Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных обязанностей государства является создание благоприятной для бизнеса среды и привлечение инвестиций. Приоритет по праву отдается местным промышленным и коммерческим предприятиям, которые вносят существенный вклад в налоговые поступления и создание рабочих мест, что имеет решающее значение для благосостояния населения.
Глобализация, несмотря на ее общее положительное воздействие, подняла планку выхода на предпринимательскую арену. Конкуренция с крупными корпорациями и иностранными товарами, особенно на начальных этапах, может быть исключительно сложной без адекватной финансовой поддержки. Таможенно-тарифное регулирование стало жизнеспособным решением, включающим комплекс мер. Его реализация принесет пользу отечественному бизнесу и укрепит бюджет за счет введения дополнительных пошлин на отдельные категории импортируемых товаров.
Актуальность работы. Грамотное таможенное регулирование напрямую влияет на развитие страны. Внешнеторговая деятельность, а также меры ее регулирования являются неотъемлемой стороной экономического роста Российской Федерации.
Стремительное увеличение объемов экспортных, импортных и транзитных потоков через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) обусловило необходимость создания единой системы таможенно-тарифного регулирования. Эта система постоянно развивалась благодаря совместной, гармонизированной экономической политике и единому таможенному регулированию внутри союза. Одновременно в нем рассматриваются повышенные риски, возникающие из-за снижения таможенной защиты в связи со вступлением России в ВТО в 2012 году.
В этом динамичном ландшафте Россия сталкивается с огромной проблемой развития и диверсификации своей экономики, создания благоприятной среды для структурных изменений, повышения конкурентоспособности страны и сохранения приверженности своему экономическому курсу, способствующему импортозамещению.
Цель исследования состоит в исследовании роли таможенного тарифа в обеспечении конкурентоспособности товаров отечественных производителей.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие и функции таможенного тарифа;
исследовать таможенно-тарифное регулирование в ЕАЭС;
изучить концепцию конкурентоспособности товаров;
исследовать структуру импорта товаров в РФ;
проанализировать уровень ставок таможенного тарифа ЕАЭС;
рассмотреть проблемы практики и перспективы развития таможенного тарифа ЕАЭС.
Объект исследования – Механизмы, способы, методы обеспечения конкурентоспособности отечественных производителей.
Предмет исследования – роль таможенно-тарифного регулирования в обеспечении конкурентоспособности товаров отечественных производителей
Структура работы включает введение, две главы, заключение и библиографический список.
ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ
1.1. Понятие и функции таможенного тарифа
Понятие «таможенный тариф» можно определить по-разному в зависимости от контекста. Как инструмент торговой политики и государственного контроля над внутренним рынком страны в отношении ее глобальных взаимодействий он представляет собой совокупность ставок таможенных пошлин, и применяется к товарам, перемещаемым через таможенную границу.
Речь идет о конкретной ставке таможенной пошлины на товары, импортируемые или экспортируемые в или из страны.
Обычно таможенные тарифы действуют на национальном уровне. Однако когда несколько стран образуют торгово-экономический союз, создавая Таможенный союз, таможенный тариф становится стандартизированным инструментом регулирования внешней торговли всех стран-участниц таможенного союза в их отношениях с третьими странами.
В этом смысле таможенный тариф представляет собой совокупность ставок таможенных пошлин, систематически организованных для регулирования перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации и Таможенного союза. К основным целям применения таможенного тарифа относятся:
1. Поддержание сбалансированного соотношения импорта и экспорта, управление расходами и доходами в иностранной валюте внутри страны.
2. Защита отечественных производителей от нежелательной иностранной конкуренции.
3. Содействие прогрессивным изменениям в моделях производства и потребления.
4. Увеличение государственных доходов.
5. Создание возможностей для национальных экспортеров по выходу на зарубежные рынки.
Таможенный тариф включает в себя важные компоненты, представляющие собой таможенные пошлины и связанную с ними таможенную стоимость. Кроме того, необходимо учитывать преференции и привилегии, доступные различным сторонам. Таможенные пошлины – обязательные платежи, взимаемые таможенными органами с физических или юридических лиц, обеспечивающие соблюдение законодательства при перемещении товаров, установленные органами таможенного контроля.
