Фрагмент для ознакомления
2
Как известно, любой крупный и средний бизнес всегда начинается с малого бизнеса. Наиболее часто в обиходе используется понятие «малый бизнес» или «малое предпринимательство». Согласно трактовке, данной О.Ю. Акимовым, малое предпринимательство – это разновидность предпринимательской деятельности, осуществляемой субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия [7, с. 10].
Гражданкина Е.В. в своих работах отмечает: развитие малого бизнеса - основная движущая сила экономики, а значит и источник материальных и духовных благ. Малый бизнес создает рабочие места, вводит инновации и производит настолько много, что он играет ключевую роль в развитии экономики [13, с. 20].
В настоящее время в российском законодательстве определены понятия «малое предприятие» и «субъект малого предпринимательства». Данные термины нашли законодательное закрепление в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» - субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям [3].
Опираясь на исследования Р.А. Борзенкова, О.Ю. Акимова [7, с. 12], в основе которых лежит вышеупомянутый федеральный закон, под малым предприятием следует понимать - хозяйствующий субъект, в котором работает не более 100 человек, предельная годовая выручка которого не превышает 800 млн. руб., а доля собственников (юридических лиц, которые сами по себе не являются малыми предприятиями) составляет не более 25%.
Таким образом, в настоящее время данный федеральный закон является основным правовым документом, регламентирующим правоотношения в России между юридическими, физическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства [8, с. 62].
По существу, малый бизнес – это предпринимательство на основе создания малых предприятий. В совокупности они образуют самостоятельный сектор экономики, который охватывает разные отрасли. Четкая идентификация малых предприятий важна с точки зрения государства для рациональной и адресной реализации мероприятий поддержки. В научных исследованиях количественные критерии малых предприятий не так важны, большую значимость имеют сущностные характеристики, отличия от большого бизнеса [40, с. 28].
Малый бизнес отличает не только размер форм ведения хозяйства. Он, как отмечает Г.Н. Франовская, являет собой самостоятельный субъект рыночной экономики, социальный экономический институт, которому свойственная специфика национальных традиций и норм поведения, психологического уклада индивидуумов, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, повышенную степень риска, инновационности, инициативности [39]. Критерии выделения малых предприятий устанавливаются формально и субъективно, в рамках государственной политики не релевантный учитываются его сущностные особенности. Такие особенности важны, потому что чаще всего именно через них и возникают малые предприятия, когда преимущество именно такой формы ведения хозяйства является очевидным. В связи с этим преимущества малого бизнеса следует определять как экзистенциальную характеристику и основу для его развития. Такие преимущества следует рассматривать, во-первых, с учетом сферы деятельности малых предприятий, которая достаточно широкая, охватывает сферу производства и сферу услуг, и, во-вторых, оценивая недостатки и слабые места малых форм ведения хозяйства, которые порождают объективные ограничения и вынуждают более полно использовать естественные преимущества.
Малый и большой бизнес имеют принципиальные отличия не только по форме, но и по содержанию. Их главное отличие заключается в масштабе деятельности: для того, чтобы производить большой объем продукции нужны соответствующие размеры предприятия. Это определяет и цель деятельности, и программу действий больших предприятий. Отсюда появляется и второе отличие - сложность организации, то есть формы целевого объединения ресурсов, которое определяет характер строения (структуры), управления и основания. Большой бизнес возникает на основе концентрации капитала (объединение индивидуальных капиталов), корпоратизации, включая образование сложной иерархической структуры. Система управления большими предприятиями построена на принципах бюрократии и специализации. В малом бизнесе все прямо противоположно. Малые предприятия, чаще всего, создаются единолично (находятся в собственности одного лица или членов одного семейства). Возможное образование таких
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142.
3.Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144.
4.Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977.
5.Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432.
6.Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/f3fa9da4fab9fba49fc9e0d938761ccffdd288bd.
7.Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: Эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития / О.Ю. Акимов. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 193 с.
8.Андреева И. О критериях выделения малого и среднего бизнеса / И.О. Андреева // Общество и экономика. – 2018. – № 7. – C. 62-79.
9.Бексултанова А.И. Государственные программы поддержки малого бизнеса / А.И. Бексултанова // International Scientific Review. – 2018. – № 4 (35). – С. 52-55.
10.Васильева В.М. Государственная политика и управление: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В.М. Васильева. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 441 с.
11.Горбач О. В. Отдельные вопросы правового регулирования статуса субъектов малого и среднего предпринимательства в России / О. В. Горбач // Сибирский юридический вестник. – 2023. – № 2(101). – С. 35-40.
12.Горшкова Н.В. Особенности региональной экономической политики поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации / Н.В. Горшкова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2022. – № 2 (39). – С. 20-24.
13.Гражданкина Е.В. Экономика малого предприятия / Е.В. Гражданкина. – М.: ГроссМедиа, 2018. – 96 с.
14.Жураковский А.С. Основы регулирования малого предпринимательства в России / А.С. Жураковский // Вестник ТГУ. – 2019. – №2. – С. 157-160.
15.Зарубина Ю. В. Проблемы адаптации субъектов малого и среднего предпринимательства к новым экономическим условиям в 2022 году / Ю. В. Зарубина // Современные технологии и научно-технический прогресс. – 2023. – № 10. – С. 315-316.
