Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Общественная жизнь, в том числе и российское общество, в настоящее время претерпевает изменения во всех сферах. Политическая нестабильность, экономический спад, несовершенство правовой системы, повсеместная морально-этическая деградация, ослабление системы общественного контроля приводят к резкому росту масштабов коррупции.
Одной из самых распространенных и одновременно самых опасных форм коррупции сегодня является взяточничество. Так, по итогам 2018 года правоохранительными органами Российской Федерации всего зарегистрировано 30 495 фактов коррупционных преступлений, что на 2,9 % больше, чем за 12 месяцев 2017 года (29 634). На общероссийском уровне этот показатель увеличился на 9,8 % - с 3 188 до 3 499. Количество деяний, предусмотренных статьей 290 (Получение взятки) Уголовного кодекса Российской Федерации, увеличилось на 9,8 % (с 3 188 до 3 499). Доля коррупционных преступлений в общем количестве зарегистрированных преступлений также увеличилась и составила 1,5 % (в 2017 году - 1,4 %).
Наиболее тяжким из различных коррупционных преступлений является взяточничество (статья 290 Уголовного кодекса Российской Федерации). Данное преступление часто совершается в совокупности с другими противоправными действиями, например, в сфере экономических, судебных, имущественных и правоохранительных компромиссов, что создает представление о том, что подкуп должностного лица может привести к желаемому результату.
Предметом исследования данной работы является соотношение преступности и права, в рамках которого происходит активное и пассивное взяточничество и реализуются нормы уголовного права об ответственности за совершение соответствующего преступления.
Объектом исследования являются нормы российского уголовного права, материалы судебной и следственной практики по уголовным делам о взяточничестве, а также теоретические работы по уголовному праву современных авторов, исследующих теоретические вопросы уголовного права.
Также представлены работы современных авторов, исследующих проблемы уголовной ответственности за взяточничество.
Цель исследования - на основе анализа теоретико-правовых основ уголовно-правового противодействия взяточничеству внести научно обоснованные предложения по совершенствованию уголовного законодательства в данной сфере.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи
- Определение с юридической точки зрения содержания основных понятий, предусмотренных статьей 290 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- изучение субъективной и объективной сторон, субъективного и субъективного аспектов состава преступления взяточничества
- выявление основных проблем путем анализа правоприменительной практики в части квалификации пассивного взяточничества, а также предложения по решению выявленных проблем.
Теоретической основой работы являются труды В.Г. Попова, В.Н. Умникова, И.А. Киселева, А. Белоконя, Н. Леонова, В.А. Бабанина, Б.К. Собоева, Л. Гаухмана, Б.В. Волженкина, Л.В. Глазковой, А.И. Землин, В.Ф. Щепельков и другие российские ученые.
Закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ4 «О противодействии коррупции».
Методологическую основу диссертации составляют общенаучные методы, использованные в ходе исследования, такие как диалектический (например, комплексное абстрактное изучение правонарушений в сфере взяточничества), аналитический (например, размышления о практике правоприменения в сфере взяточничества), интегративный (например, общее обобщение полученных данных о правонарушениях).
Структура дипломной работы определяется взаимосвязью целей и задач, содержанием и исследуемыми вопросами, а также логикой рассмотрения вопросов. Диссертация включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, анализ правоприменительной практики, методические разработки, заключение и список использованных источников. Введение включает в себя актуальность выбранной темы диссертации, предмет, тему, цели и задачи. В первой главе представлен обзор теоретического материала, полученного в ходе изучения общих положений о взяточничестве (понятия, признаки, основные и квалифицирующие признаки, разграничение смежных составов). Во второй части диссертации описаны признаки состава взятки, проведен анализ правоприменительной практики в отношении состава взятки и разработана методология. В заключении содержатся выводы и рекомендации, основанные на анализе правоприменительной практики. Список использованных источников включает нормативные правовые акты, источники судебной практики и литературу, использованную в ходе исследования темы диссертации.
1. Общие положения о взяточничестве
1.1 Понятие взяточничества и его признаки
В России правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные конвенции Российской Федерации, Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма» и другие законы. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и другие законы.
Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и другие нормативные акты, направленные на противодействие коррупции.
В целях обеспечения реализации антикоррупционного уголовного законодательства и выполнения международных обязательств законодатель устанавливает ответственность за коррупционные правонарушения. Нормативным актом, устанавливающим такую ответственность, является Уголовный кодекс Российской Федерации. Наиболее опасным коррупционным преступлением является взяточничество, которое является достаточно распространенным видом преступлений .
Уголовный кодекс Российской Федерации определяет данное преступление как «действие (бездействие), совершенное должностным лицом, иностранным должностным лицом, должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконного оказания услуг имущественного характера в пользу дающего взятку, других физических или юридических лиц либо в целях физического или юридического лица; (2) действие (или бездействие), совершенное в интересах взяткодателя или другого физического или юридического лица. Определяется как «получение взятки, дающей право (включая передачу взятки другому физическому или юридическому лицу по указанию должностного лица)».
