Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Основные положения веберовской социологии религии 6
1.1. Макс Вебер как один из основоположников социологии религии 6
1.2. Особенности веберовского понимания религии и ее социальной роли 9
1.3. Исследования Вебером религиозного поведения людей 15
Глава 2. Влияние религии на ход мировой истории в концепции Макса Вебера 19
2.1. Значение конфликта в веберовской социологии религии 19
2.2. Взгляд Вебера на капиталистическое общество в связи с религией 22
Заключение 26
Список литературы 28
Фрагмент для ознакомления
2
Социология религии представляет собой раздел социологии, посвященный изучению взаимосвязей между религией и обществом. Ее область анализа включает религиозные практики, историческое взаимодействие религии и общества, а также универсальные темы и роль религии в социальных процессах. В отличие от философии религии, социология религии не ставит своей целью оценку религиозных убеждений. Возникновение социологии религии обусловлено идеологией французского Просвещения, которая внесла критический взгляд на религию как социальный институт. Также сыграли роль сбор богатого фактического материала по истории религий, требующий систематизации, и рационалистическая гносеология Иммануила Канта и позитивистская методология Огюста Конта, предоставившие схему анализа религии.
Макс Вебер проявил выдающийся интерес к религии и ее роли в обществе, проведя обширные исследования и написав ряд важных работ по этой теме. Его концепция «протестантской этики» и ее воздействия на капитализм и развитие современного общества стали ключевыми в его исследованиях.
Вебер утверждал, что протестантская этика, основанная на принципах трудолюбия, совести, сдержанности и индивидуального предпринимательства, создала культурную основу для развития капитализма. Он подчеркивал, что вера в предопределение и моральная ответственность перед Богом стимулировали протестантов к активному труду и накоплению богатства.
Вебер также проводил исследования других религий и их социального влияния, включая ислам, иудаизм, индуизм и конфуцианство. Он выявлял их особенности и воздействие на социальные отношения и структуры.
Веберовский подход к социологии религии объединял исторический анализ и социологическую теорию. Он стремился понять, как религия и религиозные убеждения влияют на индивидуальное поведение и социальные структуры. Его работы оказали значительное воздействие на развитие социологии религии и до сих пор считаются важными в этой области.
Вебер разделял свои исследования на два этапа. Первый, до начала 1910-х годов, фокусировался на связи между религиозными убеждениями, социальными ценностями и экономическим развитием, особенно влиянии протестантизма на формирование капиталистической этики. Второй этап, с середины 1910-х годов до конца жизни, предполагал глубокое изучение религии и проведение сравнительного анализа мировых религий, чтобы понять их влияние на социальные структуры и поведение людей.
В своем труде «Протестантская этика и дух капитализма» Макс Вебер рассматривает взаимосвязь религиозно-этических принципов и экономической деятельности, придавая особое внимание протестантизму, особенно кальвинизму и пуританству. Он анализирует, как изменения в религиозной этике привели к появлению и развитию капитализма.
Вебер выделяет важные изменения в религиозной этике протестантизма, такие как учение о предопределении, стремление к индивидуальной ответственности и внедрение духовных практик в повседневную жизнь. По его мнению, эти изменения стимулировали развитие капитализма, поощряя рациональность, трудолюбие, накопление капитала и инвестирование в предпринимательство.
Вебер использовал метод сравнения для анализа различных форм религиозной этики и их воздействия на экономическую деятельность. Он исследовал различные религиозные традиции, включая католицизм, протестантизм, иудаизм, ислам и даосизм, с целью определения степени их влияния на рационализацию экономического поведения.
Вебер не ограничился лишь «Протестантской этикой»; в последующих
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Арон Р. «Поколение на стыке веков: Дюркгейм, Парето, Вебер» // «Полис (Политические исследования)». - 1993. - № 2. - С. 115-121.
2.Бендикс Р. «Образ общества у Макса Вебера». - М.: НОРМА, 1988. - 234 с.
3.Бучило Н.Ф. «Понятие истины в классической, неклассической и постнеклассической науке» // Журнал «Российское право в Интернете». - 2009. - № 2. - С. 2-5.
4.Вебер М. «Избранные произведения: Пер. с нем Cост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко» - М.: Прогресс, 1990 – 808.
5.Вебер М. «История хозяйства. Город» / Макс Вебер; перевод с нем.; под общ. ред. И. Гравса. - М.: Канон-пресс-Ц, 2001. - 576 с.
6.Вебер М. «Социология религии (типы религиозных сообществ)» // «Работы М. Вебера по социологии религии и идеологии». - М.: ИНИОН РАН, 1985. - С. 22-189.
7.Волков Ю.Г. «Социология. Учебное пособие для вузов». - М.: КноРус, 2011. - 279 с.
8.Гайденко П.П. «Социология Макса Вебера» // «Вебер М. Избранные произведения» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/vebizbr/index.php.
9.Гараджа В.И. «Социология религии. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей». - 3-е изд. - М.: НОРМА, 2005. - 348 с.
10.Евдокимова А.А. «Макс Вебер об особенностях западноевропейского средневекового города» // «Вестник ВЭГУ». - 2008. - № 6. - С. 5-9.
11.Забаев И. «Основные категории хозяйственной этики современного русского православия» // «Социальная реальность». - 2007. - № 9. - С. 5-26; № 10. - С. 36-62.
12.Зарецкий А.Д. «К. Маркс и М. Вебер: онтология противоречий в экономической теории» // «Журнал экономической теории». - 2011. - № 4. - С. 63-67.
13.Йоас Х. «Макс Вебер и происхождение прав человека: исследование культурной инновации» // «Журнал социологии и социальной антропологии». - 2011. - Т. XIV. - № 1. - С. 32-50.
14.Лобье П. «Социология религиозного феномена: Э. Дюркгейм, М. Вебер, В. Шмидт» / Патрик де Лобье. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2000. - 47 с.
15.«Макс Вебер. Биография, основные идеи» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://marsiada.ru/359/519/4140/4385/.
16.Мнацаканян М.О. «Место протестантской этики в концепции капитализма М. Вебера» // «Социологические исследования». - 1998. - № 7. - С. 33-43.
17.Немировский В.Г. «История социологии. Учебное пособие для вузов». - М.: Владос, 2005. - 345 с.
18.«Общая социология. Хрестоматия» / Сост. Здравомыслов А.Г., Лапин Н.И. М.: Высшая школа, 2006. - 783 с.
19.Осипов Г.В. «История социологии в Западной Европе и США». - М.: НОРМА, 2001. - 456 с.
20.Рахманов А.Б. «Хозяйственная этика мировых религий Макса Вебера: субъективные и объективные предпосылки создания, анализ концепции.» // «Вестник МГУ: Серия 18. Социология и политология». - 2009. - № 4. - С. 184-199.
21.Садовников О.К. «Новейший словарь религиоведения». - М.: Владос, 2010. 567 с.
22.«Социология. Учебное пособие для вузов» / Под редакцией В.А. Глазырина. - М.: Юрайт, 2011. - 325 с.
23.Тернер Дж. «Структура социологической теории». - М.: Владос, 1985. - 345 с.
24.Тюрель Х. «Интеллектуальная религиозность, семантика «смысла», этика братства - Макс Вебер и его отношение к Толстому и Достоевскому (пер. с нем. Р.П. Шпаковой)» // «Журнал социологии и социальной антропологии». - 1999. - № 4. - С. 23-32.
25.Федотова В.Г., Кросс Ш. «Православие, Вебер и новый русский капитализм» // «Общественные науки и современность». - 2006. - № 2. - С. 41-52.