Фрагмент для ознакомления
2
Реструктуризация высшего образования и изменение требований к квалификации специалистов, вызванные современными социальными условиями, обуславливают необходимость улучшения качества подготовки специалистов в области культуры. В условиях глобализации наблюдается размывание основ фундаментальной культуры и самоидентификации личности, что способствует распространению деструктивных культур и антиобщественных ценностей. Поэтому укрепление духовного иммунитета молодого поколения и установление культурно-нравственных основ становятся основными приоритетами образовательной и социальной политики современной России. Выпускники вузов культуры и искусств, занимающиеся педагогической работой, играют важную роль в сохранении и развитии культуры общества и формировании духовно-нравственного и творческого потенциала молодежи.
Для устойчивого развития современного российского общества необходимы высокий уровень образования, фундаментальные знания и широкие умения по формированию культурной среды для детей. Система подготовки специалистов в сфере культуры и искусства должна соответствовать высоким образовательным стандартам, развивать ключевые компетенции и способствовать профессиональному и личностному росту. Учитывая это, компетентностный подход в образовании может послужить основой обновления системы подготовки кадров в сфере культуры. Важность компетентной подготовки работников культуры активно обсуждается в современных педагогических исследованиях, где отмечается необходимость улучшения общеобразовательной и педагогической подготовки для успешной работы в данной сфере.
Современные педагогические исследования активно занимаются вопросами компетентной подготовки работников культуры, в которых отмечается важность улучшения общего образования и педагогической подготовки как ключевого фактора успешной профессиональной деятельности (Л.Ф. Афонченко, В.А. Болотов, В.В. Болочагина, В.М. Гапоненко, И.А. Зимняя, Д.А. Иванов, Т.Э. Мангер, Л.С. Новикова, Н.А. Паршиков, И.В. Прокофьева, Т.И. Рейзенкинд, А.П.Тряпицына, Т.А. Надаховская, И.Д. Фрумин и др.).
Сегодня предлагается новый подход, согласно которому будущий специалист формируется не только через усвоение ценностей культуры, но и через развитие умений и способностей передачи этих ценностей в своей будущей работе. При этом передача культурных ценностей осуществляется через образовательную деятельность (А.И. Арнольдов, Е.В. Бондаревская, B.C. Библер, Г.Х. Вригт, И.М. Ильинский, В.А. Сластенин, В.А. Ситаров, В.В.Сериков, Ю.В. Сенько, Н.Ф. Талызина, А.В. Хуторской, Е.И. Шиянов и др.).
Согласно этому подходу, культурные компетенции специалиста представляют собой его образовательные компетенции, которые проявляются в способности постоянного роста, познания и саморазвития через усвоение знаний и умений для самообучения и обучения других. Очевидно, что в этой способности заключается ключ к достижению профессионализма и мастерства работника культуры, который, развивая себя, также формирует других.
Проблема исследования заключается в поиске способов улучшения процесса формирования профессиональных навыков у студентов, обучающихся в творческих вузах.
Объект исследования: процесс формирования профессиональных навыков у студентов, обучающихся в учебных заведениях с акцентом на творческие области.
Предмет исследования: методы развития профессиональных навыков у студентов, обучающихся в учебных заведениях с акцентом на творческие области.
Цель исследования: исследование процесса развития профессиональных навыков у студентов в творческом учебном заведении.
Гипотеза исследования: успешное формирование образовательных компетенций у студентов творческого вуза возможно, если:
• концепция образовательных компетенций базируется на интеграции знаний, опыта учебной работы и готовности студентов к будущей творческо-педагогической деятельности;
• образовательные компетенции включают познавательные и коммуникативные навыки, творческое мышление и эстетическое развитие студентов;
• университетская образовательная среда ориентирована на развитие студента как активного участника учебного процесса и его профессионально-личностного роста.
Задачи исследования:
1. изучить текущее состояние проблемы развития образовательных компетенций личности на основе существующих психолого-педагогических научных подходов;
2. подробно рассмотреть понятие образовательных компетенций как ключевой категории в подготовке специалистов в области культуры и искусства в вузе, определить их функции, состав и критерии развития;
3. разработать модель обеспечения развития образовательных компетенций при подготовке студентов вуза культуры и искусств;
4. определить педагогические условия, способствующие развитию образовательных компетенций у студентов вузов культуры и искусств.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по данной теме;
2. Тестирование.
База исследования: Кемеровский государственный институт культуры. В исследовании приняли участие 15 студентов 3 курса, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество».
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования профессиональных компетенций в процессе подготовки студентов в творческом вузе
1.1 Компетентностный подход в образовательном процессе
В настоящее время в России возрастает значение культурных работников в формировании жизнеспособного молодого поколения. Учреждениям культуры предстоит задача обучения и воспитания специалистов с поликультурной личностью, обладающих целостным и нравственным мировоззрением, способных вовлечь детей в культурные и художественно-творческие процессы через создание подходящей культурно-развивающей среды для их развития.
