Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования данной темы несомненна. Высказывания некоторых наших ведущих ученых об огромном значении культуры для понимания истории вполне справедливы. На самом деле история народа проявляется не только в развитии экономических и политических событий, но и во всем богатстве духовной и художественной деятельности народа. Это показывает единство исторических и культурных процессов. Изучение духовной культуры волжских болгар очень важно, потому что эта страна сыграла важную роль в судьбе народов Поволжья и Урала, и они в какой-то степени унаследовали культурные достижения волжских болгар. Поэтому, если вы не разбираетесь в духовной культуре Волжской Булгарии, невозможно в полной мере понять и оценить культурные завоевания современных народов Поволжско-Приуральского региона.
Ислам - сравнительно молодая религия. В момент своего возникновения, с точки зрения ряда европейских и американских ученых он был синкретической религией, впитавшей в себя элементы доисламских древних верований и культов арабов, ханифизм, иудаизм, христианство и маздеизм.
Процесс этногенеза современных татар сложен и многогранен. Этнические характеристики татар, речь идет о "казанских татарах", сформировались под влиянием нескольких компонентов. Наиболее важную роль играет характерный слой "периода Бурги", последствия завоевания Золотой Ордой Волжской Булгарии и оккупации Казани и ханства войсками Ивана Грозного. Развитая экономическая и политическая система болгар, существование единой территории, статус страны и формирование нации - все это основано на развитой духовной культуре. Высказывания некоторых наших ведущих ученых о большом значении культуры для понимания истории вполне справедливы. На самом деле история народа проявляется не только в развитии экономических и политических событий, но и во всем богатстве духовной и художественной деятельности народа.
Объект исследования – Волжская Булгария.
Предмет исследования – богословские вопросы в Волжской Булгарии.
Цель курсовой работы – изучение осносновных богословских вопросов в Волжской Булгарии.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть возникновение и распространение Ислама;
выявить распространение ислама;
охарактеризовать историю ислама в Волжской Булгарии;
сформулировать принятие ислама волжскими булгарами;
изучить становление культуры Волжской Булгарии под влиянием ислама.
Источниковая база курсовой работы. В ходе работы были проанализированы и использованы научная литература и периодические издания, учебники истории, очерки и рассказы, включая интернет-издания и электронные материалы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСНОСНОВНЫХ БОГОСЛОВСКИХ ВОПРОСОВ ИСЛАМА
1.1 Возникновение и распространение Ислама
Ислам является одной из трех так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и христианством), и у него есть свои верующие почти на всех континентах и в большинстве стран мира. Мусульмане составляют подавляющее большинство населения во многих странах Азии и Африки. Ислам - это система, которая оказывает значительное влияние на международную политику.
В современном понимании, благодаря активному вмешательству религии в государственные дела, ислам является одновременно религией и страной. "Ислам" по–арабски означает сдачу, "Ислам" (от арабского "мусульманин" - он сдается Аллаху).
Ислам является одной из трех основных религий в мире, и сегодня каждый пятый житель планеты верит в ислам. Религия возникла в раннем средневековье на Аравийском полуострове, и за столетия своего существования эта религия приобрела восторженных сторонников на всех континентах .
Слово «ислам» в переводе с арабского означает «покорность», предание себя Богу. Появление ислама является естественным результатом развития арабского общества и эволюции религиозного сознания арабского народа. Среди трех мировых религий ислам является самой "молодой"; если первые две – буддизм и христианство – возникли в эпоху, обычно относимую к античности, то ислам появился в раннем средневековье. Арабоязычные народы почти повсеместно исповедуют ислам, а тюркоязычные и ираноязычные народы составляют подавляющее большинство. Среди этнических групп Северной Индии также много мусульман. Население Индонезии почти полностью исповедует ислам. Одной из древнейших форм культуры является религия. Религиозные идеи возникли в глубокой древности, и все они очень разнообразны. Важным этапом в истории человечества стало появление таких мировых религий, как буддизм, христианство и ислам. Роль религии также очень важна и сегодня.
География ислама разнообразна. Исламские страны включают не только его родные страны Ближнего Востока, но и многие страны Африки и Юго-Восточной Азии.
Нестабильность ислама только подтверждает, что мир ислама неоднороден и очень интересен. Поскольку представителями ислама в нашей стране являются в основном жители Кавказа, Россия долгое время находилась в состоянии войны. Мы предвзято относимся к исламской цивилизации и не помним о высокой культуре арабских стран, давших великих математиков, астрономов и географов. Когда просвещенная Римская империя сошла с мировой арены, исламский мир развивался и не исчез, а проявил способность к развитию. Многие страны, появившиеся во время арабского завоевания, существуют и сейчас. Все эти факты побуждают нас изучить природу ислама и понять причины его широкого распространения. В этой статье мы рассмотрим принятие ислама и его роль в духовной жизни волжских болгар .
