Фрагмент для ознакомления
2
Экскурсионный продукт можно назвать инновационным, если используются современные, конструктивные и новые технологии и методы создания и реализации продукта. К разработке инновационных продуктов в экскурсоведении привлекаются маркетологи, специалисты по рекламе, методисты, профессиональные экскурсоводы, представители науки и культуры.
Инновации в экскурсионной деятельности включают
- Инновации в экскурсионных продуктах
- Инновации в технологии разработки и проведения экскурсий
- Инновации в технологии проведения экскурсий
- Инновации в маркетинге и менеджменте
- Персональные инновации (внешний вид и стиль экскурсоводов).
Сегодня ассортимент экскурсий, предлагаемых потребителю, невероятно разнообразен: еще 20 лет назад такие экскурсии повергли бы туристов в шок. Сегодня туристы уже не довольствуются традиционными обзорными или тематическими экскурсиями. Есть экскурсии по мистическим местам, местам великих убийств и казней, природных и техногенных катастроф, крышам, подвалам, подземельям, руинам и бомбоубежищам [7, с. 11 ].
Есть также военные объекты, где можно использовать технику и оружие, романтические экскурсии, музеи под открытым небом (skansen), военно-исторические реконструкции и многое другое.
В последнее время стали очень популярны интерактивные и анимационные способы проведения экскурсий, когда участники не только слушают гида, но и активно участвуют в происходящем.
Рассмотрим формы и методы инноваций в экскурсионной сфере.
Экскурсии с мастер-классами, костюмированные экскурсии, экскурсии с игровыми элементами, театрализация, анимация, беговые экскурсии, велосипедные и сигвеевые экскурсии, квест-экскурсии, виртуальные экскурсии, 3D отображения объектов и т.д.
Инновации в техническом обеспечении экскурсий включают радиогид, голосовой гид и автоматический GPS-гид по одному слову. Среди технологических инноваций отдельно стоит отметить инновации, позволяющие самостоятельно исследовать экскурсионный объект. К ним относятся: OR-коды, мобильные гиды и экскурсоводы, онлайн-сервисы, на которых размещаются мобильные гиды и экскурсоводы.
Таким образом, на сегодняшний день существует достаточно инноваций, которые могут быть применены в экскурсионной деятельности. Как одна из основных услуг, входящих в туристический продукт, экскурсии выполняют познавательную и образовательную функцию, а экскурсионная деятельность играет большую роль в просвещении людей. Кроме того, экскурсии являются как неотъемлемой частью туров, так и самостоятельной услугой. Поэтому экскурсии всегда востребованы [11, с. 249].
Анализ рынка туристических услуг позволяет сделать вывод, что в данном секторе существует достаточное количество турагентств, работающих как на внутренних, так и на зарубежных направлениях. На сегодняшний день в России существует большое количество многопрофильных туристических агентств, которые продают зарубежные туры, оказывают туристические услуги в регионе и по всей России, а также предлагают экскурсионные услуги.
Инновации в туризме возникают в ответ на изменения, происходящие во всех сферах жизни общества, а не только в туризме и других секторах экономики. К таким изменениям относятся:
Изменения в социальном строе и спросе потенциальных потребителей на туристические продукты..
Научно-технический прогресс, появление новых технологий и расширение сфер применения подходов к разработке туристских продуктов.
Расширение информационной базы туристских ресурсов.
Усиление конкуренции между субъектами туристской деятельности, предприятиями индустрии гостеприимства, музеями и другими организациями и механизмами, заинтересованными в обслуживании туристов и туристской деятельности [9].
Эти предприятия предоставляют в России широкий спектр туристских и экскурсионных услуг. Помимо рекреационных, лечебных и различных видов туристских услуг, в России также очень популярны экскурсионные программы.
Рассмотрим принципы внедрения инноваций в туристскую деятельность.
Внедрение инноваций в туристскую деятельность осуществляется в соответствии с определенными принципами, такими как научность, систематизированность, соответствие уровню спроса, инициативность и перспективность.
Принцип научности. Все инновационные результаты должны отвечать требованиям, используемым в современной науке, в том числе и новым требованиям к экскурсиям. В разработке современных экскурсий принимают участие такие специалисты, как историки, этнографы, психологи и геологи. Во многих случаях разработке новых экскурсионных продуктов предшествуют месяцы работы в архивах, музеях, знакомство со специальной научной литературой, научные экспедиции и т.д.
Системность. Любой туристический продукт четко организован и хорошо систематизирован. Для разработки туристического продукта необходимо учитывать природные, исторические и административные особенности каждого региона, например, состояние дорог, наличие необходимых специалистов для участия в экскурсиях, инвестиционный потенциал и т.д. Для этого проводятся долгосрочные маркетинговые исследования.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Алексеева Н. Д. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер. Педагогика, психология. 2015. № 1. С. 14-17.
