Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной профессиональной образовательной среде происходит стремительное изменение процессов производства на основе внедрения новых современных технологий. Проблема подготовки высококвалифицированных кадров стояла во все времена. Сегодня в условиях ИКТ технологий и цифрового образования эти проблемы становятся ещё более актуальными. Современный квалифицированный специалист должен владеть глубокими профессиональными знаниями, необходимыми профессиональными умениями и навыками, а также сформированными общими и профессиональными компетенциями, что является требованиями ФГОС СПО по профессиям и специальностям. Каждый специалист должен быть готовым к принятию профессиональных ответственных решений.
Педагоги всегда ведут поиск наиболее эффективных способов освоения содержания образования для наилучшего обучения того, кого обучают. В настоящее время поиск новых методов обучения часто бывает связан с интерактивными образовательными платформами. Это приобретает на практике всё большее значение. Данные процессы связаны с личностно ориентированным и системно - деятельностным подходом, регламентируемым ФГОС на каждой образовательной ступени, начиная с дошкольного обучения. Данной проблеме посвящено достаточно много исследований в педагогике.
Обучение информатике – это решение самых необходимых образовательных задач, в частности, логических, дидактических, содержательных, связанных с обработкой большого количества информации, знакомство с системами счисления и др.
Для реализации учебных задач, к примеру, с целью повышения качества образования, педагоги успешно используют работу в онлайн-платформе «Учи.ру». «Учи.ру» – это онлайн-платформа, где обучающиеся изучают информатику и программирование. На платформе Учи.ру представлено много вариантов заданий различного уровня сложности и в самых разнообразных формах. Ученики пошагово изучают язык программирования Python, которая начинается с простых шагов, например, составление программы с использованием блок схем для движения объекта в перед и др.
Многие из образовательных результатов, которые регламентируют ФГОС СПО, и основная профессиональная образовательная программа можно получить за счёт реализации инновационных образовательных технологий и методик. К ним относят проектные технологии, игровые, модульные и др. Когда речь идёт о профессиональном образовании в профессиональных образовательных организациях, необходимо также учитывать о формировании профессиональных умений и навыков, заданных ФГОС СПО по профессии или специальности.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость использования разнообразных методических подходов для формирования профессиональных умений у студентов профессиональных образовательных организаций в ходе проведения практических занятий по информатике.
Объект исследования: образовательный процесс в системе СПО на уроках информатики.
Предмет исследования: методические подходы для формирования профессиональных умений у студентов профессиональных образовательных организаций в ходе проведения практических занятий по информатике
Задачи:
1. Осуществить обзор литературы и научных исследований.
2. Рассмотреть понятие профессиональные умения и их значение.
3. Описать основные подходы к формированию профессиональных умений.
4. Провести анализ существующих методических подходов.
5. Изучить принципы организации практических занятий.
6. Привести примеры эффективных практических занятий.
7. Провести анализ результатов работы.
8. Предложить рекомендации для педагогов и методистов.
9. Рассмотреть пути дальнейшего развития и исследования.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого – педагогической литературы, классификация и сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, три главы, девять параграфов, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования профессиональных умений у студентов
1.1. Обзор литературы и научных исследований
В современных образовательных условиях каждый педагог, согласно требованиям ФГОС на любом образовательном уровне является проектировщиком и организатором образовательного процесса. Он выступает организатором, способным помочь каждому ученику сортировать потоки информации, быть в ней помощником в освоении умений и навыков работы с новыми информационными технологиями и будущей профессиональной деятельностью. К традиционным методам относят словесные методы обучения, в частности, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, консультация, которые сегодня трансформируются в аудио-, видео-, графические фрагменты, гипертекст, гипермедиа, медиалекции, форумы, чаты, видеоконференции. Современная учебная деятельность субъектов сегодня невозможна без использования современных систем средств обучения, и электронных образовательных ресурсов [20]. Одним из таких ресурсов является образовательная онлайн-платформа «Учи.ру».
Применение инновационных технологий в образовательном процессе исследовали О.В Бородина, А.В. Липатов, М.И. Шутикова и др. Практика показывает, что средства мультимедиа и Интернет - технологии имеют преимущества перед традиционными средствами обучения, но в настоящее время недостаточно разработаны методики использования всех этих технологий для различных образовательных областей. Сегодня можно говорить о том, что фундаментализацией образования является информатизация и цифровизация всех сфер образовательной среды [1].
Цифровизация образовательной среды – это обеспечения сферы образования методологией и технологией разработки и использования, современных информационно-коммуникативных технологий, которые ориентированы на реализацию триединой образовательной цели, обучение, воспитание и развитие подрастающего поколения. Применение цифровых технологий стало актуальным практически сразу, как только в повседневную жизнь начали внедряться современные технологии связи, интернет и повсеместное использование компьютеров.
Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) понимают образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме, включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. На образовательных онлайн-платформах представлены учебные материалы по различным учебным предметам, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Это многочисленные учебные видеофильмы и звукозаписи. К видам ЭОР по предметам, в зависимости от назначения и объема учебного содержания относят [12]:
1. Электронный учебно – методический комплекс.
2. Электронный демонстрационный материал.
3. Электронный модуль проверки знаний.
4. Электронный практикум.
5. Электронный учебный модуль (дистанционный курс).
6. Электронное учебное пособие.
7. Электронное методическое пособие.
