Фрагмент для ознакомления
2
На протяжении всего своего существования человечество постоянно сталкивается с различными проблемами, связанными с взаимодействием взглядов и интересов отдельных людей, групп, наций и их союзов. Эти конфликты возникают из-за того, что ресурсы ограничены и все стороны стремятся найти наилучшие условия для выживания. Наиболее распространенной формой таких конфликтов является конкуренция.
Конкуренция - неотъемлемая часть рыночной системы. Конкуренция - одна из главных движущих сил мировой экономики, а внутри страны она является одним из основных принципов развития бизнеса. Важность конкуренции невозможно переоценить. Ведь в большинстве случаев конкуренция способствует научно-техническому прогрессу и заставляет производителей двигаться вперед.
Конкуренция эффективна только в том случае, если она ведется честно и законно. В противном случае создаются монополии, наносящие большой ущерб национальной экономике и причиняющие всевозможные неудобства, поэтому государство должно принимать ряд мер для предотвращения этого явления.
Важность данной темы определяется тем, что в настоящее время в России широко распространено такое явление, как недобросовестная и несправедливая конкуренция. Правильное понимание природы этого явления и рациональный анализ причин его возникновения будет способствовать выработке государственной экономической политики, направленной на поддержку честной и справедливой конкуренции.
Целью данной работы является анализ проблемы недобросовестной конкуренции в российской экономике и выработка рекомендаций по эффективной борьбе с недобросовестной конкуренцией среди предприятий.
Для достижения поставленных целей нами были разработаны следующие задачи:
раскрыть понятие конкуренции и классифицировать виды конкуренции;
изучить формы недобросовестной конкуренции;
собрать и обобщить информацию об основных методах борьбы с недобросовестной конкуренцией;
прослеживается процесс возникновения недобросовестной конкуренции в современной России;
проанализировать государственное регулирование недобросовестной конкуренции в Российской Федерации.
Объектом исследования является предпринимательский сектор государства.
Предметом исследования является недобросовестная конкуренция и ее виды.
Содержание курса основано на сайте Федеральной антимонопольной службы (ФАС), сайте Федеральной службы государственной статистики (ФССС), данных интернет-порталов, федеральном законодательстве (в частности, Законе о защите конкуренции), экономических теориях (например, Булатов А.С., Девяткин Е.А., Розанова Н.М., Тупчиенко В.А.), а также учебниках по регулированию конкуренции в государстве, и других экономических теорий, а также учебники по государственному управлению конкуренцией.
ГЛАВА 1. НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ КАК ЯВЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
1.1 Определение, основные виды и характеристики конкуренции
Значение понятия «конкуренция» вытекает из происхождения слова. Латинское слово «concurrere» означает «сталкиваться»,
То есть в самом общем виде конкуренцию можно определить, как борьбу за ограниченные ресурсы ради достижения большего блага [1]. Этот термин широко используется в таких областях, как экономика, биология, право, программирование и схемотехника.
В экономической теории конкуренция является достаточно многогранным понятием: согласно определению Паращука С.А., конкуренция - это соперничество фирм с целью получения максимально возможной прибыли путем удовлетворения потребительского спроса при ограничении возможности каждого субъекта в одностороннем порядке влиять на производство, распределение и обращение товаров и услуг на рынке. Это экономическое соперничество между экономическими агентами на рынке, связанное с их экономическим поведением [2].
Конкуренция обычно рассматривается в трех основных аспектах:
1) как степень соперничества на рынке;
2) как элемент саморегулирования рыночного механизма; и
3) как критерий для определения основных типов рынков.
Адам Смит, один из ведущих представителей классической политэкономии, считал конкуренцию само собой разумеющейся и пронизывающей все сферы экономики [3].