Чтобы защитить внутренний рынок и стимулировать внутреннее производство, импортные таможенные тарифы строятся на основе нескольких принципов . К наиболее часто используемым принципам относятся:
- принцип эскалации, который предполагает повышение ставок таможенных пошлин в сочетании со степенью переработки товара.
- принцип эффективной защиты (эффективного тарифа).
Эскалация тарифов остается характерной особенностью тарифных режимов, как в развитых, так и в развивающихся странах. Эскалация тарифов более распространена в сфере обрабатывающей промышленности, чем в сельском хозяйстве. Она преобладает в различных отраслях промышленности, включая легкую промышленность, такую как производство одежды, особенно в развивающихся странах. Эскалация тарифов представляет собой практику установления более высоких тарифов на готовую продукцию по сравнению с промежуточными продуктами и сырьем. Эта практика широко распространена в тарифных структурах многих стран, способствуя сближению производства с потребителями и создавая препятствия для перерабатывающей деятельности в странах, где происходит добыча сырья.
Большинство развивающихся и развитых стран придерживаются структур тарифов с постепенным увеличением, хотя с разной степенью интенсивности. В обрабатывающей промышленности эскалация тарифов чаще встречается, чем в сельском хозяйстве. В сельскохозяйственном секторе стран Южной Азии, Западной Азии и Северной Африки не наблюдается увеличения тарифной структуры. Эскалация тарифов преобладает в большинстве отраслей, включая важные для развивающихся стран секторы, такие как производство одежды, продуктов животноводства, кожевенное производство и другие отрасли легкой промышленности.
Принцип тарифной эскалации предполагает постепенное увеличение уровня тарифов по мере углубления производственно-технологических процессов обработки первичной продукции. Суть заключается в том, что чем выше степень обработки первичной продукции, тем выше тариф.
Принцип эффективного тарифа предполагает установление низких пошлин на товары, необходимые для развития производства с высокой добавленной стоимостью. Это означает, что ввоз отдельных видов готовой продукции, таких как оборудование, на территорию государства может подпадать под низкие или нулевые ставки таможенных пошлин. Это согласуется с принципом эффективности, поскольку такие продукты необходимы для развития национального производства.
В результате применения принципов формирования таможенного тарифа повышается степень защиты предприятия и отрасли национального производства. Продукция, производимая предприятием, обеспечивается защитой в нескольких аспектах. Во-первых, это достигается за счет уровня ввозных пошлин на продукцию, схожую с той, что выпускается предприятиями в данной отрасли. Во-вторых, защита обеспечивается уровнем таможенных пошлин на ввозимые этими предприятиями сырье, материалы, комплектующие изделия и прочее, которые представляют собой неотъемлемые компоненты затрат для предприятий данной отрасли.
Таким образом, можно сделать вывод, что таможенные тарифы служат способом влияния на потоки экспорта и импорта, либо облегчая, либо препятствуя экспорту товаров. Этот механизм ценообразования выступает в качестве основного инструмента государственного регулирования внешней торговли. Страны активно используют таможенные тарифы для обеспечения торговых, экономических и дипломатических уступок со стороны своих торговых партнеров. Получение таких уступок в двусторонних, региональных или многосторонних переговорах существенно облегчает доступ продукции национальных производителей на внешние рынки.
1.2. Таможенно-тарифное регулирование в ЕАЭС
Крайне важно отметить, что таможенная граница не обязательно может совпадать с национальными границами страны, охватывая все точки, откуда товары отправляются или прибывают, включая порты, аэропорты и железнодорожные вокзалы. Это может распространяться и на границы государств, объединенных в Таможенный союз, где действует единый таможенный тариф.
Таможенный тариф Российской Федерации был введен в действие с 1 июля 1993 года, как это предусмотрено Законом Российской Федерации от 21 мая 1993 года № 5003-01 «О таможенном тарифе». В этом законодательном акте определен процесс применения таможенного тарифа, различные виды таможенных пошлин, ставки таможенных пошлин, порядок их установления, а также тарифные льготы или преференции.
