Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Внимание - необходимое условие для выполнения любой деятельности. Внимание зависит от качества и результатов всей познавательной деятельности: оно позволяет отбирать поступающую информацию, концентрировать умственную деятельность на деятельности или объекте, ориентировать и отбирать когнитивные процессы.
Впервые в отечественной педагогике и психологии проблема формирования внимания у детей была актуализирована К.Д. Ушинским в 1868 г.
Н.Ф. Добрынин, который изучал различные аспекты внимания, рассматривал внимание как направление и концентрацию психической деятельности. Он обнаружил, что внимание характеризуется прежде всего тем, что направлено на стимулы, которые влияют на жизненные интересы человека.
Выдающиеся психологи, такие как Гальперин П.И., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Я., Рубинштейн С.Л., установили, что нарушения внимания приводят к нарушению поведения и деятельности ребенка в целом. Дети с нарушениями интеллекта - это дети со стойкими когнитивными нарушениями и, следовательно, с нарушениями внимания. В.И. Лубовский, И.П. Павлов, П.Я. Гальперин, Л.В. Кузнецов, Л.С. Вы-готский, С.Д. Забрамная исследовали особенности внимания у детей с нарушениями интеллекта. Т.М. Осипова считала, что вниманию как акту самоконтроля можно и нужно специально обучаться.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Проблема исследования - выявить условия исследования внимания учащихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Объектом исследования являются особенности исследования вни-мания учащихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Предметом исследования является исследование внимания учащих-ся младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Цель исследования: выявить особенности исследования внимания учащихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности внимания как психического процесса.
2. Описать виды внимания как психического процесса.
3. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей с умственной отсталостью.
4.Рассмотреть специфику внимания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
5. Проанализировать развитие внимания младших школьников с умственной отсталостью в условиях современного информационного общества.
6 Изучить развитие внимания у детей с ограниченными возможностями интеллекта через дидактические игры с коррекционной направленностью с использованием ИКТ.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
§1. Особенности внимания как психического процесса
Внимание в целом, как психическое явление, обладает рядом свойств.
Во-первых, состояние внимания характеризуется не только особыми субъективными переживаниями, но и четко выраженными объективными признаками. Это различные соматические проявления (специфические позы, задержка дыхания, учащенный пульс) и наблюдаемое повышение про-дуктивности деятельности.
Во-вторых, внимание может быть произвольным и непроизвольным. Термины «концентрация» и «поглощенность» отражают аспект произ-вольности внимания. Концентрация проявляется, когда мы намеренно концентрируем внимание на объекте. Состояние поглощенности возникает, когда что-то захватывает наше внимание против нашей воли.
В-третьих, внимание обладает рядом динамических свойств: оно может быть направленным, сфокусированным, удерживаемым, колеблющим-ся, распределенным, переключаемым и отвлекаемым. В соответствии с основными свойствами внимания формулируются вопросы конкретного ис-следования. Как быстро может переключиться внимание? Как долго вы можете удерживать свое внимание на объекте? Какова максимальная ин-тенсивность внимания? На скольких объектах можно сосредоточить вни-мание одновременно? Какие факторы приводят к отвлечению? Наконец, следует отметить, что внимание оказывает не только положительное влия-ние на психические процессы. Часто возникает необходимость устранить негативные последствия внимания, когда чрезмерное внимание мешает правильному выполнению деятельности. Можно упомянуть известный «эффект многоножки»: как только бедное насекомое задумывалось о по-рядке, в котором оно передвигается, используя свои многочисленные ноги, оно не могло сделать ни одного шага [12].
Важность проблем с вниманием в повседневной жизни проявляется в многочисленных чертах личности человека, связанных с фактором внима-ния. Человек может быть как внимательным, собранным, трудолюбивым, внимательным, трудолюбивым, целеустремленным, так и рассеянным, небрежным, разговорчивым, ветреным, легкомысленным, неприхотливым.
В качестве особого типа внимания Титченер выделяет первичную производную внимания, определяемую как возврат к первичному внима-нию, но с другим поворотом. Это наблюдается, когда объект, на котором мы пытались удержать вторичное внимание, интересует нас сам по себе. Например, книга, которая сначала казалась неинтересной, но которую вы читаете по мере необходимости, постепенно настолько увлекает вас, что вы не слышите ни шума за окном, ни даже звонков (стимулов для привлече-ния первичного внимания).
§2. Виды внимания как психического процесса
В современной психологической науке принято выделять несколько основных типов внимания. Направленность и концентрация умственной деятельности могут быть непроизвольными или произвольными. Когда деятельность захватывает нас, и мы осуществляем ее без волевых усилий, направление и концентрация психических процессов непроизвольны. Если мы знаем, что нам предстоит выполнить определенную работу, и мы берем на себя ее в силу поставленной цели и принятого решения, то ориентация и концентрация психических процессов уже являются произвольными. По-этому по своему происхождению и способам реализации обычно выделя-ют два основных типа внимания: непроизвольное и произвольное.
