
– эмоциональные состояния – переживания, которые человек не мо-жет контролировать, не осознает, к какому объекту, действию или поступ-ку это относится;
– чувства – эмоции меняются, когда меняется объект или действие, которые их породили, то есть человек осознает, чем они вызваны;
– эмоциональные отношения – даже при смене объекта или действия эмоции, воспринимаемые человеком, сохраняются и он переживает их дальше, как бы погружаясь и живя в них [25].
По выражению ценностей и выделяют следующие группы эмоций:
– интеллектуальные: интерес, любопытство, любознательность;
– нравственные: стыд, долг, вина;
– эстетические: восхищение, любование, притягательность;
– религиозные: вера, благоговение, подобострастие;
– социальные: дружба, патриотизм, товарищество;
– физиологические: голод, удовольствие, усталость, боль [33].
Психоэмоциональные состояния различаются по интенсивности пе-реживания:
1. Нейтральное состояние: отсутствие выраженного эмоционального процесса; человек реагирует на раздражители в зависимости от их значи-мости для него.
2. Умеренный уровень психоэмоционального состояния: эмоции уже достаточно отчетливы, чтобы быть осознанными, но еще не настолько сильны, чтобы нарушить поток действий, появляются экспрессивные реак-ции.
3. Высокий уровень интенсивности: человек открыто демонстрирует эмоции, которые испытывает, существует тенденция реагировать только на то, что соответствует доминирующей эмоции.
4. Очень высокий уровень интенсивности, или аффект. Состояние аффекта характеризуется быстрым возникновением, насильственным вы-ражением, полным отключением всех неэмоциональных механизмов, регу-лирующих поведение. Человек перестает контролировать свои действия, не задумывается о последствиях того, что делается, в результате чего его по-ведение становится импульсивным, поле восприятия сужается, снижается способность переключать внимание. Более того, изменения в психической активности не зависят от знака эмоции. Люди, которые "опьянены сча-стьем" или находятся в состоянии экстаза, так же оторваны от реальности, как и люди, "обезумевшие от горя".
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авдулова Т.П. Агрессивность в подростковом возрасте: практ. посо-бие. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 126 с.
2. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2006. – 336 с.
3. Арефьева А.В. Адаптация студентов к учебному стрессу / А.В. Аре-фьева, Н.М. Фатеева, Т.А. Глухих, А.А. Турышева // Пульс. – 2012. – №3. – С. 89 – 91.
4. Астапов В.М., Гасилина А.Н. Клиническая психология: учебное по-собие для бакалавриата и специалитета. – М.: Юрайт, 2019. – 178 с.
5. Березина Т.Н. Объективное измерение положительных эмоций у сту-дентов как составляющая оценки безопасности образовательный сре-ды // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 1. – С. 41 – 50.
6. Бреслав Г.М. Психология эмоций. 4-е изд. переработанное. – М.: Смысл, 2016. – 672 с.
7. Вахрина В.Н. Тревожность в подростковом возрасте. В сборнике: Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований. Материалы международной студенческой научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рожде-ния Л.В. Занкова. – Тверь, 2021. – С. 122-125.
8. Гаранина Ж.Г., Русяйкина Н.С. Психологические особенности школьной тревожности подростков // Огарёв-Online. – 2020. – № 11 (148). – С. 2.
9. Ефимова М.Ю., Политика О.И. Возрастные особенности депрессии у подростков // Вестник науки. – 2020. – Т. 1. – №1 (22). – С. 14-18.
10. Звягина Н.В. Эффекты воздействия изображений лиц с разными эмо-циями на функциональное состояние организма / Н.В. Звягина, И.В. Старцева, М.Н. Гурьева, К. Мохамад-Сохиб // Естественные и мате-матические науки в современном мире. – 2016. – № 7. – С. 7 – 13.
11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2013. – 784 с.
12. Калинина Т.В. Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков / Т.В. Калинина, Н.С. Уривская // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Меж-дунар. науч. конф. – Самара: АСГАРД, 2017. – С. 8-11.
13. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2004. – 336с.
14. Константинова М.Н., Михалева А.Б. Психология эмоциональных со-стояний // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. – С. 93 – 95.
15. Корнеева А.М. Депрессия у подростков // Директор школы. – 2022. – №5 (268). – С. 93-101.
16. Крайг Г. Психология развития: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
17. Леонтьева М.Д., Николаева О.Н. Психологические особенности раз-ных форм агрессивного поведения у младших школьников // Russian Journal of Education and Psychology. – 2018. – №10. – С. 65 – 77.
18. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 318 с.
19. Литвинова Е.Н. Исследование гендерных особенностей проявления тревожности у подростков // Вопросы студенческой науки. – 2018. – Вып. 12 (28). – С. 77-80.
20. Павлова О.Н. Депрессия, посмотри в ее глаза // Семейная психоло-гия и семейная психотерапия. – 2001. – №3. – С. 103.
21. Петровский В.А. Психология. – М.: Проспект, 2012. – 479с.
22. Пономаренко И.В. К вопросу улучшения психологического состоя-ния студентов-первокурсников перед сессией // Вестник Таганрогско-го института им. А.П. Чехова. – 2015. – № 2. – С. 293-297.
23. Прихожан А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. – М.: Сфера, 2008. – 192 с.
24. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: Прайм – Ев-рознак, 2012. – 656 с.
25. Пырьев Е.А. Эмоциональное поведение человека // Вестник Ко-стромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. –№ 2. – С. 34 – 38.
26. Регуш Л.А. Психология современного подростка. – СПб.: Речь, 2005. – С. 27–28.
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.
28. Рыжов Д.М. Эмоциональный интеллект в системе психологических знаний // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 4. – С. 87 – 89.
29. Суринкова Ю.В. Тревожность как психолого-педагогическая про-блема. В сборнике: Психология особых состояний: от теории к прак-тике: материалы региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. – 2019. – С. 153-155.
30. Тарабакина Л. Эмоциональное здоровье подростка: риски и возмож-ности / Тарабакина Л. – Litres, 2018. – 20 с.
31. Чуясова Д.С., Володин В.В. Особенности тревожности в подростко-вом возрасте. – 2021. – № 1 (42). – С. 58-59.
32. Шадриков В.Д., Мазилов В.А. Общая психология: Учебник для ака-демического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2017. – 411 с.
33. Шуткин С.Н. Эмоции как психический процесс импульсивной регу-ляции поведения / С.Н. Шуткин, В.М. Усков, И.В. Теслинов // По-жарная безопасность: проблемы и перспективы: материалы конфе-ренции. – 2014. – № 1. – С. 309 – 314.
34. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: Питер, 2020. – 448с.