1 января 2015 года начал функционирование Евразийский экономический союз (ЕАЭС), объединивший пять стран: Российскую Федерацию, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Республику Армению и Кыргызскую Республику. Был введен Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (далее - ЕТТ ЕАЭС). Важно отметить, что этот шаг привел ставки таможенных пошлин в соответствие с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и охватывающей различные виды товаров, классифицируемые 10-значными кодами ТН ВЭД. Эти ставки применяются во всех странах-членах ЕАЭС, что обеспечивает единую таможенную политику.
В мае 2017 года Президент Российской Федерации издал Указ, определяющий Стратегию экономической безопасности России до 2030 года. В этом Указе экономическая безопасность выделена как краеугольный камень поддержания экономического суверенитета страны и реализации стратегических национальных приоритетов. Учитывая роль таможенных тарифов в формировании международной торговли, они оказывают существенное влияние на экономическую безопасность Российской Федерации. Таможенный тариф должен обеспечивать справедливые условия потребления отечественной и импортной продукции на внутреннем рынке страны .
Важнейшим компонентом таможенно-тарифного регулирования являются таможенные органы отдельных государств. Они несут ответственность за непосредственное исполнение таможенного законодательства, таможенных тарифов и других мер регулирования в отношении товаров и транспортных средств, пересекающих таможенную границу. Таможенные органы образуют организационную основу реализации мер таможенно-тарифного регулирования.
Цели таможенного тарифа включают в себя несколько важнейших задач:
1. Рационализация товарной структуры импортируемых товаров.
2. Поддержание сбалансированного соотношения экспорта и импорта, а также валютных доходов и расходов внутри Российской Федерации.
3. Создание условий для стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре производства и потребления товаров внутри страны.
4. Защита российской экономики от неблагоприятной иностранной конкуренции.
5. Обеспечение благоприятных условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.
Таможенные пошлины играют важнейшую роль в таможенно-тарифном регулировании, а их экономическая обоснованность существенно влияет на эффективность этого регулирования. Применение мер таможенно-тарифного регулирования направлено на:
1. Защиту национальных производителей от иностранной конкуренции.
2. Формирование доходов государственного бюджета.
3. Содействование прогрессивным структурным изменениям в экономике.
Принципы таможенно-тарифного регулирования представляют собой совокупность обязательных указаний, вытекающих из научной и международной практики, для обязательного применения при таможенно-тарифном регулировании импортно-экспортных операций. Хотя в правовой теории отсутствует универсальный консенсус по классификации этих принципов, они воплощают суть, особенности и цели таможенно-тарифного регулирования, такие как обеспечение безопасности экономики, выполнение международных обязательств и поддержание стабильной внешнеторговой системы. Эффективно функционирующая система таможенно-тарифного регулирования в сочетании с соблюдением ее принципов служит предпосылкой эффективной реализации таможенной политики и решения задач, направленных на обеспечение экономической безопасности стран ЕАЭС.
В современных условиях таможенно-тарифное регулирование не только служит инструментом национальной экономической политики на внутреннем уровне, но также представляет собой область регулирования для экономических организаций . Эти организации работают над установлением всеобъемлющих принципов, методологий и правил таможенного и тарифного регулирования с основной целью устранения препятствий на пути развития международной торговли. В основе таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности лежит решение существенных задач и стремление к продвижению
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алёхина О.В., Игнатьева Г.В. Таможенные платежи и экономическая безопасность // Наука и общество. - 2018. - №1. - С. 53-59.
2. Бекетова Ю.С. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД как инструмент обеспечения экономической безопасности стран ЕАЭС / Ю.С. Бекетова, М.А. Гололобова, Д.И. Распопин // Школа молодых инноваторов. – 2020. – Т. 1. – С. 37-40.
3. Боброва А.В. Показатели деятельности таможенных органов // Проблемы экономической безопасности и таможенного регулирования: поиск эффективных решений. - 2020. - С. 78-90.