Непроизвольное внимание - это самый простой вид внимания. Его часто называют пассивным или принудительным, поскольку он возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Это занятие само по себе захватывает человека из-за его обаяния, ревности или удивления [8].
В отличие от непроизвольного внимания, основная характеристика произвольного внимания заключается в том, что оно контролируется со-знательной целью. Этот тип внимания тесно связан с волей человека и раз-вился в результате усилий, поэтому его еще называют волевым, активным и целеустремленным. Когда мы принимаем решение заниматься каким-либо видом деятельности, мы принимаем это решение, сознательно сосре-дотачивая свое внимание на вещах, которые нас не интересуют, но для ко-торых мы считаем необходимым это делать. Основная функция произ-вольного внимания - активная регуляция протекания психических процес-сов. Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного внимания. Однако оба типа внимания тесно взаимосвяза-ны, поскольку произвольное внимание возникло в результате непроиз-вольного внимания. Можно предположить, что произвольное внимание возникло у человека во время сознательной деятельности.
Есть еще один вид внимания. Этот вид внимания, как и произволь-ный, является целенаправленным и требует сначала произвольных усилий, но затем человек «включается» в работу: содержание и процесс деятельно-сти становятся интересными и значимыми, а не только ее результат.
Произвольное внимание служит достижению поставленной и приня-той цели. Диапазон объектов произвольного внимания потенциально не-ограничен, поскольку он не определяется свойствами стимула или интере-сами индивида.
Произвольное внимание присуще только человеку и может быть определено как сознательно регулируемая концентрация на объекте. Уче-ник, который сначала подчиняет свое внимание словесным указаниям учи-теля, постепенно учится формулировать задачи, стоящие перед ним, и ор-ганизует свое внимание. Произвольное внимание требует определенного опыта и умения организовывать свою деятельность. Поэтому непроиз-вольное внимание возникает у детей раньше, и только позже, в процессе их развития, формируется произвольное, осознанное. Этот тип внимания тес-но связан с волей. Необходимым условием формирования произвольного внимания является постановка цели деятельности. Таким образом, диспет-чер внимательно следит за светящимися точками на дисплее во время сме-ны; автомобилист должен следить за дорогой даже ночью на свободном шоссе.
Внимание также зависит от циркадных ритмов: ночью, независимо от степени утомления человека, внимание более рассеянное, чем днем. Было обнаружено, что люди работают менее эффективно в ночную смену, даже если они спят предписанное количество часов в течение дня. Большинство несчастных случаев и ошибок на рабочем месте происходит ночью. У че-ловека, перенесшего операцию ночью, меньше шансов выжить. Исследо-вания авиакомпаний показали, что пилоты менее осторожны в ночное вре-мя из-за замедленной реакции, возникающей в результате нарушения цир-кадных ритмов [15].
Непроизвольное внимание - человек внимателен независимо от близ-ких и отдаленных осознанных целей и даже вопреки им. Он направляет умственную деятельность на те объекты, которые либо обладают своими особыми свойствами (новизна, сила стимула и т.д.), либо соответствуют внутренним детерминантам человеческого поведения и деятельности (эмо-ции, мотивы, цели) и т.д.
Н.Ф. Добрынин выделяет три группы причин, способствующих не-произвольному вниманию, и соответственно описывает три типа непроиз-вольного внимания.
«Вынужденное» внимание. Причиной вынужденного внимания является тип стимула с точки зрения силы, продолжительности, продолжительности, прерывистости и т. д.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акимова Л.Н. Значение игры для психического развития детей с интеллектуальными нарушениями / Л.Н. Акимова // Проблемы современной науки и образования. – 2019. – №6. – С. 45–53.
2. Акимова М.К. Психологическая диагностика: Учебное пособие / М.К. Акимова. - СПб.: Питер 2005. - 304 с.
3. Апресян Р.Г. Игровой элемент в социальной коммуникации / Р.Г. Апресян // Вестник КРСУ. – 2018. – №10. – С. 32–36.
4. Ахметова З.А. Внимание как проблемное поле психологии / З.А. Ахметова // Вестник КРСУ. – 2018. – Т. 18. №1. – С. 169–173.
5. Белопольская Н.Л. Детская патопсихология / Н.Л. Белопольская. - М.: «Когито - Центр» 2004. - 351 с.
6. Буторин Г.Г. Основные разделы патопсихологии и психопатологии в таблицах и схемах: Учебное пособие / Г.Г. Буторин, Л.А. Бенько. - Челябинск: РИО ЧФ УРАО, 2005. - 149 с.