Примеры педагогической работы известных представителей российской культуры, таких как А.Л. Ваганова, Н.А. Ветлугина, Р.В. Захаров, Д.Б. Кабалевский, М.О. Кнебель, Г. Нейгауз, К.С. Станиславский, Г.С. Уланова и других, свидетельствуют о том, что они не только передавали свое искусство, но и обогащали духовный мир своих учеников, оказывая на них разностороннее влияние и стремясь воспитать у них высокообразованную культурную личность.
Поликультурное, включая этнохудожественное, образование предоставляет широкие возможности для формирования духовно-нравственной личности и развития ее творческого потенциала. Оно может способствовать гармонизации системы отношений между человеком и природой, обществом, семьей и другими людьми.
Социальная потребность нашего общества заключается в развитии духовно-нравственной и творчески развитой личности, обладающей высоким чувством ответственности, предприимчивой, способной самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, и отличающейся мобильностью, конструктивностью, а также готовой к межкультурному взаимодействию.
Поэтому перед учебными заведениями культуры и искусств стоит задача обучения и воспитания специалистов, обладающих поликультурной личностью, целостным, высокоразвитым и рационально организованным мировоззрением, в рамках которого знания и умения индивида систематизированы для отражения сложных взаимосвязей личности в мире, обществе и культуре. Таким образом, главная задача заключается в подготовке компетентных профессионалов в области народного художественного творчества.
Образование, получаемое будущими специалистами вузов культуры и искусств, представляет собой не просто теоретическое усвоение этнокультурных знаний, а их мировоззренческое и культурологическое осмысление с точки зрения организационных форм как части целостной системы, составляющей духовный мир, духовную культуру и мировоззрение современного человека в России. Это также включает практическое понимание духовных ценностей и норм жизнедеятельности, включая их социально-нравственный «код». Это вполне обосновано, поскольку традиционная художественная культура помогает людям понимать мир, природу, себя, адаптироваться к жизни и служит источником прогресса.
Поэтому современное образование студентов вузов культуры и искусств должно быть направлено на формирование образовательных компетенций, изучение и освоение культурного наследия народа и его национальных традиций, а также восстановление их педагогических и социально-культурных функций. Решение этих проблем в области этнокультурного образования поднимает на новый уровень духовно-нравственное развитие личности в современном технократическом обществе на основе традиций отечественной культуры.
В теоретической части исследований по подготовке специалистов в области культуры была выявлена необходимость повышения образовательного статуса будущих работников культуры и усиления их культурно-формирующего потенциала. При этом большую роль должен играть не только объем знаний и навыков, но и практический опыт самостоятельной образовательной и творческой деятельности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева Н. В. Методические аспекты формирования общекультурных компетенций у бакалавров безопасности жизнедеятельности/ Н.В. Авдеева //
Молодой ученый. - 2012. - №10. - С. 306-308.
2. Адольф В.А. Профессиональная компетеность современного учителя/В.А. Адольф; М-во общ. и проф. образования РФ. Красноярск. гор. ун-т. - Красноярск, 1998. - 309 с.
3. Айзенберг А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы / А. Я. Айзенберг. - М.: Высшая школа, 2006. - 126 с.
4. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. -Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с.
5. Арановская И. В. Формирование полихудожественой компетентности будущих режиссеров театральных представлений // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - №6 (14). - С.10 - 15.
6. Ахметжанова, Г. В. Многоуровневая система развития педагогической функции будущего учителя в процессе непрерывного образования: диссертация доктора педагогических наук: 13.00.01 / Г. В. Ахметжанова, -Ульяновск, 2006. - 387 с.
7. Ахулкова А.И. Технология формирования профессиональной компетентности будущих преподавателей педагогического колледжа / Дисс. канд. пед. наук / А. И. Ахулкова. - Курск, 2004. - 197 с.
8. Бадмаева Н.Ц. Методика для диагностики учебной мотивации студентов / Н.Ц. Бадмаева, А. А. Реан, В. А. Якунин // Влияние мотивационного фактора
на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004. - С. 151-154.
9. Бронзино Л.Ю. Компетентностный подход в образовании: проблема формирования общекультурных компетенций студентов в контексте социокультурной среде вуза /Л.Ю. Бронзино, М.Н. Филатова // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - №6 (14). - С.10 - 15.
10. Болотов В. А. Компетентностая модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2013. - № 10. - С.8-14.
11. Бондаревская Е. В. Концепция личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория / Е.В. Бондаревская // Школа духовности. - 2009. - № 6. -С. 41-66.
