Фрагмент для ознакомления
2
Инклюзивное современное образование имеет ряд своих особых проблем, в частности, недостаточную подготовленность кадрового состава образовательного учреждения, работающего по модели инклюзивного образования. Проблемы инклюзивного и специального взаимодействия субъектов в соответствующей образовательной среде сегодня успешно разрешают как на уровне теоретических исследований, так и на практике. Уже накоплен достаточно большой опыт, как в области практического инклюзивного взаимодействия, так и в области специального образования. Это отмечено непрерывным ростом разрабатываемых соответствующих образовательных программ, в том числе, вновь разрабатываемых, инструкций, правил, алгоритмов, процессов и др. В эти процессы сегодня вовлечены специалисты практически на всех уровнях образования, как основного, так и дополнительного.
Организации, занимающиеся подобного рода вопросами, имеют в своём арсенале планы работы и соответствующие сценарии всех тех мероприятий, которые планируется проводить. Существует специальная система грантов, которая позволяет и дальше успешно разрешать все существующие проблемы такого рода, что несомненно позволяет говорить о продуктивном социальном взаимодействии, как и в области инклюзивного образования, так и в области специального образования, которые способствуют личностному развитию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Проблемы реализации педагогической поддержки школьников были актуальны во все времена. В современной образовательной среде этот вопрос не становится менее актуальным. Е.В. Бондаревская, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова и др. определяли поддержку педагога как принцип профессиональной деятельности при реализации гуманистического подхода к взаимодействию учителя и ученика. А.И. Волкова называет этот процесс поддерживающим развитием. При этом главным остаётся предоставление субъекту возможности саморазвития. Необходимо отметить, что на практике разделение психологической и педагогической поддержки является не просто затруднительным, но практически невозможным, поскольку психологическая поддержка, будучи включенной в гуманистическую парадигму образования, рассматривается в педагогической науке в контексте теории и практики педагогической поддержки. Исследователи О.С. Газман, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др., рассматривали это как систему педагогической поддержки и её элементы [9].
В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в качестве цели образования определено развитие личности ученика и его способностей. Речь идёт о формировании самостоятельной деятельности и личной ответственности каждого школьника. Это нашло своё отражение в конечном образовательном результате ученика, которые сегодня классифицируются на предметные, метапредметные и личностные. Это могут быть универсальные учебные действия (УУД), или ключевые компетенции школьника, формируемые индивидуально у каждого ребёнка. Статья 14 Закона РФ об образовании гласит, что целью образования является создание условий для самоопределения и самореализации личности.
В настоящее время активно разрабатывается теория и практика педагогической поддержки школьников, которая призвана обеспечить реализацию процессов развития - саморазвития, обучения - самообучения, воспитания - самовоспитания. При этом процесс педагогической поддержки со стороны учителя призван обеспечить индивидуализацию образования и развития личностных качеств субъекта. Очевидно, что педагогическая поддержка рассматривается как важная часть образовательного процесса, как часть целого наряду с другими составляющими, обучением и воспитанием.
Под педагогической поддержкой понимают деятельность педагога по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем. Эти проблемы могут быть разного характера. Они могут быть связаны с физическим и психическим здоровьем ребёнка, могут быть вызваны проблемами при обучении, общении и др. В любом случае речь идёт о реализации новой педагогической парадигмы, которая базируется на гуманистических идеалах [11]. Отдельные аспекты этой проблемы рассматриваются при анализе таких категорий, как психолого-педагогическая поддержка, помощь, забота, межличностные отношения, психологическая атмосфера, условия развития личности и др.
Необходимость введения категории психологической помощи и поддержки в теорию и практику образования базируется на следующих основаниях:
1. Общенаучное.
2. Психологическое.
3. Физиологическое.
4. Педагогическое.
О. С. Газман в 1990-е годы развивал Концепцию педагогической поддержки. Сегодня она стала одним из главных научно-практических приобретений в новой педагогической действительности. Суть педагогической поддержки состоит в возможности и необходимости специальной педагогической работы, которая была бы направлена на развитие способности школьника решать свои жизненные проблемы, то есть, становиться субъектом в отношении сложностей своей жизни. Поддерживать – это означает оказывать помощь и содействие. Отечественная педагогическая наука рассматривает педагогическую поддержку в русле гуманистической парадигмы и характеризуется как технология организации личностного взаимодействия взрослого и ребенка. Речь, прежде всего, идёт о педагогическом сопровождении, то есть, создании психологически комфортных условий для личностного развития школьника.
