Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Институт Президента в Российской Федерации является одним из важнейших элементов политической системы страны. По результатам всероссийского референдума Пост Президента РСФСР был установлен в марте 1991 г. Статус Президента с тех пор претерпел существенные изменения в части порядка его избрания, полномочий и процедуре отрешения от должности.
Актуальность избранной темы определяется также стоящими перед Российским государством задачами совершенствования всей системы органов государственной власти. Обеспечение более четкого взаимодействия ветвей власти, федеральных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, эффективной организации и деятельности органов исполнительной власти, их согласованной целеустремленной работы. В этом, по нашему глубокому убеждению, ответственная роль принадлежит Президенту РФ.
Конституция России 1993 г. по-новому регламентировала институт президентства. И хотя нынешний конституционный статус Президента Российской Федерации существует недолго, уже в этот период выявились юридические и политические проблемы организации, компетенции и деятельности президентской власти, противоречия и пробелы в правовом регулировании этого института, проблемы практики его функционирования.
После обновления Конституции Российской Федерации значение и роль Президента Российской Федерации в системе публичной власти приобрело особенное и судьбоносное значение для становления и развития правовой и социальной государственности, так как полномочия главы государства приобрели абсолютный и гипертрофированный характер.
После принятия поправок в Основной Закон государства, усилилось внимание к любым действиям Президента РФ и вообще деятельности законодательной и исполнительной власти. Подходит к концу срок полномочий действующего Президента России, в выборы главы государства запланированы на 2024 год. Актуальность темы обусловлена грядущими изменениями внутренней политики страны.
Цель исследования – изучить и проанализировать порядок избрания и вступления в должность Президента Российской Федерации.
Задачи исследования:
1) изучить элементы конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации;
2) рассмотреть роль и функции Президента Российской Федерации в системе государственной власти;
3) проанализировать институт выборов Президента Российской Федерации;
4) выявить перспективы совершенствования законодательства о выборах Президента Российской Федерации.
Объект исследования ‒ конституционно-правовые отношения, складывающиеся в процессе осуществления Президентом Российской Федерации возложенных на него полномочий, правовое регулирование деятельности Президента Российской Федерации.
Предмет исследования ‒ конституционные нормы, закрепляющие статус Президента Российской Федерации и процесс реализации его полномочий.
Методологическую основу работы составляют современные методы познания, включая как общенаучные (диалектический, системно-структурный), так и специальные (нормативно-логический, формально-юридический).
Глава 1. Статус президента Российской федерации: сущность и юридическое закрепление
1.1 Элементы конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации: общая характеристика
В подавляющем большинстве современных государств обязательным компонентом системы органов власти является персонифицированный пост главы государства.
При этом главой государства в самом общем случае принято называть высшее должностное лицо в иерархии государственных институтов, осуществляющее высшее представительство государства внутри страны и в международных отношениях.
Наименование данного государственного поста, полномочия занимающего его лица во взаимоотношениях с другими органами государства и обществом определяются, прежде всего, историческими особенностями, видом формы правления и политического режима, свойственными конкретной стране. В монархиях, как известно, главой государства является монарх, в странах с республиканской формой правления – президент. В Древнем Риме президентами называли лиц, председательствовавших на собраниях римских граждан, а впоследствии возникла специальная государственная должность ‒ президент сената. Таким образом, в настоящее время президентом называют выборного главу государства в странах с республиканской формой правления.
Конституция Российской Федерации 1993 года в ч. 1 ст. 80 также именует Президента главой государства.
В общем виде статус Президента РФ сформулирован в ст. 80 Конституции РФ , хотя, без сомнения, некоторые отдельные элементы статуса Президента РФ закреплены и в иных нормах Конституции РФ, а также нормах других законодательных актов РФ, но об этом подробнее будет сказано ниже.
Н.Е. Колобаева выделяет такие крупные элементы конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации :
– «ценностно-функциональная миссия должности президента в государстве, в рамках которой раскрывается основное место Президента РФ в системе органов государственной власти России, закрепленное общерегулятивными правовыми средствами, его роль во взаимоотношениях с отдельными общественными и государственными структурами;
– определенные права, обязанности, полномочия, правовые возможности и порядок их осуществления. Рядом с полномочиями располагаются, как называет их Н.Е. Колобаева, публичные права Президента РФ, являющиеся основным способом юридического воплощения его функций, а в итоге – и места, занимаемого Президентом РФ в системе государственной власти (право законодательной инициативы, например)» .
