Фрагмент для ознакомления
2
Навыки мышления развиваются постепенно в ходе когнитивного развития растущего ребенка. Познание начинается с того, что мозг представляет реальность в ощущениях и восприятиях, которые составляют сенсорную основу мышления.
Как только он начнет проявлять некоторые простейшие ассоциации между предметами и событиями, мы сможем говорить о мышлении ребенка и действовать соответственно.
Поскольку мышление – это высший способ восприятия мозгом окружающего мира и сложнейший познавательный процесс познания мира, присущий только человеку, важно развивать и изучать мышление детей на протяжении всего школьного возраста. Способность школьников выносить суждения и делать выводы улучшается во время школьного обучения. Суждения учащихся постепенно растут от простых к более сложным по мере освоения более сложных форм когнитивного и грамматического произношения.
Подростковый возраст занимает особое место в развитии ребенка и представляет собой бурный переход от детства к взрослой жизни. В этот период создаются качественно новые формы во всех сферах - физической, психической, нравственной, социальной, элементах физического развития взрослого человека, самосознании, отношениях со старшими, братьями и сестрами, способах социального взаимодействия с ними, интересах, знаниях и учебных усилиях.
У подростков возникает потребность в активном, самостоятельном, творческом познании, которая проявляется в учебной деятельности от низкого до высокого уровня, особенно в подростковом возрасте (Д.Б. Эльконин), когда у ребенка хорошая психологическая подготовка. Опорно-педагогическое воздействие придает новый смысл личности и становится деятельностью по самовоспитанию и самосовершенствованию.
В подростковом возрасте реальное мышление развивается и носит теоретико-рефлексивный характер. Совместное мышление учащихся-подростков проявляется по-разному, например, в понимании академических проблем, освоении необходимых материалов, стратегиях деятельности, решении задач и проблем, постановке целей и рефлексивном регулировании.
Способность развивать интеллектуальную активность подростков в ходе образовательного процесса усиливается оптимальной организацией воспитательных воздействий на субъектов учебного процесса, что требует создания стимулирующих условий для развития мышления подростка. Накопленный опыт педагогических исследований в области развития психологической деятельности подростков и существующие технологии педагогического развития должны быть в дальнейшем пересмотрены с учетом современных новых потребностей обучения.
Актуальность нашей работы заключается в том, что в подростковом возрасте под влиянием обучения учащиеся начинают осознавать вероятность или возможность выявления симптома, конкретной причины или явления, его фактов, событий и действий по нескольким причинам.
Подростки способны мыслить и доказывать логически, правильно и более или менее уверенно и правильно занимать ту или иную позицию.
Цель исследования: теоретическое обоснование и эмпирическое исследование развития мышления в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование.
3. Описать результаты диагностики развития мышления в подростковом возрасте.
4. Интерпретировать полученные данные и рекомендации.
Объект исследования – процесс мыслительной деятельности подростков.
Предмет исследования – развитие мышления в подростковом возрасте.
Гипотеза курсового исследования заключается в том, что мышление в процессе обучения подростков носит рефлексивный теоретический характер и развивает логические способности - обобщение, конкретизацию, узнавание существенного и т.п., что связано с развитием. В то же время обучение положительно влияет на качество и силу мыслительных процессов подростков. Мышление становится разносторонним.
Методы исследования:
- теоретические – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические – проведение эксперимента;
- математическая обработка данных.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Общая характеристика мышления
Мышление – это социально обусловленный познавательный мыслительный процесс, тесно связанный с речью, который представляет собой обобщенное и опосредованное отражение отношений и отношений между объектами окружающей действительности.
Мышление — сложное и многогранное психическое явление, поэтому разные виды мышления классифицируются по разным основаниям.
Во-первых, он различает три основные категории мышления в зависимости от того, основан ли мыслительный процесс на восприятиях, идеях или концепциях.
Предметно-действенный (или наглядно-действенный) – для детей раннего возраста мышление о предметах означает действия, манипулирование ими;
Наглядно-символический – обычно для дошкольников и иногда для младших школьников;
Вербально-логический (абстрактный) – характерен для детей старшего школьного возраста и взрослых.
Это не только этапы развития мышления, но и различные формы, играющие важную роль в психической деятельности взрослого человека. Можно ускорить и интенсифицировать отдельные этапы развития мысли, но нельзя пройти ни один из них, не навредив чувствам человека в целом.
Во-вторых, в зависимости от характера мыслительного процесса можно говорить о логическом (или дискурсивном) мышлении, результатом которого являются последовательные рассуждения, или об интуитивном мышлении, где конечный результат достигается неосознанно или без обдумывания, через промежуточные этапы.
В-третьих, если принять за основу характер результатов мышления, порождающее мышление (когда мы отчетливо обнаруживаем ход мыслей другого человека, например, когда доказываем математическую теорему в учебнике и т. д.) и творческое мышление (если мы представим новые, инновационные, предварительные выводы и новые доказательства).
В-четвертых, внимание разделяется на критическое и некритическое в зависимости от эффективности управления.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов . – 4-е изд., стереотип. – «Академия». - Екатеринбург, 2001.
2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., Роспедагентсво. – 2004.
3. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / Под ред. В. Давыдова – М., 2004.
4. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов /Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 2001.
5. Выготский Л.С. Психология. – М.: Эксмо-Пресс, 2000.
6. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов – М.: Книжный дом «Университет», 2000.
7. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М., 2002.
8. Крайг Г. Психология развития. – М.: Эксмо. – Питер, 2000.
9. Крутетский В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. 2-е изд., испр. и доп. - М., Москва: Просвещение,– 2002.
10. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2007.
11. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. – М.: Эксмо, 2007.
12. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008.
13. Маслов А.С. Психические процессы : [Учеб. пособие] / Волгогр. гос. с.-х. акад. - Волгоград : Изд-во Волгогр. гос. с.-х. акад. – М., 2004.
14. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2000.
15. Пиаже Жан. Речь и мышление ребенка. Сост., новая ред. пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. - М. : Педагогика-Пресс, – М., 2000.
16. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2002.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2-х т. / Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, – М., 2001.
18. Сапогова Е.Е. Психология развития. Учебное пособие – М., 2002.
19. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006.
20. Тихомиров О.К. Психология мышления. учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / - 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2007