Е.И. Исаев и В.И. Слободчиков считают, что поддерживать и развивать следует субъектность, то есть способность личности к преобразующему отношению в собственной жизнедеятельности. Поддерживать также необходимо индивидуальность, неповторимость и особенность человека [14]. Стратегия педагогической поддержки выступает важным ориентиром современного образования. На практике это связано с практическим воплощением положений о личностно ориентированном подходе в воспитании и обучении. Этим объясняется интерес к педагогической поддержке как необходимому и важному компоненту образовательного процесса.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Ананьев, Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность [текст] / Б. Г. Ананьев. — М.: Директ - Медиа, 2008. — 134 с.
2. Аниденкова, М.М. Особенности адаптации детей к условиям школьной среды [Текст] / М.М. Аниденкова // Гуманитарные научные исследования. – 2013 - No 7. – С.25-34.
3. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя [Текст] / А.С. Белкин. - М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
4. Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей [Текст] / Н.Ц. Бадмаева. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004. – 280 с.
5. Блонский, П.П. Школьная успеваемость [Текст] / П.П. Блонский. – М.: Просвещение, 2006. – 423 с.
6. Володина, Е. Н. Развитие личности в условиях модернизации системы общего образования: теория и практика [текст] / Е. Н. Володина. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2018. — 246 с.
7. Волков, С. Интервью с Натальей Сметанниковой «Школе нужен методолог чтения» [электронный ресурс] // Литература. — 2018. — № 18 — Режим доступа: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200801812 (дата обращения 21.12.2023).
8. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема [Текст] / О.С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып. 3. – М: 2005. – 58-64 с.
9. Дозморова, Е.В. Проект «Приемы смыслового чтения» [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.planeta.tspu.ru/files/file/doc/1464065663.pdf (дата обращения 21.12.2023).
10. Джаджиева, О. Е. Проблема развития детского творчества школьников [текст] / О.Е. Джаджиева // Вестник КГУ. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2010. — № 1. — С. 22–25.
11. Инклюзивное образование – путь к толерантному обществу. Библиографический указатель [Текст]/ сост. С. В. Чиннова. — Мурманск: МГГУ, 2012. — 51с.
12. Коротаева, Е.В. Педагогические технологии: Вопросы теории и практики внедрения [Текст] / Е.В. Коротаева. - Екатеринбург: УрГПУ, 2015. – 98 с.
13. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения [текст] / А. Н. Леонтьев. — М.: Смысл, 2009. — 423 с.
14. Методика исследования психологического благополучия личности [Электронный ресурс]/ Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. М.,2005. http://vestnikpedagoga.ru/publikacii/publ?id=15371 (дата обращения 21.12.2023).
15. Максакова, Л.В. Повышение психологического благополучия у школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] / Л. В. Максакова, Г. С. Айрумян, Л. П. Кочина, Р. Р. Баширова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 260-261. — URL: https://moluch.ru/archive/265/61445/ (дата обращения 21.12.2023).
16. Поляк, Н.Ф. Выразительная возможность слова / Н.Ф. Поляк // Начальная школа. – 2013. – No6. – С. 31-32.
17. Поздеева, С. Е. Учебная дискуссия: поиск новых форм [Текст] /С.Е. Поздеева //Начальная школа: до и после. – 2008. - No8. – С.79 – 87.
18. Потебня, А.А. Мысль и язык [Текст] / А. А. Потебня. - СПб., 2012. -192 с.
19. Пургина Е.И. Философские основы инклюзивного образования в контексте специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]/ Е.И. Пургина. - Педагогическое образование в России. — 2014. — № 2. С8-12.
20. Русский язык. Комментарии к урокам: метод. пособие [Текст] /С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. - М.: Вентана – Граф, 2013. - С. 3 - 5.
21. Тимохина Т.В. Инклюзивно ориентированное образование [Текст]/ Т.В. Тимохина. - Перспективы образования и науки, 2014, №5 (11). – С. 34-39.
22. Торсуева, И.Г. Интонация и смысл высказывания [Текст] / И.Г. Торсуева. – 2-е изд., испр. – М.: Либроком, 2009. – 112 с.
23. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей [Текст] / И.Ф. Харламов. – Москва, 2013. - 415 с.
24. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды / М.В. Циулина // Воспитание в школе. – 2014. - No 3. – С. 24-32.
25. Юртаев, С.В. Методика языкового образования и речевого развития: теория и практика первоначального обучения русскому языку [Текст] / С.В. Юртаев. – Орск.: ОГТИ. - 2013. - 206 с.