Публичные права, а также полномочия и функции Президента РФ представляют собой элементы его компетенции . Тогда компетенция Президента РФ может быть определена как правовое образование, связывающее совокупно первый и второй элементы в статусе Президента РФ;
– ответственность Президента РФ. Президент РФ представляет собой субъект политической, моральной, юридической ответственности в их позитивном и негативном проявлении. Однако, нас в первую очередь интересует как вид конституционно-правовой ответственности – ответственность юридическая ;
– гарантии должной реализации предназначения, обязанностей, возможностей Президента РФ. Гарантиями деятельности Президента РФ выступает система условий, способов и средств, обеспечивающих правовые возможности для осуществления полномочий, которыми он наделен.
Некоторые ученые-правоведы делят гарантии на две категории: общие и специальные. К общим гарантиям относят политические, экономические, идеологические условия и предпосылки, создающие реальную обстановку для осуществления правовых норм. Специальные гарантии обеспечивают определенные условия и порядок осуществления правовых норм, юридические способы и средства, обеспечивающие конкретные условия и порядок реализации правовых норм. Именно гарантии дают возможность Президенту РФ осуществлять свою деятельность вне зависимости от чьего-либо воздействия, материальных и других условий, а, следовательно, являются необходимым элементом статуса Президента РФ. Как нам представляется, в число специальных гарантий деятельности Президента РФ следует включить его «служебные» права, которые в настоящее время определяются в значительной степени им самим.
1.2 Роль и функции Президента Российской Федерации в системе государственной власти
В Конституции РФ 1993 г., в ст. 10 провозглашено разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и их самостоятельность. Согласно ст. 11 Конституции РФ, государственную власть в стране осуществляют четыре вида органов: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и суды РФ . Законодательная власть принадлежит Федеральному Собранию, исполнительная власть принадлежит Правительству, судебная власть принадлежит судам. Президент РФ остался за пределами провозглашенного в статье 10 Конституции РФ принципа разделения властей. Именно так разработчиками Конституции РФ было обозначено место Президента РФ в системе органов государственной власти ‒ вне системы разделения властей, по замыслу ‒ как арбитра по отношению к органам всех ветвей власти.
В ст. 11 Конституции РФ глава государства называется ведущим среди осуществляющих государственную власть органов. Очередность перечислений органов, осуществляющих государственную власть в стране, последовательно выдерживается и имеет принципиальное значение: т.е. де-юре первоочередность президентской власти означает ее первенство .
Конституция РФ относит к важнейшим функциям Президента РФ:
1) гарантирование прав и свобод человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ;
2) принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;
3) обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти в РФ;
4) определение основных направлений внутренней и внешней политики государства;
5) персонифицированное представление РФ внутри страны и в сфере международных отношений.
Анализ содержания приведенного перечня свидетельствуют о том, что включенные в него функции в основном соответствуют современной международной практике правой регламентации президентского статуса. В то же время, названные выше функции сформулированы без должной детализации, что несколько затрудняет однозначное понимание их «юридического наполнения». При этом данная ситуация усугубляется тем, что официальное толкование ст. 80 на настоящий момент отсутствует. Как следствие, действительное содержание названных выше президентских функций может быть раскрыто только на основе анализа весьма обширного массива законодательства, регламентирующего отдельные стороны президентского статуса, а также мнений специалистов, изложенных в научной и учебной литературе.
1.3 Порядок вступления в должность Президента РФ
В соответствии со ст. 76 Федерального закона от 10 января 2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации победителем считается лицо, набравшее большинство голосов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства (более 50 % голосов от общего числа избирателей), принявших участие в голосовании.
Если в первом туре ни один из кандидатов не был избран на должность Президента РФ, ЦИК РФ назначает второй тур голосования по тем 2 кандидатам, которые получили наибольшее число голосов. По итогам второго этапа голосования избранным на должность Президента РФ считается кандидат, получивший наибольшее количеством голосов по мажоритарной системе относительного большинства.
Процедура вступления в должность Президента Российской Федерации (инаугурация), в соответствии с Федеральным Законом «О выборах президента Российской Федерации», назначается на 30-й день после оглашения ЦИК-ом официальных результатов голосования.
Процедура инаугурации нормативно никак не урегулирована, однако, существует протокол проведения данного мероприятия. На церемонии присяги обязательно должны присутствовать судьи Конституционного суда (Председатель КС принимает присягу, остальные судьи обязаны свидетельствовать о правильности проведения мероприятия), члены Правительства, депутаты Государственной Думы (как «представители народа», указывающие на легальность, легитимность вступающего в должность) и сенаторы Совета Федерации (представляют государственную власть субъектов РФ), а также руководители Администрации президента и т.д.