7. Буторин Г.Г. Основы психологии детей с нарушением интеллекта: учебно-методическое пособие к курсу лекций по специальной психологии / Г.Г. Буторин. - Челябинск: Изд - во АТОКСО 2004. - 112 .
8. Буторин Г.Г. Рекомендации по проведению экспериментально психологического обследования и составлению заключений: Методическое пособие к курсу клинической психологии / Г.Г. Буторин, Л.А. Бенько - Челябинск: Изд-во АТОКСО, 2006. - 64с.
9. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973. 3. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по арифметике во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1972.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / В.В. Давыдов, Л.С. Выготский. - М.: Педагогика 1991. - 480с.
11. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский.- М.: Просвещение 1995. - 527 с.
12. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974
13. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология внимания / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова - М.: ЧеРо, при участии издательства «Омега-Л», 2005. - 858с.
14. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В.В. Давыдов – М.: Педагогика, 2018. – 234 с.
15. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии 2-е издание / Е.Е. Данилова. М.: Академия, 2009. 173 с.
16. Добрынин Н. Ф. Основные вопросы психологии внимания. Психологическая наука в СССР. / Н.Ф. Добрынин. - М.: 1959.- 236с.
17. Долгова В.И. Учителю коррекционного образовательного учреждения: серия «Библиотека специального психолога» / В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова - Челябинск: ЧГПУ, 2007. - 64 с.
18. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: основы психиатрических знаний: Пособие для студ.сред. и высш. пед. Учеб. заведений / Д.Д. Еникеева. - М.: Издательский центр «Академия» 1998. - 304 с.
19. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, Владос, 2005. С. 5-18.
20. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: Академия, 1999. - 190 с.
21. Калмыкова Е.А. Психология лиц с умственной отсталостью: учеб.-метод. пособ. / Е.А. Калмыкова. – Курск: КГУ, 2019. – 121 с.
22. Карпов А.В. Общая психология. - М.: Гардарики, 2005. - 106 с.
23. Ковина М.В. Психологические особенности детей младшего школьного возраста и факторы их успешного обучения // Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы. ‒ 2020. – №6. – С. 74–80.
24. Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 2018. – 234 с.
25. Крутецкий В.А. Психология.- М.: Просвещение, 1980. - 210 с.
26. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / И.Ю. Левченко. - М.: Издательский центр «Академия» 2000. - 232 с.
27. Левченко И.Ю. Психолого - педагогическая диагностика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 320 с.
28. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев.- М.: Изд-во МГУ 1972. - 223 с.
29. Лубовский В.И. Специальная психология: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / В.И.Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др. - М.: Издат.центр «Академия», 2005.- 464с.
30. Майстренко А.В. Развитие психологических характеристик у низкоуспевающих обучающихся начального образования / А.В. Майстренко // Наука и школа. – 2019. – №4. – С. 172–177.
31. Мамаева А.В. Анализ существующих подходов к пониманию основных сущностных характеристик умственной отсалости / А.В. Мамаева, Л.О. Шаповаленко // Аутизм и другие нарушения в развитии: современные исследования и разработки. – 2018. – №1. – С. 38–52.
32. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. - М., 2004.
33. Мирокян А.И. Коррекционная работа в специальной школе и дошкольных учреждениях. - М., 2001. - 568 с.
34. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС 2005. - 631 с.
35. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2008.
36. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2004.-104с.
37. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы // Под ред. Ж. И. Шиф. - М.: Просвещение, 1965 г. - 343 с.
38. Петровский, А.В. Общая психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов / А.В.Петровский, А.В. Брушлинский, В.П.Зинченко и др. - М.: Просвещение, 1986.- 464с.
39. Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе / А.Б. Плешакова // Современные проблемы философского знания. – Пенза, 2020. – №3. – С. 44–53.
40. Раджабова Ф.О. Игра как средство развития познавательных процессов младших школьников / Ф.О. Раджабова // Вестник Таджикского национального университета. Серия Гуманитарных наук. – 2019. – №3. – С. 181–186.
41. Рибо Т.А. Психология внимания / Т.А. Рибо. М.: Либриком, 2011. 98 с.
42. Рогов, Е.С.Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Е.И.Рогов. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.- 448 с.
43. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология». - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «Просвещение», 1986. - 192 с.
44. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер 2000. - 720с.
45. Семаго Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. М.: АЙРИС дидактика, 2007. 46 с.
46. Соловьев И. Н. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. – М.: Просвещение, 1966.
47. Степанов С.С. Дефектология: словарь-справочник / С.С. Степанов. – М.: Сфера, 2018. – 208 с.
48. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. – М.: Центр «Академия», 1999.
49. Тиганов А.С. Патология психического развития / А.С. Тиганов. СПб.: Питер, 2008. 413 с.
50. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: «Академия», 1987. - 109 с.