В настоящее время существует большое количество подходов к классификации ЭОР. Эффективность использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе обеспечивается сегодня наличием следующих возможностей:
-мультимедийность;
-моделирование;
-интерактивность.
Д. Джонсон и Л. Бакер одни из первых высказали возможность применения цифровых технологий в образовании. Они достаточно подробно представили в своих работах плюсы и минусы цифровизации в целом, касающиеся образования. К плюсам они отнесли отсутствие бумажного документооборота [3].
Благодаря цифровизации образовательных процессов, у педагогов получится существенно сэкономить личное время. К основным предпосылкам организации перехода к цифровой среде можно отнести следующее:
-развитие инфраструктуры доступа к Интернет;
- развитие ИТ- отрасли;
-развитие национальной системы электронного управления.
При этом, основными критериями эффективности образовательного процесса выступают его качество и обучение учеников в условиях более полного применения информационно-коммуникационных технологий и ЭОР в современной образовательной среде [14].
Очевидно, что внедрение элементов ЭОР лишь поспособствует
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
. Апатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании [Текст] / Н. В. Апатова. - Учебное пособие. - Москва: Российская академия образования, 2014. – 224 с.
2. Бобырев, А.В. Педагогическая сущность нестандартных уроков в условиях профильного обучения [Текст] / А.В. Бобырев. учеб. пособие // Ростов: известия ЮФУ. Технические науки, 2019. – 275 с.
3. Винер, Н. Кибернетика и общество [Текст] / Н. Винер. - Перевод Е.Г. Панфилова Общая редакция и предисловие Э.Я. Кольмана М.: Тайдекс Ко, 2012 г.- 186 с.
4. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы [Текст] / Б.С. Гершунский. - М.: Педагогика 2004. - 135с.
5. Горячев, А.В. О понятии «Информационная грамотность» [Текст] / А.В. Горячев. - Информатика и образование. - 20011. - №3. – С. 18-21.
6. Денисова, Е. В. Дидактическая игра как элемент нестандартного урока информатики и ИКТ в 8-х классах [Текст] / Е.В. Денисова // Наука и образование: проблемы и перспективы: Материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.)/ АГГПУ им. В.М. Шукшина. - Бийск: РИО АГГПУ им. В. М. Шукшина, 2018. - С.574-578.
7. Дергачева, Л.М. Особенности подготовки и проведения дидактической игры на уроках информатики [Текст] / учеб. пособие // Л. М. Дергачева. – Москва: Информатика и образование, 2015. - 95 c.
8. Дергачева, Л.М. Методические аспекты использования учителем дидактических игр на уроках информатики [Текст] / метод. разработка // сост.: Л.М. Дергачева. - Москва: Информатика и образование, 2014. – 42 с.
9. Дидактические требования к разработке дидактических игр по информатике на основе применения ИКТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5639839/page:4 (дата обращения: 24.12.2023).
10. Зубрилин, А. А. Игровой компонент на уроках информатики [Текст] /практикум для поступления в ЭК // А.А. Зубрилин - М.: Информатика и образование, 2016. – 52 с.
11. Зубрилин, А.А. Загадки в обучении информатики [Текст]/ А.А. Зубрилин // гуманитарные науки и образование. – 2014. – No3. – С. 9-13.
12. Исмайилова, Б. И. Использование нестандартных методов обучения школьников на уроке информатики [Текст]/ Б. И. Исмайилова // Социология, психология, педагогика. – 2018. – No1. – С. 76-83.
13. Ибрагимова, К. Ю. Использование игр в учебном процессе [Текст]/ К.Ю. Ибрагимова//педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: Сб ст. Х Междунар. Науч.-метод. конф. - Пенза, 2013. – С. 43-48.
14. Информатизация общего среднего образования [Текст] / Научно-методическое пособие // Под ред. Д.Ш.Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 384 с.
15. Колин, К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика [Текст] / К.К. Колин // учебное пособие - Изд-во «Академический проект». М., 2000. - 203с.
16. Курова, Н.Н. Проектная деятельность в развитой информационной среде образовательного учреждения [Текст] / Н.Н. Курова //Учеб. пособие для системы доп. проф. образования. – М.: Федерация Интернет образования, 2002. -186 с.
17. Концепция информатизации образования [Текст] / Информатика и образование. - 20012. - №1., 98-101 с.
18. Лапчик, М. П. Методика преподавания информатики [Текст] / учебное пособие для студентов пед. Вузов // М. П. Лапчик. – Москва: Академия, 2016. - 624 с.
19. Мельников, С.В. Новые образовательные технологии в условиях компетентностного подхода [Текст] / С.В. Мельников // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. – М.: РГСУ, 2014. - No 4. – С.68-70.
20. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учебное пособие для сотрудников пед.вузов и системы повышения квалификации пед.кадров / Полат Е.С., Бухвркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; под ред. Полат Е.С. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 224с.
21. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации пед. кадров [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. − М.: Академия, 2004 − 272с.
22. Пискунова, В.И. Использование занимательных задач на уроках информатики [Текст] / В.И. Пискунова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – No7. – С. 41-45.
23. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат // М.: Изд-во Академия, 2005. - 77с.
24. Сайт группы компаний «Аверс» [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: http://www.iicavers.ru/ (дата обращения 24.12.2023).
25. Христочевский, С. А. К вопросу о создании когнитивных ресурсов
для электронного образования [Текст] / С. А. Христочевский // Информатика и образование. – 2017. – № 9. – С. 5- 9.