Как и в случае с другими преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, взяточничество нарушает нормальную (законную) деятельность органов государственного управления. Вместе с тем, учитывая характер данного преступления, необходимо обратить внимание на некоторые особенности его непосредственного объекта.
Предметом взяточничества является услуга имущественного характера или материальная ценность. Такие услуги предоставляются бесплатно или существенно занижаются. К материальным ценностям относятся денежные средства, ценные бумаги всех видов и недвижимость. К услугам имущественного характера относятся оплата накладных расходов должностного лица, ремонтно-строительных работ, предоставление туристических путевок и т. д. Сегодня появляется новый вид взяточничества. Это приобретение дорогостоящих объектов, квартир и земельных участков, а также приватизация целых предприятий.
Однако при любом из этих видов взяточничества, будь то деньги, ценности или иные имущественные блага, объект взятки должен получить соответствующую денежную оценку, чтобы взятка была правильно признана. В этой связи Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 9 своего постановления от 9 июля 2013 года «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» указывает, что денежная оценка предмета взятки производится на основании доказательств сторон (действительной стоимости, цены, действовавшей в месте совершения преступления или в момент его совершения, стоимости услуги, тарифов или тарифа), а при отсутствии таких доказательств - на основании заключения эксперта .
Взятка считается прямой взяткой, если взяткополучатель использует свои государственные полномочия для совершения действия (бездействия) от имени взяткодателя в обмен на вознаграждение, получая тем самым материальную выгоду для себя. Кроме того, существуют и скрытые формы взяточничества, такие как взятки с согласия семьи и друзей чиновника.
Однако на практике преобладают взятки в виде наличных денег или ценностей. В результате широкого распространения взяток правоохранительные органы довольно щедры на некоторые виды взяток (например, обеды для чиновников в ресторанах, финансируемых частными предпринимателями, или бесплатное лечение зубов).
Взятки также могут предлагаться за предметы ограниченного оборота, такие как оружие, наркотики, ювелирные изделия или металлы, даже несмотря на то, что закон не позволяет использовать такие предметы и несмотря на существование законов о взяточничестве. Однако, несмотря на то, что закон предусматривает особые процедуры передачи некоторых предметов, последние не теряют своей природы как объекты собственности .
Следует отметить, что неимущественные блага, такие как согласие, продвижение по службе, благоприятные характеристики и советы, не считаются объектами взяточничества.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что необходимо учитывать основные признаки взяточничества: имущественный характер выгоды, незаконность предоставления выгоды, факт ее предоставления в целях совершения действия (бездействия), связанного с использованием служебного положения, и принятие выгоды должностным лицом.
1.2 Основные и квалифицированные составы преступлений, связанных со взяточничеством
Взяточничество, как отдельное преступление от коррупционных преступлений, регламентируется отдельной статьей особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации № 290. Эта норма одновременно и очень широкая, и очень подробная, четко определяющая виды взяточничества и наказания за них.
Статья 290-1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает, что получение взятки не является отягчающим обстоятельством. Однако, в отличие от остальных пяти частей, в первой части дается основное определение взятки и перечисляются лица, которым может быть предъявлено обвинение в получении взятки.
Согласно ст. 290 УК РФ, субъектами преступления являются государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные органы, государственные предприятия, руководящие органы Вооруженных Сил Российской Федерации, других Вооруженных Сил и военных организаций Российской Федерации, иностранные должностные лица, а также нормальная (законная) деятельность публичных международных организаций .
Предметом подкупа могут быть деньги, ценные бумаги или иное имущество, услуги имущественного характера или иные имущественные права, предоставляемые безвозмездно, но за плату.
В некоторых случаях стоимость взятки может быть незначительной. Например, это может быть букет цветов или коробка конфет. На практике возникают сложности с распознаванием факта получения взятки, например, проблема отличия взятки от подарка. Статья 575 Гражданского кодекса Российской Федерации разрешает дарить «обычные подарки, не превышающие 3 000 рублей», связанные с должностным положением или исполнением служебных обязанностей, в том числе государственным и муниципальным служащим :
- взятка дается по принуждению; или
- вознаграждение (или соглашение, касающееся вознаграждения) носит характер взятки и обусловлено совершением соответствующего официального действия (в том числе законного действия публичного должностного лица); или
- вознаграждение дается в результате незаконного действия (или бездействия) публичного должностного лица.
Что касается объективных сторон взяточничества, то под взяточничеством понимается общественно опасное поведение, при котором должностное лицо получает предмет взятки лично или через посредника.
Законодатель определил
Показать больше