Ислам возник в Аравии в 7 веке нашей эры. Его происхождение яснее, чем у христианства и буддизма, потому что оно было описано в письменных источниках почти с самого начала. Но здесь также есть много легендарных вещей. Если заглянуть в историю и рассмотреть причины появления ислама, то кажется, что людей просто заставили принять законы этой религии. Все началось в далеких азиатских странах, где природа безжалостна к человеку, а осадки выпадают очень редко в окружающих горах и песчаных пустынях. Люди, которые там живут, просто кочуют из одного оазиса в другой. Капризная и злая природа принесла людям много печали, но они все равно приспосабливаются к существованию. Именно этот вид страха пробуждает в людях доверие к духу. В глазах людей злой дух вызывает печаль, в то время как добрый дух дарит радость. Уже в VI веке появилось классовое общество, и богатые начали владеть землей, скотом и сельскохозяйственными продуктами, а также торговать. Рабов избивали, продавали, обменивали и даже запугивали боги. В отчаянии люди обратились к молитве. В это время появился великий купец Мухаммад. Основателем ислама является арабский «пророк» Мухаммад (Мухаммед или Магомет), значение которого на общие судьбы человечества трудно переоценить .
Ислам является наднациональной религией - любой может принять его без каких-либо ограничений по полу, национальности или происхождению. Следует отметить, что, несмотря на свою открытость, это очень строгая и консервативная религия, которая не терпит открытого пренебрежения обычаями и установленными кодексами поведения. Начало исламской эры связано с рождением пророка Мухаммеда. Ученые полагают, что он родился во второй половине шестого века нашей эры, когда Хиджаз переживал период стремительного экономического прогресса и роста.
К деятельности пророка Мухаммед был призван в 610 г., когда ему было примерно сорок лет. На протяжении нескольких лет вокруг него образовалась преданная община последователей, состоявшая, главным образом, из незнатных граждан. Центром новой веры, которую проповедовал Мухаммад, был призыв к покорности единственному истинному Богу.
Исламское движение в Аравии в VII в. н.э. провозгласило себя восстановлением первоначального монотеизма семитского патриарха Авраама, который, по утверждению Корана, был праведником и пророком, установившим надлежащее богопочитание в святилище Кааба в Мекке.
Главные черты исламских верований и практики вобрали в себя многие элементы мифического прошлого Аравии, а также характерные для полуострова ритуальные обычаи и установления, так, корнями в прошлое уходит позднейшая практика мусульманского паломничества в Мекку, известная под названием Хадж. Религия сумела аккумулировать те процессы, которые происходили не только в Аравии, но и по всему Ближнему Востоку, и дал толчок их развитию, дал людям новые ценностные ориентиры, новые идеалы. Первоначально ислам зародился в качестве религии арабов, но быстро превратился в мировую религию. Главной причиной распространения учёные считают джихад. Новая религия, в большей мере, утверждалась силой и оружием. Халифы, правящие в Аравии после смерти Мухаммеда, были жестокими завоевателями .
Первым халифом был Абу-Бакр, который укрепил свою власть в Аравии и сделал первые завоевания за пределами халифата. Однако правил он всего два года (632--634гг.). При нем началась работа по систематизации стихотворных изречений Мухаммеда с целью сведения их в единую книгу -Коран.
Наиболее кровавым завоевателем стал следующий халиф -- Омар, который разгромил центры древней культуры -- Александрию и Иерусалим. Благодаря завоеваниям, христианские святыни, а также святыня древних евреев - Храм Соломона, на долгие годы оказались в руках мусульман. Позже католическая церковь организовала ряд крестовых походов под лозунгом освобождения Святых мест из рук «неверных».
Постепенно владения халифата расширились, в него вошли территории Египта, Сирии, Ирака и других государств. Благодаря этому подавляющим населением этих стран являются арабы, носители ислама. На этом мусульмане не остановились и позднее, воспользовавшись слабостью Византии и Персии, распространили свое влияние на Среднюю Азию, частично на Закавказье, Северный Кавказ и Индию.
Не малую роль в распространении ислама сыграли завоевания турок. Благодаря туркам ислам распространился на территории павшей в 1453 г. Византии и дошел до Европы, так как некоторые славянские народы, оказавшись под властью Османской империи, приняли ислам.
Но не только насильственным способом распространялась по миру молодая религия. Мирным путем она широко распространилась в Индонезии, Малайзии, в меньшей степени на Филиппинах.