4. Гомон И.В., Заседателева Е.А., Кашкинова Э.Н. Оценка влияния изменения ставок импортных пошлин на динамику объемов импорта в РФ // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - №63-4. - С. 132-136
5. Губин А.В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности и таможенная стоимость [Текст]: Учебное пособие / Губин А.В., Сухарева И.В., Татаева И.Ю - Москва: Российская таможенная академия, 2016 - 198 c.;
6. Гундоричев А.А., Мосеенкова А.О., Ахмедзянов Р.Р, Алексеева Е.В., Алексеев П.А. Роль таможенных органов в обеспечении продовольственной безопасности // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2019. - Т. 9. №10-1. - С. 235-242.
7. Дорожкина Т.В., Ромашкова А.К., Иочис Я.А. Современная антикоррупционная политика в таможенных органах стран-участниц ЕАЭС // Russian Economic Bulletin. - 2020. - Т. 3. № 1. - С. 52-56.
8. Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. – М.: ВАВТ, 2019. – С. 172 – 177.
9. Коник Н.В., Невешкина Е.В. Таможенное дело [Текст]: Научная книга / Коник Н.В., Невешкина Е.В., 2012. - 208 с.;
10. Костоглодова Е.Д. Современные проблемы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в России в контексте развития интеграционных процессов [Текст] / Е.Д. Костоглодова, С.А. Хапилин // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2017. - № 4 (60). – С. 43-50
11. Кудряшова, Е. В. Таможенная стоимость ввозимых товаров и нематериальная составляющая продаж / Е. В. Кудряшова // Хозяйство и право. – 2020. – № 5(520). – С. 73-80.
12. Лаптев, Р.А. Исследование роли таможенных органов в обеспечении внешнеэкономической безопасности России [Текст] / Р.А Лаптев, Р.А Рогов. // Вестник Евразийской науки. - 2019. - №4. - С. 3 - 12.
13. Махмутходжаева Л.С. Роль стратегического планирования в развитии экономических систем. В сборнике: Стратегия устойчивого развития в антикризисном управлении экономическими системами Материалы V международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы О.Н. Шарнопольская, И.А. Кондаурова, Е.Г. Курган. 2019. С. 184-190.
14. Николаев А.Д., Мигел А.А. Современные формы обеспечения уплаты таможенных платежей в ЕАЭС // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 62-9. - С. 5457.
15. Новиков В.Е. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость [Текст]: Учебное пособие /В. Е. Новиков, В. Н. Ревин, М. П. Цветинский. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Лаборатория знаний, 2016 - 349 с.;
16. Новиков, В.Е. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость [Учебник] / В.Е. Новиков, В.Н. Ревин, М.П. Цветинский. // –2-е изд., испр. И доп. (эл.). – Москва: Лаборатория знаний.- 2016. – С. 10 – 24.
17. Петрушина О.М., Филиппов М.И., Кондрашова И.В. Актуальные вопросы международного сотрудничества // Russian Economic Bulletin. - 2019. - Т. 2. № 6. - С. 79-83.
18. Попова И.Ю. Проблемы и недостатки системы таможенно-тарифного регулирования в Евразийском экономическом союзе и промышленно-развитых странах [Текст] // Студенческий форум. – 2018. – № 7 (28). – С. 25-28.
19. Сидорова Е.Ю. Актуальные вопросы таможенно-тарифного регулирования в условиях глобальных изменений // Экономика. Налоги. Право. – 2018. - № 3. – С. 161-164.
20. Таможенное право : учебник для вузов / отв. ред. Д. Н. Бахрах. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2019. 390 с.
21. Толкушин А. В. Таможенное дело : краткий курс лекций. М. : Юрайт, 2020. 247 с.
22. Худжатов М.Б., Адамова О.В. Актуальные проблемы внешнеэкономической деятельности при совершении таможенных операций. В сборнике: Экономические стратегии ЕАЭС: проблемы и инновации // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 176- 184.
23. Цыкунов, И. В. Современная концепция контроля таможенной стоимости товаров / И. В. Цыкунов // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2022. – № 5(299). – С. 34-40.
24. Шамионов А.Р. Таможенные платежи как доходы федерального бюджета // Современная юридическая наука и практика: актуальные проблемы. - 2019. - С. 175-180.
25. Юдина М.А., Камаева, Л.О. Формирование и развитие системы оценки деятельности таможенных органов // Проблемы теории и практики управления. - 2020. - № 1. - С. 113-128.