Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы исследования системы государственного управления в городе федерального значения
1.1. Конституционные и нормативные правовые основы развития системы государственного управления в городе федерального значения
Конституция Российской Федерации (статья 5, части 1 и 2; статья 65, часть 1; статья 66, часть 2; статья 72, часть 2; статья 77, часть 1) устанавливает, что наличие города федерального значения является одной из конституционно-правовых форм существования субъектов Российской Федерации. Кроме того, Основной закон не содержит положений об отличии правового статуса городов федерального значения от статуса других субъектов Российской Федерации. Кроме того, часть 1 статьи 5 Конституции РФ гласит, что «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и автономных областей, которые являются равноправными субъектами Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 16 Конституции Российской Федерации в развитие этой нормы часть 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, устанавливающая перечень вопросов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, является одной из важнейших конституционных норм, определяющих государственное устройство Российской Федерации. Конституция Российской Федерации устанавливает, что эти положения «распространяются на республики, края, области и города федерального значения в равной мере» (статья 72, часть 2).
Согласно части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации, в России два города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Однако это не отменяет того факта, что Москва и Санкт-Петербург являются населенными пунктами. Конституция Российской Федерации содержит норму, регулирующую правовой статус городских поселений (ч. 1 ст. 131): «Местное самоуправление осуществляется в городах, сельских поселениях и других местностях с учетом исторических и иных местных традиций». В Конституции нет ничего, что позволяло бы не распространять это положение на города федерального значения.
Таким образом, с точки зрения организации властных структур города федерального значения находятся в необычном положении. В различных конституционных нормах Москва и Санкт-Петербург рассматриваются как регионы местного самоуправления или как субъекты Российской Федерации, осуществляющие государственную власть.
Москва и Санкт-Петербург - мегаполисы с присущими им особенностями .
Миллионы жителей;
высокая повседневная мобильность в городах и пригородах; v высокая мобильность населения в городах и пригородах
находятся в центре федеральной государственной, социальной и политической структуры;
в городе расположены основные федеральные системы жизнеобеспечения (например, железнодорожные, автомобильные и авиационные узлы, центры управления энергетическими системами); v город также является центром федеральной государственной, социальной и политической структуры;
Многочисленные иностранные посольства и представительства.
Москва и Санкт-Петербург - крупнейшие научные и культурные центры России. Москва - столица современной России, а Санкт-Петербург - бывшая столица Российской империи.
Особенности городов федерального значения как административных объектов зависят от особенностей их хозяйственного устройства и основных занятий жителей.
Это значительно усложняет организацию местного самоуправления. Размеры городов федерального значения слишком велики, чтобы решать все важные для региона вопросы на муниципальном уровне. Границы между муниципалитетами внутри города часто являются традиционными и не всегда обозначены физическими барьерами, такими как оживленные автомагистрали, железные дороги, реки, промышленные зоны или парки. Если человек живет в одном городе, работает в другом, удовлетворяет культурные потребности в третьем, а занимается спортом в четвертом, ему трудно сформировать региональное сообщество - территориальную совокупность, связанную условиями совместного проживания и необходимостью удовлетворять коллективные потребности сообщества.
Формирование локальных сообществ, то есть территориальных совокупностей, ограниченных условиями совместного проживания, становится сложнее, и возникает необходимость удовлетворения коллективных потребностей на локальной территории. В соответствии с Конституцией Российской Федерации правовой статус Москвы и Санкт-Петербурга является особым, поскольку они являются субъектами Российской Федерации. В то же время они являются городскими поселениями с местным самоуправлением. Однако ни Конституция Российской Федерации, ни Федеральный закон 1995 года не отвечают на вопрос, являются ли Москва и Санкт-Петербург муниципальными образованиями или только внутренними городами этих городов .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Алпатов Ю. М. Актуальные вопросы организации городского самоуправления в городах федерального значения //Вестник Саратовской государственной академии права. -2008. - № 2. - С. 125 - 132.
2. Алпатов Ю. М. Юридическая природа и механизм межмуниципального сотрудничества городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга //Административное и муниципальное право . -2009.- № 2. - С. 16 - 28.
3. Алпатов Ю. М. Перспективы совершенствования местного самоуправления в городах федерального значения // «Черные дыры» в Российском законодательстве. -2008. - № 3. - С. 53 - 58.
4. Алпатов Ю. М. Проблемы оптимизации предметов ведения внутригородских территорий городов федерального значения //Lex Russica . -2008. - № 2. - С. 336 - 346.
5. Алпатов Ю. М. Особенности реализации полномочий органов местного самоуправления городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в области землеустройства и градостроительства //Административное и муниципальное право . -2009.- № 3. - С. 19 - 25.
6. Алпатов Ю. М. Организация местного самоуправления в городах федерального значения :Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Специальность 12.00.02 - Конституционное право ; Муниципальное право /Ю. М. Алпатов ; Науч. конс. О. Е. Кутафин. -М.,2009.
7. Белоусова Е. В. Муниципальное право России :Учебное пособие. -М. :Книжная палата,2007.
8. Бацвин Н. С. Понятие и сущность государственного управления как политико-правового феномена // Мир экономики и права. — 2011. — № 6.
9. Бокова О. Н. К вопросу о видах правового статуса субъектов Российской Федерации //Юридические науки. -2006. - № 4. - С. 46 - 47.
10. Винокуров В. А. Организация государственной власти Санкт-Петербурга: Спецкурс Санкт-Петербургский государственный университет. Юридический факультет. -СПб., 2009.
11. Гриценко Е. В. Организация публичной власти в городах федерального значения :В поиске оптимальной модели //Конституционное и муниципальное право. -2007. -№ 15. - С. 28 - 35.
12. Гриценко Е.В. К вопросу о концепции организации публичной власти в городах федерального значения // Управленческое консультирование. -2007. -№ 3. -С. 40-49.
13. Закондырин А. Е. Особенности правового регулирования организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге //Право и политика. -2008. - № 11. - С. 2609 - 2615.
14. Изингер А. В. Юридические признаки городов федерального значения //Юридические науки. -2007. - № 3. - С. 46 - 48.
15. Лысаковский, А. А. Предложения по совершенствованию системы управления на основе реформирования государственного управления / А. А. Лысаковский. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 448-452. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20183/ (дата обращения: 23.12.2023).
16. Местное самоуправление /Под ред. Е. Г. Сабитовой. -М.: Книга-сервис,2009.
17. Мещяриков Т.В. Вопросы законодательного регулирования публичной власти в городах федерального значения // Управленческое консультирование. -2007. -№ 3. -С. 64-67.
18. Пушкарев И. А., Бирюкова С. Б. Полупанов, Р. И., К вопросу о пределах нормотворчества субъектов федерации //Конституционные основы организации и функционирования институтов публичной власти в Российской Федерации. -Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2009. -С. 173 - 175