Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С раннего детства дети осваивают основные культурно-гигиенические навыки. Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется личность, закладываются прочные основы физического здоровья, привычки к чистоте, аккуратности, порядку. Данные навыки прививаются как в семье, так и в образовательных учреждениях, где дети проводят большую часть дня. В раннем возрасте дети способны освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять, ведь если ребёнка постоянно приучают к определённым действиям, связанным с заботой о его чистоте, здоровье, у него легко вырабатывается привычка следить за чистотой своего лица, рук, тела, одежды, предметов домашнего обихода, игрушек. Приобретённые в детстве гигиенические навыки остаются и во взрослой жизни.
Однако, воспитание навыков самообслуживания процесс довольно длительный. Формирование почти всех навыков осуществляется постоянно и практически одновременно. Немало важно отметить, что существуют дети с нарушениями интеллекта, которым необходимо научиться жить и обслуживать себя самостоятельно. Обучение детей с диагнозом умственная отсталость приобретению культурно-гигиенических навыков имеет ряд особенностей в сравнение с нормотипичными детьми. Проблема заключается в том, что наличие психофизиологических особенностей у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), затрудняют формирование у них навыков самообслуживания. В свою очередь несформированность навыков самообслуживания у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на базе школы препятствует их подготовки к самостоятельной жизни и дальнейшей социальной адаптации.
Актуальность темы обусловлена тем, что на данный момент существует скудная методическая база, направленная на формирование навыков самообслуживания у данной категории обучающихся, так как уровень сформированности навыков самообслуживания, в частности тема, касающаяся обучению детей с легкой умственной отсталостью старшего школьного возраста, культурно-гигиеническим навыкам.
Степень её разработанности, место и значение в науке и практике. Изучая научную литературу, можно прийти к выводу о недостаточной освещенности проблемы формирования навыков самообслуживания у зарубежных и отечественных исследователей. Исследования за рубежом по формированию навыков самообслуживания проводили американские психологи Брюс Л. Дейкер, Алан Дж. Брайтман в своей книге «Путь к независимости» предложили «систему пошагового обучения» [2].
Немецкий психолог Х. С. Грюнцбург также изучал проблему формирования самообслуживания, и на основе своих исследований предложил методику «Социограмма» [8].
В области олигофренопедагогики, проблемой привития обучающимся с умственной отсталостью, навыков самообслуживания, занималась В. А. Шинкаренко, которая разработала собственную методику обучения навыков самообслуживания [18].
Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умственной отсталостью на уровне должно быть ориентированно на создание благоприятных условий в самообслуживании.
Психологические особенности формирования навыков самообслуживания исследовали следующие авторы: В. А. Карвялис, С. Л. Мирский, Н. П. Павлова. Специальные исследования, проведенные этими авторами, показали, что большинство обучающихся образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы (далее – АООП), испытывают значительные затруднения при самостоятельной ориентировке в задании, планировании будущих действий, проверке правильности собственной работы. Такие обучающиеся нуждаются в постоянном контроле и регуляции действий со стороны педагогов. Особенности психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью обуславливают замедленное формирование многих практических навыков и умений, их применения в деятельности. Все это затрудняет формирование навыков самообслуживания у данной категории обучающихся и указывает на необходимость проведения специальных исследований, направленных на разработку приемов, методов и средств коррекционно-развивающей и воспитательной работы.
Предмет работы – процесс формирования навыков самообслуживания (уход за кожей лица) у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне старшей школы.
Цель работы – изучить особенности формирования навыков самообслуживания у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне старшей школы, представит проект, направленный на обучение старших школьников правилам ухода за кожей лица.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме формирования навыков самообслуживания у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне начального образования.
2. Изучить уровень сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с легкой умственной отсталостью на уровне 8 класса.
3. Составить проект, направленный на обучение старших школьников правилам ухода за кожей лица.
В первой главе понятие «навыки самообслуживания» раскрыто, как психолого-педагогический феномен, дана психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью, выявлены особенности формирования навыков самообслуживания у обучающихся с легкой умственной отсталостью. Во второй главе дана характеристика проекту, направленному на обучение старших школьников с легкой умственной отсталостью правилам ухода за кожей лица. А также представлена дидактическая игра, разработанная для данной категории детей.
В заключении описаны выводы по работе в целом.
Структура работы. Курсовая работа содержит: введение, 2 главы, заключение, список используемых источников - 19.
Глава 1
1. Формирование культурно-гигиенических навыков в онтогенезе
По мнению доктора психологических наук Ительсона Льва Борисовича, навык – это психическая подготовленность человека к сознательному выполнению определенных действий с максимальной точностью, скоростью, целесообразностью, которые были достигнуты
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст] / А. С. Белкин. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.
2. Брайтман, А. Д. Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам [Текст] / А. Д. Брайтман, Б. Л. Бейкер – М. : Теревинф, 2000. – 320 с.
3. Буре, Р. С. Воспитатель и дети [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд. / Р. С Буре, Л. Ф. Островская. – М. : Просвещение, 1985. – 143 с.
4. Вспомогательные школы для отсталых детей [Текст] / под ред. Е. В. Герье, Н. В. Чехова. – М. : Задруга, 1923. – 171 с.
5. Выготский, Л. С. Этюды по истории поведения: Обезьяна, примитив, ребенок» [Текст] / Л. С. Выготский, А. П. Лурия. – М. : Педагогика Пресс, 1993. – 224 с.
6. Власова, Т. А. Дефектологический словарь [Текст] / Т. А. Власова, Ю. А. Кулагин, Л. В. Нейман, Ф. Ф. Рау. – М. : Педагогика, 1960. – 206 с.
7. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М. : Просвещение, 1973. – 176 с.
8. Грюнцбург, Х. С. Социальная компетентность и умственная неполноценность [Текст] / Х. С. Грюнцбург. – Лондон, 1973. – 447 с.
9. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] : учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-ов. – 2-е изд., перераб. / С. Д. Забрамная. – М. : Просвещение, Владос, 1995. – 112 с.
10. Зейгарник, Б. В. Психология личности: актической психологии» [Текст] / Б. В. Зайгарник. – Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998. – 352 с.
11. Исаев, Д. Н. Психосоматические расстройства у детей [Текст] / Д. Н. Исаев. – М., 2000. – 400 с.
12. Калымкова, Е. А. Психология лиц с умственной отсталостью: [Текст] : уч.-метод. пособие / Е. А. Калмыкова. – Курск, 2007. – 121 с
13. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учебное пособие для студентов средних, педагогических учебных заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М. : Академия, 2000. – 416 с.
14. Мардаков, Л. В. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / Л. В. Мардаков ; под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 400 с.
15. Маркова, А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников [Текст] / А. К. Маркова // Вопросы психологии. – 1980. – № 5. – С. 47-59.
16. Мержеевский, И. В. Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова [Текст] / И. П. Мержеевский, Л. В. Блуменау. – 1908. – С. 3- 4. 48. Мирский, С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении [Текст] / С. Л. Мирский. – М. : Педагогика, 1993. – 69 с.
17. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей [Текст] / Н. В. Новотворцева. – Ярославль, 1996. – 240 с.
18. Шинкаренко, В. А. Организация трудового обучения учащихся второго отделения вспомогательной школы [Текст] / В. А. Шикаренко, Д. Н. Ескевич. – Минск, 2008. – 49 с.
19. Шиф, Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы [Текст] / Ж. И. Шиф. – М. : Просвещение, 1965. – 343 с.