Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты исследования личностных особенностей младших школьников 6
1.1 Понятие «личность», «личностные особенности» 6
1.2 Личностные особенности детей младшего школьного возраста 9
Выводы по главе 1 14
Глава 2 Практические аспекты исследования личностных особенностей детей младшего школьного возраста на основе анализа рисунка 15
2.1 Проективные методы изучения личности ребенка младшего школьного возраста 15
2.2 Организация и методы исследования 17
2.3 Содержание работы по развитию личности детей младших школьников посредством изобразительной деятельности 24
Выводы по главе 2 29
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение 36
Фрагмент для ознакомления
2
Психологи не имеют однозначного ответа на вопрос «Что такое личность?». Сложность феномена личности проявляется в разнообразии их ответов, а отчасти и в противоречивости мнений на этот счет. Каждое определение личности, доступное в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подтверждено исследованиями), заслуживает рассмотрения при исследовании глобального определения личности.
Рассмотрим определение понятия «личность» с точки зрения разных исследователей:
- Личность - совокупность связей с общественностью, реализуемых в различных видах деятельности (А.А. Леонтьев) [11];
- Личность - совокупность внутренних состояний, при которых нарушаются все внешние влияния (А.Г. Рубинштейн) [14];
- Концепция личности определяет человека как члена общества, обобщая социально значимые черты, интегрированные в него (И.С. Кон) [10];
- Личность - это предмет социального поведения и общения (Г.Б. Ананьева) [4];
- Личность, как публичный человек, субъект познания и объективной трансформации мира, разумное существо, обладающее речью и способное работать (А.В. Петровский) [6].
Разрабатывая концепцию личности, Г. Олпорт вводит понятие «черта», наиболее достоверную «единицу анализа» отличительных черт человеческой психологии и поведения, чтобы объяснить уникальность личности. С точки зрения Г. Олпорта, это «нейропсихологическая конструкция», способная преобразовывать многие функционально эквивалентные стимулы, а также стимулировать и направлять эквивалентные (в значительной степени устойчивые) формы адаптивного и значимого поведения личности» [3, c. 144].
Следовательно, черты личности - это гибкие черты, которые трансформируют стимулы, вызывая различные эквивалентные реакции. Наличие признака гарантирует одинаковость реакции на различные раздражители, поэтому поведение человека относительно стабильно и однообразно с течением времени.
Личность каждого человека наделена только внутренним сочетанием психологических черт, составляющих его личность, что определяет его уникальность, отличие от других людей. Индивидуальность определяется темпераментом, характером, привычками, преобладающими интересами, качествами когнитивных процессов (восприятие, память, мышление, воображение), способностями, индивидуальным стилем деятельности и т. д. Нет двух одинаковых людей с одинаковым сочетанием этих психологических характеристик - личность человека уникальна по своей индивидуальности [5].
Исследователи в области психологии разделяет общие и индивидуальные черты.
Общие черты - это черты, присущие определенной категории людей, которые формируются в процессе адаптации к окружающей среде и другим людям. Это обобщенная форма реакции, признак национального характера. В отличие от общих черт, черты характера или склонности личности (также называемые морфогенными) раскрывают черты человека, которые не позволяют сравнивать их с другими [5].
Индивидуальные черты личностти в большей степени отражают личную структуру. Однако не все личностные диспозиции одинаково представлены в структуре личности: есть те, которые отвечают за ориентацию личности, которые называются смыслообразующими; главные черты, которые проявляются в поведении человека и вспомогательные,- это те, которые лишь изредка присутствуют в структуре личности. Г. Олпорт назвал их кардинальными, центральными и вторичными соответственно.
Кардинальные диспозиции подчиняют все поступки человека. Они направляют действия человека и наиболее заметны в структуре его личности. В то же время наличие кардинальной тенденции не всегда характерно для каждого человека.
Центральные диспозиции - это яркие характеристики человека, своего рода портрет личности. Их количество невелико - от пяти до десяти, и они хорошо видны по поведению человека.