16.Зобков Н. А. Принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства / Н. А. Зобков // Научный аспект. – 2023. – Т. 9, № 5. – С. 1070-1080.
17.Зозуля Ю. С. Тенденции развития малого и среднего бизнеса в России / Ю. С. Зозуля // Развитие общества и науки в современных условиях : сборник статей Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 20 марта 2023 года. – г. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2023. – С. 31-37.
18.Зухрабов Д. М. Государственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства в 2023 году: правовой аспект / Д. М. Зухрабов // Образование и право. – 2023. – № 6. – С. 116-122.
19.Кабанова К. Г. Государственная поддержка как фактор развития внешнеэкономической деятельности малого и среднего бизнеса / К. Г. Кабанова, А. Ю. Карпунин // Научное пространство современной молодёжи: приоритетные задачи и инновационные решения : Сборник статей участников IV Всероссийской молодежной научно-практической конференции, Челябинск, 05–06 апреля 2023 года. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2023. – С. 103-105.
20.Каджаметова Т. Н. Совершенствование механизма государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в региональной экономической системе / Т. Н. Каджаметова, А. Р. Ахтемова // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2023. – № 1(79). – С. 106-110.
21.Капустин Д. Л. Проблемы инвестиционного консалтинга для субъектов малого и среднего предпринимательства / Д. Л. Капустин // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. – 2023. – № 4. – С. 205-209.
22.Кошелева Т.Н. Сущность и значение малого предпринимательства / Т.Н. Кошелева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-znachenie-malogo-predprinimatelstva.
23.Крисанова В. В. Проблемы развития субъектов малого предпринимательства в современной России / В. В. Крисанова // Актуальные проблемы права : Материалы международной научно-практической конференции, посвященной дню Конституции Российской Федерации, Липецк, 16 декабря 2022 года. – Липецк: Липецкий государственный технический университет, 2023. – С. 97-101.
24.Курнова А. А. Правовой статус субъектов малого и среднего предпринимательства / А. А. Курнова // Студенческий. – 2023. – № 17-6(229). – С. 25-28.
25.Мельников И. В. Развитие малого предпринимательства в системе социально-экономического развития субъекта РФ / И. В. Мельников, Ю. И. Валова // Экономические исследования и разработки. – 2023. – № 2. – С. 100-109.
26.Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru
27.Новиков А. В. Анализ программ лояльности для малого и среднего предпринимательства / А. В. Новиков, М. С. Туманов // Сборник статей III Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 01 июня 2023 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2023. – С. 109-116.
28.Ноева Е. Е. Кредитование малого и среднего бизнеса в РФ: проблемы и перспективы развития / Е. Е. Ноева // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023. – № 10-2(104). – С. 91-95.
29.Оболенский Е. С. Состояние и возможности малого и среднего предпринимательства в России / Е. С. Оболенский // Актуальные вопросы современной экономики. – 2023. – № 5. – С. 272-280.
30.Предпринимательство России: очерки прошлого, настоящего, будущего: монография / В.М. Юрьев, И.В. Грошев, В.Д. Мамонтов, В.В. Смагина. – Тамбов, 2019. – 355 с.
31.Семыкин В.В. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью / В.В. Семыкин // Научный альманах. – 2019. – № 8 (10). – С. 1299-1301.
32.Скрынникова К.Ю. Состояние, проблемы и государственная поддержка малого предпринимательства в России / К.Ю. Скрынникова // Аудиторские ведомости. – 2020. – № 4. – С. 124-132.
33.Смирнов А. В. Поддержка малого и среднего бизнеса в условиях современной экономической ситуации / А. В. Смирнов, М. Е. Лебедева // Сборник материалов XXII Международной научно-практической конференции "Смирновские чтения – 2023", Санкт-Петербург, 22–24 марта 2023 года / Международный банковский институт имени Анатолия Собчака. Том Часть 1. – Санкт-Петербург: Международный банковский институт имени Анатолия Собчака, 2023. – С. 246-250.
34.Султонов Б. И. Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ в новых условиях / Б. И. Султонов // Актуальные проблемы современной экономики: новая нормальность : XVII Всероссийская научная конференция молодых исследователей с международным участием, Санкт-Петербург, 13–14 апреля 2023 года / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Институт экономики и управления. – Санкт-Петербург: ООО "НИЦ АРТ", 2023. – С. 361.
35.Сюпова М.С. Особенности современной системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России / М.С. Сюпова // Ученые заметки ТОГУ. – 2018. – Т. 8. – № 1. – С. 382-386.
36.Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru.
37.Филиппова М. С. Государственная регистрация субъектов малого и среднего предпринимательства / М. С. Филиппова // Молодой ученый. – 2023. – № 23(470). – С. 396-398.
38.Финк Т. А. Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития / Т.А. Финк // Молодой ученый. – 2019. – №4. – С. 177-181.
39.Франовская Г.Н. Малый бизнес / Г.Н. Франовская [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://htbiblio.yolasite.com/resources/B_Franovskaia.pdf.
40.Шишин С.В. Малое предпринимательство: сущность, место и роль в национальной экономике / С.В. Шишин. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2019. – 351 с.