2.Алексеева Н. Д., Меркулова С. В., Горяинова Ж. Н. Инновационная образовательная экскурсия как форма развития внутреннего туризма Самарской области //Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. – 2019. – №. 1. – С. 90-100.
3.Афанасьев О. Е. Опыт внедрения инноваций при предоставлении экскурсионных услуг //Стратегические изменения в сфере туризма и гостеприимства: поиск нового вектора развития. – 2018. – С. 28-35.
4.Балабанова E. Д., Захарова E. О., Лаврушина E. Г. Использование инновационных технологий в экскурсионной деятельности [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. Режим доступа: http://www.web.snauka.ru/issues/2014/10/39703 (дата обращения: 20.12.2023).
5.Балабас Н. Н. Виртуальная экскурсия как инновационный метод обучения иностранным языкам //Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – №. 5-2 (71). – С. 162-164.
6.Булыгина И. И. Традиции и инновации в экскурсионном деле //Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). – 2017. – №. 3 (13). – С. 56-60.
7.Гуров С. А., Алексеенко М. А. Инновации в экскурсионном бизнесе //Бизнес и дизайн ревю. – 2019. – №. 2. – С. 9-15.
8.Дашкова E. В. К вопросу об инновациях в экскурсионном обслуживании // Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Н. Новгород, 2015. – С. 11-16.
9.Eрмаков Б. А., Лакербая К. А. Основные направления инновационного развития экскурсионной деятельности в Республике Абхазия // Вестник Национальной академии туризма. 2016. № 2. – С. 54-58.
10.Засимович E. С., Волобуева И. И. Новый язык туризма - анимация // Современные проблемы сервиса и туризма. Черкизово: РГУТиС, 2010. № 4. – С. 41-48.
11.Кульченко О. Ю., Карташева О. А., Данько А. А. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННЫХ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ ПО ПЯТИГОРСКУ //Научные дискуссии в условиях мирового кризиса: новые вызовы, взгляд в будущее. – 2022. – С. 249-251.
12.Кутепова Г. Н. Инновационные компьютерные технологии в туризме: виртуальные интерактивные экскурсии //Инновации и инвестиции. – 2012. – №. 1. – С. 19-21.
13.Малюта Л. E., Шевцова E. А. Инновационные подходы к классификации экскурсий по форме проведения на примере экскурсионного обслуживания в городе Сочи // Sochi Journalof Economy. 2009. № 3. – С. 137-143.
14.Матюхина Ю. А., Мигунова E. Ю. Экскурсионная деятельность. М.: Альфа-М: Инфра-М, 2011. 224 с.
15.Мельниченко О. О., Журавлева И. В. Инновации в музейных экскурсиях //ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. – 2019. – С. 393-397.
16.Нехаева Н. Е., Морозкина К. В. Туристский квест как инновационная форма экскурсии //Инновации в науке. – 2017. – №. 7-1 (68). – С. 46-47.
17.Новиков В. С. Инновации в туризме. М.: Академия, 2007. 208 с.
18.Старкова И. И., Кондрашова Е. В., Фалилеева О. Ю. Онлайн-экскурсия как одна из инновационных форм туристического обслуживания в условиях пандемии //Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. – 2021. – №. 2. – С. 77-82.
19.Свистунов А. В., Афанасьева Н. В. Квест-экскурсия как инновационное направление развития регионального туризма //Современные научные исследования и инновации. – 2015. – №. 11. – С. 417-422.
20.Черных М. Б. Как совместить игру, экскурсию и поход? // Курорты. Сервис. Туризм. 2015. № 3-4. С. 165-168.
21.Чирский Н. А., Хвагина Т. А. Инновации в экскурсионной деятельности //Туризм и гостеприимство. – 2015. – №. 2. – С. 20-27.
22.Шадская И. Г., Солоненкова Е. В. Инновации в экскурсионной деятельности //ЭКОНОМИКА, БИЗНЕС, ИННОВАЦИИ. – 2018. – С. 181-183.
23.Хайретдинова Н. Э., Хайретдинова О. А. Инновационные технологии в туристско-экскурсионной деятельности //Актуальные вопросы современной науки. – 2016. – С. 191-198.
24.Coldwell Will. 10 of the best alternative city tours in Europe // The Guardian. 2016. December.
25.Kotikova Halina; Schwartzhoffova Eva; Jirous Ludek. City running tours as a new product in sports tourism // Tourism Research in a Changing World. Portugal: Tourism Research Group of Polytechnic Institute of Leiriain, 2014. Р 284-298.