1.2. Распространение ислама
В раннем средневековье многие арабские племена, принадлежащие к семитской нации, проживали на территории Аравийского полуострова в южной и восточной частях империи. Народами, родственными арабам, являются евреи и ассирийцы, известные своими древними странами. Арабы живут племенами, состоящими из родственных общин―кланов. Такая социальная организация сближает арабов с другими этническими группами, которые только начали формировать страну. Между арабскими племенами часто возникают военные конфликты из-за контроля над пастбищами и торговыми путями. Племенем руководят вожди, которые являются как военными лидерами, так и предводителями в мирное время. Обычно вожди выбираются на основе принципов благородства и богатства. Однако иногда лидерами становятся самые умные и успешные члены племени .
Большая часть Аравийского полуострова состоит из пустынь и лугопастбищных угодий. Многим арабским племенам приходилось постоянно переезжать с места на место - кочуя, чтобы выжить. Основой их экономической деятельности является скотоводство: они разводят овец и верблюдов, реже встречаются лошади. Арабов-кочевников называют бедуинами, что переводится с арабского как "жители лугов" или "жители пустыни". Верблюды играют важную роль в жизни арабов-бедуинов. Молоко и верблюжье мясо используются в пищу. Верблюжья шерсть и кожа используются для изготовления одежды, обуви, ремней безопасности и переносных жилищ бедуинов―палаток, защищающих от непогоды в любое время года. Они ездили верхом на верблюдах и далеко путешествовали в поисках новых пастбищ. Во время войны бедуины часто ездили верхом на верблюдах для участия в сражениях.
Жаркий арабский климат позволяет арабам заниматься земледелием
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аринин, Е. И. Религиоведение / Е.И. Аринин. - М.: Академический проект, 2018. - 320 c.
2. Белов, С.Г. Волжские булгары. Путь к исламу: Этнополитическая и культурно-конфессиональная история праболгар с древнейших времен до официального принятия булгарами ислама. / С.Г. Белов, Б.Л. Хамидуллин. – Казань: Институт Татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан, 2022. – 136 с.
3. Возникновение ислама [Электронный ресурс]. URL: https://foxford.ru/wiki/istoriya/poyavlenieislama?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F
4. Волжская Булгария – первое мусульманское государство Восточной Европы. [Электронный ресурс]. URL: http://islamdag.ru
5. Гагин, И. А. Дипломатия в системе государственного управления средневековых стран на примере дипломатической практики Волжской Булгарии (VIII-X вв.). [Электронный ресурс]. URL: http://www.i-gagin. ru/content_art-6.html
6. Гагин, И.А. Политические и культурные связи Волжской Булгарии и Восточной Руси перед татаро-монгольским нашествием. [Электронный ресурс]. URL: http://www.i-gagin.ru/content_art-9.html
7. Гагин, И.А. Попытка исламизации Киевской Руси: к вопросу социально-политических и культурных контактов Волго-Камской Булгарии и Руси в X в. [Электронный ресурс]. URL: http://www.i-gagin.ru/ content_art-10.html
8. Гагин, И.А. Дипломатия Волжской Булгарии в поиске путей освобождения от протектората Хазарского Каганата. [Электронный ресурс]. URL: http://www.i-gagin.ru/content_art-12.html
9. Гриднева, О.В. Некоторые вопросы правосубъектности религиозных объединений в России и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ / О.В. Гриднева, Д.А. Матанцев // Право и государство: теория и практика. – 2020. – № 1 (181). – С. 12-15.
10. Давлетшин, Г. Ислам и мусульманская культура в Волжской Булгарии. [Электронный ресурс]. URL: http://mahalla1.ru
11. Давлетшин, Г.М. Булгарская цивилизация на Волге. / Г.М. Давлетшин, ФШ. Хузин. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2019. – 112 с.
12. Ерофеев, В. Путешествие арабов на Волгу. [Электронный ресурс]. URL: http://tayni.info/14080/
13. Емельянов, Т. Доклад на Конгрессе православной прессы [Электронный ресурс] // Конгресс православной прессы. URL: http://www.pravoslavie. ru/sobytia/cpp/smirpc.htm
14. Измайлов, И.Л. Ислам в Волжской Булгарии: распространение и региональные особенности. [Электронный ресурс]. URL: https://www.socionauki.ru/journal/articles/137336 /
15. Ислам и мусульмане Восточной Европы [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_46458889_56092812
16. Лобазова, О. Ф. Религиоведение : учебник для среднего профессионального образования / О. Ф. Лобазова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 327 с.
17. Марифов, Х. С. Распространение ислама на территории Восточной Европы и Средней Азии в VIII–XV веках / Х. С. Марифов. // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 320-323.
18. Марифов, Х. С. Взгляды мусульманских учёных и татарских богословов на положение мусульманской уммы и пути её развития / Х. С. Марифов. // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 483-487.
19. Мусульманская культура в Волжской Булгарии. Распространение и региональные особенности. [Электронный ресурс]. URL: http://islam-today.ru
20. Посольство в страну тюрков, булгар и руссов. [Электронный ресурс]. URL: http://posredi.ru