12. Большой Российский энциклопедический словарь. - М.: Научное изд-во «БРЭ», 2003. - 1888 с.
13. Буденкова Е. А. К вопросу о формировании общекультурных компетенций студентов-бакалавров средствами электронного обучения в вузе: теоретические и практические аспекты [Электронный ресурс] / Е.А. Буденкова // Научный интернет журнал «Мир науки», 2016. - Том 3. - № 3. URL: http://mir-nauki.com/PDF/46PDMN316.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана.
14. Бундин М. В. Формирование общекультурных компетенций у студентов вуза: учебное пособие / М.В. Бундин, Н.Ю. Кирюшина. - Нижний Новгород: НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2012. - 64 с.
15. Вербицкий А.А. Педагогическая технология с позиций теории контекстного обучения/ А.А. Вербицкий // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2010. - № 2. - С. 51-56.
16. Гусевская О. В. Формирование коммуникативной культуры личности как
основа общекультурной компетентности / О. В. Гусевская // «Ценности и смыслы». - 2009. - № 1. - С. 131-141.
17. Гершунский Б.С. Философия образования / Б. С. Гершунский. - М. Издво Флинта, 2008. - 427 с.
18. Гирц К. Интерпретация культур / Клиффорд Гирц. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСМЭН), 2004. - 560 с.
19. Гуревич П. С. Философия культуры: Учеб. пособие для студентов гуманитарных вузов / П. С. Гуревич. - 2-е изд., доп. - М.: Аспект пресс,1995. - 286 с.
20. Гущина Н. А. Аксиологические аспекты отечественного образования как фактор формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.02 / Н.А. Гущина. - Калуга, 2004. - 23 с.
21. Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении / А. Дистервег // Избр. пед. соч. - М.: АПН РСФСР, 1956. - С. 227- 235.
22. Егоршина Е. В. Интеграция учебной информации как способ формирования общекультурной компетентности учащихся: На материале изучения древнерусской литературы: дис. к. пед. наук: 13.00.02 Е. В. Егоршина. - Ярославль, 2003. - 249 c.
23. Ежова Т. В. Формирование общекультурной компетентности студентов в образовательном процессе вуза: дис. к. пед. наук: 13.00.01 / Т.В. Ежова. - Оренбург, 2003. - 185 с.
24. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Ф. Зеер // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23-30.
25. Запесоцкий А.С. Философия и социология культуры: избранные научные труды/ А.С. Запесоцкий. - Спб.: СпбГУП.: Наука, 2011. - 816 с.
26. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004 - 42 с.
27. Зоголь, С.Г. Формирование персональной компетенции будущего учителя: автореф. дисс. канд. пед. наук / С.Г. Зоголь. - Самара, 2013. - 27 с.
28. Зенкина, С.В. Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты: автореферат дис. доктора пед. наук: 13.00.02/ С.В. Зенкина; М., 2007. - 43 с.
29. Каган, М.С. Введение в историю мировой культуры/ М.С. Каган. - СПб., 2003. - кн.1. - 383 с., кн. 2 - 320 с.
30. Кларин, М. В. Технологический подход к обучению / М. В. Кларин // Школьные технологии. - 2003. - № 5. - С. 3-22.
31. Коган, Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура/ Л.Н. Коган. - М.: Знание, 1981. - 63 с.
32. Кондратенко, И.Б. Формирование общекультурных компетенций будущих учителей в процессе интерактивного обучения: автореф. дисс. канд. пед. наук/ И.Б. Кондратенко. - Йошкар-Ола, 2014. - 22 с.
33. Кругликов, В.Н. Активное обучение в техническом вузе (теоретико-методологический аспект): автореф. дисс. канд. пед. наук. - СПб.: СПбГУ, 2000. - 47 с.
34. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.
35. Лагусева, Н. Н. Планирование карьеры специалиста в гуманитарном вузе: теория и практика: Монография / Н.Н. Лагусева, Г. П. Морозова. - М., 2007. - 169 с.
36. Лапина, Т. С. Общее понимание культуры: социально-философское обоснование / Т.С. Лапина // Философия и общество. - 2008. - N2. - С. 54-70.
37. Ларин, Ю.В. Мировоззренческо-методологические основы постижения культуры: проблема концептуализации: автореф. дисс. доктора философ. наук / Ю.В. Ларин. - Тюмень, 2004. - 38 с.
38. Леднев, В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В.С. Леднев. - М.: Высшая школа, 2011, - 185 с.
39. Леонова, Е.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов технического вуза/ Е.В. Леонова //Высшее образование в России. - 2010. - №2. - С.124-131.
40. Лотман, Ю.М. Семиосфера // Ю.М. Лотман. - СПб: Искусство-СПб., 2010. 704 с.