Роль конкуренции, то есть ее значение в системе рыночной экономики, заключается в том, что она способствует установлению такого рыночного порядка, при котором качественные товары производятся в достаточном для людей количестве по доступным ценам [4]. Кроме того конкуренция также способствует более эффективному использованию предприятиями имеющихся ресурсов и формированию более эффективной рыночной структуры.
Согласно статье 8 Конституции Российской Федерации, «Российская Федерация гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддерживает конкуренцию и свободу экономической деятельности»[5]. Таким образом, в России конкуренция является одной из основ конституционного строя и имеет большое значение для экономики страны.
Ученые и экономисты классифицируют конкуренцию на несколько видов. Наиболее распространенные из них классифицируются следующим образом:
1. по масштабу развития - индивидуальная (один из участников рынка пытается выбрать наилучшие условия для покупки и продажи товаров и услуг), локальная (в пределах определенной территории), отраслевая (один из секторов рынка, конкурирующий за наибольшую выручку) и межотраслевая (представители разных секторов рынка конкурируют на своих территориях) межотраслевая (представители разных секторов рынка конкурируют на своих территориях с целью привлечения покупателей), национальная (в пределах определенной страны), глобальная или международная (между компаниями или странами на мировом рынке).
2. Методы конкуренции
Ценовая - искусственно заниженные цены на продукцию. В этом случае обычно используется ценовая дискриминация. Это предполагает установление разных цен на один и тот же товар для разных категорий покупателей, независимо от различий в затратах [4];
неценовые - за счет повышения качества продукции, производственных инноваций или использования технологий.
Это связано с выполнением предположений о равновесии конкурентного рынка:
Совершенство - основано на выполнении предпосылок для развития конкуренции (наличие рыночной информации,
Его формой является чистая конкуренция;
Несовершенная конкуренция - основана на нарушении предпосылок конкурентного равновесия (ограничение независимости рынка, контроль сегментов рынка, дифференциация продукта, разделение рынка несколькими предприятиями и т.д.) в форме монополии, олигополии и монополистической конкуренции.
4. Зависит от базового спроса на продукт:
Горизонтальная конкуренция - возникает между фирмами, которые производят один и тот же продукт и занимают один и тот же рынок. Это разновидность внутриотраслевой конкуренции, как описано выше;
Вертикальная конкуренция - возникает между производителями различных продуктов (так называемых «продуктов-заменителей»), из которых потребители могут выбирать для удовлетворения одних и тех же потребностей.
Зависит от степени легитимности используемых методов:
Честные - конкурирующие честным образом, не нарушающим принятые деловые практики или национальное законодательство;
Недобросовестная - конкуренция, нарушающая существующие законы и нормы ведения бизнеса. Более подробно этот вид конкуренции рассматривается ниже.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1 Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6- ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 02.07.2020 № 11-ФКЗ) //Система «КонсультантПлюс». – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.11.2017, с изм. от 04.12.2017) // Система «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/d62e8fe6e7ccc035c7ef 846b7068f43f9182d5d7/ (дата обращения: 11.12.2017)
3 О защите конкуренции. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135- ФЗ (ред. от 29.07.2017)//Система «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения: 05.12.2017)
4 Антиконкурентные соглашения и недобросовестная конкуренция : учебное пособие / Д. А. Гаврилов, А. Ю. Кинев, С. А. Пузыревский и др.; Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА); под ред. С. А. Пузыревского. – М.: Проспект, 2016. – 287 с.
5 Девяткин, С. А. Теория и практика конкуренции : учебно- методический комплекс / Е. А. Девяткин. – М.: Евразийский открытый институт, 2008. – 237 с.
6 Маккорми, Д. Л. Ненадлежащая реклама как одна из форм недобросовестной конкуренции / Д. Л. Маккорми, А. В. Савостьянов. – М.: Лаборатория книги, 2010. – 113 с.
7 Никулин, В. С. Правовая защита товарного знака и борьба с недобросовестной конкуренцией / В. С. Никулина. – М.: Статут, 2015. – 208 с.