Также для проведения церемонии вступления в должность необходимо наличие символов президентской власти
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Рос. газ. – 2020. – 04 июля.
2. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 14.11.2023) «О выборах Президента Российской Федерации» // Российская газета от 16 января 2003 г. № 6.
3. Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 14.11.2023) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 24, ст. 2253.
Научная литература
4. Антонов Я. В. Правовые аспекты электронной демократии и электронного голосования. 2014.Управленческое консультирование. N 6. С. 136-144.
5. Артамонова Н.В. Развитие правовой культуры избирателей в России: конституционно-правовой аспект: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 33 с.
6. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления : учебник. М : Омега-Л, 2014. 525 с.
7. Баглай М.В. Президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. Роль, порядок выборов, полномочия. Москва : Инфра-М, 2008. 144 с.
8. Боброва Н.А. Гарантии реализации государственно-правовых норм: монография. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1984. 320 с.
9. Быкова Е.А. Президент Соединённых Штатов Америки: особенности избрания // Общество и право. 2013. № 2. С 29-31.
10. Васильева Н.Ю. Правовые особенности принесения присяги президентом Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2019. № 6 (174). С. 50-53.
11. Геворкян В.В. Развитие института выборов в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 21 с.
12. Государственное право Российской Федерации: Учебник М.: Юрид. лит., 2006. 529 с.
13. Зальцман Ю.В. Президент Российской Федерации: статус, порядок вступления в должность, полномочия, прекращение полномочий// В сборнике: Юридические науки, правовое государство и современное законодательство. Сборник статей XX Международной научно-практической конференции. Пенза, 2023. С. 95-98.
14. Кабышев С.В. Правовое регулирование выборов Президента Российской Федерации: монография / С.В. Кабышев, Г.В. Минх. М.: ООО «Формула права», 2005. 159 с.
15. Кирпичев В.И. Особенности института главы государства в федеративной республике: дис…канд. юрид. наук:12.00.02. М., 2005. 273 с.
16. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учеб. 4-е изд. изд. Москва: Проспект, 2015. 595 с.
17. Колобаева Н.Е. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации: дис…канд. юрид. наук: специальность 12.00.02. «Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право; Уральская государственная юридическая академия. Екатеринбург, 2007. 262 с.
18. Колюшин Е.И. Конституционное право России: Курс лекций. Москва: ОАО «Издательский Дом Городец», 2006. 416 с.
19. Командирова Т.Г. Избирательные права российских граждан на выборах Президента Российской Федерации: проблемы реализации и гарантии: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук / Т.Г. Командирова. Саратов, 2008. 26 с.
20. Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. М.: Юрид. лит., 1972. 387 с.
21. Лафитский В.И. Конституционный строй США. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2007. 320 с.
22. Мандриков А.Ю. Избирательные цензы в Российской Федерации // В сборнике: Юриспруденция, государство и право: актуальные вопросы и современные аспекты. Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 15-17.
23. Набатникова Е.А. Применение ДЭГ (дистанционного электрогенного голосования) в Российской Федерации, Умная цифровая экономика. 2022. Т.2. №1. С.26-30.
24. Наумова Н. В. Дистанционное электронное голосование в Российской Федерации / Н. В. Наумова, А. М. Арутюнян, М. К. Балыгин, П. Д. Помиркованый. // Новый юридический вестник. 2021. № 9 (33). С. 4-7.
25. Савин В.Н. Ответственность государственной власти перед обществом // Государство и право. 2000. №12. С. 66
Электронные ресурсы
26. Абазов А.Б. Поправки к Конституции Рос¬сийской Федерации 2020 г. как новый этап в разви¬тии России / Образование. Наука. Научные кадры, 2020 [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/popravki-k- konstitutsii-rossiyskoy-federatsii-2020-g-kak-novyy- etap-v-razvitii-rossii (Дата обращения: 24.12.2023).
27. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти: Законопроект Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 20.01.2020 № 885214-7 [Электронный ресурс] // Система обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы Федерального Собрания. Официальный сайт - URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/885214-7 (дата обращения 24.12.2023).
28. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.В. Лазарева // http://constitution.garant.ru/ (дата обращения 04.01.2023)
29. Профессор НИУ РАНХиГС Андрей Дахин «Поправки в Конституции 2020: об обнулении президентских сроков» / Профессор НИУ РАНХиГС Андрей Дахин // Стратегия развития Нижегородской области. — 2020. https://strategy.government-nnov.ru/ru-RU/longread/zeroconstitution2020 (дата обращения 24.12.2023).