И вторичные диспозиции, которые наименее заметны и устойчивы. Они выражаются в форме вкусов и предпочтений человека и могут быть определены только после длительного знакомства с ним.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Абрамов Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. -4-е изд., стереотип / Г.С. Абрамова. – Москва: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с. - Текст : непосредственный. – ISBN 5-7695-0303-3
2.Амирова, М.И. Формирование личности младшего школьника / М.И. Амирова, У.Ш. Магомедханова. – Текст : электронный // Современные проблемы педагогики и психологии. Сборник материалов студенческой научно-практической конференции. – 2019. – С. 26-33. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=42415206 (дата обращения 11.12.2023).
3.Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. Москва : Педагогика, 2018 .— 480 с. – Текст : непосредственный. - ISBN 5-7155-0358-2.
4.Андреева, Г.М. Социальная психология : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению с специальности «Психология» / Г. М. Андреева. - Изд. 5-е, испр. и доп. - Москва : Аспект Пресс, 2019. – 362 с. – Текст : непосредственный. - ISBN 978-5-7567-0274-3.
5.Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва [и др.] : Питер, 2008. - 398 с.- Текст : непосредственный. - ISBN 978-5-91180-846-4
6.Введение в психологию : [Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / А. В. Брушлинский и др.]; Под общ. ред. А. В. Петровского. – Москва : Изд. центр "Академия", 1995. – 493 с. – Текст : непосредственный. - ISBN 5-7695-0001-8.
7.Жиенбаева, Н. Б. Психологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте / Н. Б. Жиенбаева, А. М. Измайлова. — Текст : электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 116-119. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48818/ (дата обращения: 11.12.2023).
8.Истратова, О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - Изд. 8-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2019. – 375 с. – Текст : непосредственный. - ISBN 978-5-222-18569-8 .
9.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. / И.Ю. Кулагина. – Москва : Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1999. - 214 с. – Текст : непосредственный. - ISBN 5-204-00205-7.
10.Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон – Москва : Книга по Требованию, 2013. – 176 с. – Текст : непосредственный. - ISBN 978-5-458-35887-3.
11.Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. - Москва, 1982. – Текст : непосредственный.
12.Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество : учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям / В. С. Мухина. - 9-е изд., стер. - Москва : Академия, 2018 (ГУП Сарат. полигр. комб.). - 452 с. – Текст : непосредственный. - ISBN 5-7695-0408-0.
13.Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов : Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности 031000- педагогика и психология / К.Н. Поливанова. - Москва : Academia, 2020. – 180 с. – Текст : непосредственный. - ISBN 5-7695-0643-1
14.Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике : (Практ. руководство) / [Предисл. проф. Д. Д. Федотова]. - Москва : Медицина, 1970. - 215 с. – Текст : непосредственный.
15.Сандалова, Н.Н. Игра как средство воспитания личности младшего школьника / Н.Н. Сандалова, О.П. Шуматбаева. – Текст : электронный // ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы V Международной научно-практической конференции. – 2021. – С. 820-824. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=48532710 (дата обращения 10.12.2023).
16.Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. – Москва : Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с. – Текст : непосредственный. - ISВN 5-7695-0183-9.
17.Шаповаленко, И.В. Возрастная психология : (Психология развития и возрастная психология) : Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / И.В. Шаповаленко. - Москва : Гардарики, 2018. - 349 с. – Текст : непосредственный. - ISBN 5-8297-0176-6.
18.Шевкетова, Э. А. Диагностика сформированности целостного внутреннего мира личности младшего школьника / Э.А. Шевкетова. – Текст : электронный // СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ
Сборник научных трудов по материалам III международной научно-практической конференции… - 2018. – С. 65-68. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=35566783 (дата обращения 11.12.2023).
19.Чикова, И.В. к проблеме развития личности младшего школьника / И.В. Чикова. . - -Текст : электронный // СОВРЕМЕННАЯ НАУКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. .- 2018. С. 313-316. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=32702101 (дата обращения 10.12.2023).