8 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений. – 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. – 944 с.
9 Паращук, С. А. Конкурентное право : Правовое регулирование конкуренции и монополии: Учеб.-практ. пособие / С. А. Паращук; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Юрид. фак. – М.: Городец, 2002. – 413 с.
10 Розанова, Н. М. Национальная экономика в 2 ч. Часть 2 : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. М. Розанова. – М.: Юрайт, 2017. – 279 с.
11 Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Адам Смит; [пер. с англ. П. Клюкина]. – М.: Эксмо, 2016. – 1056 с.
12 Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А. С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2005. – 896 с.
13 Тупчиенко, В. А. Государственная экономическая политика : учебное пособие / В. А. Тупчиенко. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 663 с.
14 Парижская конвенция по охране промышленной собственности // Некоммерческий научно-популярный проект «Элементы большой науки». - URL: https://elementy.ru/Library9/ConvProm.htm (дата обращения: 11.12.2017)
15 Ясин, Е. Г. Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ : курс лекций / Е. Г. Ясин; Государственный университет Высшая школа экономики. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2002. – 439 с.
16 О кооперации в СССР. Закон СССР от 26 мая 1988 года №8998-XI [электронный ресурс]//Сайт «История новой России». – URL: http://www.ru- 90.ru/content/o_kooperacii (дата обращения: 13.12.2017)
17 Развитие теории и практики экономики труда : монография / под ред. А. И. Рофе, С. А. Шапиро. – М.: Директ-Медиа, 2017. – 483 с.
18 Официальная статистика \ Население \ Правонарушения \ Число преступлений, совершенных в сфере экономики [электронный ресурс]// Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/inf raction/# (дата обращения: 16.12.2017)
19 Рейтинги и индексы \ Индексы социального самочувствия [электронный ресурс]// Сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). – URL: https://wciom.ru/news/ratings/indeksy_socialnogo_samochuvstviya/ (дата обращения: 16.12.2017)
20 О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 (ред. от 26.07.2006)// Система «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51/ (дата обращения: 16.12.2017)
21 Желтая карточка для Gett Taxi – статья [электронный ресурс]// Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы. – URL: https://fas.gov.ru/news/23410 (дата обращения: 16.12.2017)
22 Миссия, цели, ценности – статья [электронный ресурс]// Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы. – URL: https://fas.gov.ru/pages/about/mission.html (дата обращения: 16.12.2017)
23 Управление контроля рекламы и недобросовестной конкуренции – статья [электронный ресурс]// Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы. – URL: https://fas.gov.ru/units/89 (дата обращения: 16.12.2017)
24 Лукашов А.И. Субъективная сторона преступлений против порядка осуществления экономической деятельности // СС "КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск" [Электронный ресурс]
25 Репин, П.Н. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции: уголовно-правовая характеристика (по материалам Санкт-Петербурга и Ленинградской области): автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. - СПб., 2007. - С. 3;
26 Тыкоцкая, Н. Понятие "недобросовестная конкуренция" по законодательству Республики Беларусь // Юстиция Беларуси. - 2010. - N 9. - С. 33. . Исайчева, Е.А. Недобросовестная конкуренция как социально-правовое явление: историко-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - Саратов, 2011. - С. 15; .
27 Лопашенко, Н.А. Преступления в сфере экономики: авторский комментарий к уголовному закону (раздел VIII УК РФ). - М., 2006. - С. 406; 15. Лукашов А.И. Преступления против порядка осуществления экономической деятельности: уголовно-правовой анализ и вопросы квалификации. - Мн.: Тесей, 2002. С. 124 - 125.
28 Карташов Н. Н. Недобросовестная конкуренция и бизнес : правовые подходы и актуальная практика – статья [электронный ресурс] / Н. Н. Карташов // Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы. – URL: https://fas.gov.ru/p/presentations/84 (дата обращения: 16.12.2017)