Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Актуальность исследования этой темы обусловлена не только значительным числом исследований, посвященных проблеме внимания в психологии и педагогике, но и ее важностью и сложностью. Внимание играет ключевую роль в эффективности всех видов деятельности человека, и поэтому изучение внимания у детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии является особенно актуальной задачей.
Внимание является одной из ключевых составляющих, которая гарантирует эффективное усвоение ребенком с задержками в развитии определенного объема информации, навыков и умений, а также установление коммуникации с взрослыми. Если внимание отсутствует или нарушено, ребенок не способен следовать инструкции или повторять действия по образцу.
Современные концептуальные подходы к модернизации системы образования нашли свое отражение в федеральном законе «Об образовании РФ», Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), который подчеркивает право всех детей, включая тех, у которых есть ограниченные физические и психологические возможности, на получение качественного обучения и воспитания. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья особое место занимают дети с задержкой психического развития (ЗПР).
Изучением внимания занимались и занимаются известные зарубежные и отечественные психологи и педагоги Л.С. Выготский, Дж. Миль, Т. Рибо, И. Гербарт, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Г.А. Урунтаева и другие.
В отечественной и зарубежной науке проблеме развития внимания в дошкольном возрасте посвящены труды таких научных деятелей, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, И.П. Павлов, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Добрынин, П.Я. Гальперин.
В области специальной психологии имеется обширное количество исследований, в которых изучаются отдельные психические функции у детей с задержкой психического развития. Работы В.И. Лубовского отмечают недостаточную формированность произвольного внимания у таких детей, а также дефицит основных свойств внимания, таких как концентрация, объем и распределение.
Объект исследования – процесс развития внимания у дошкольников с задержкой психического развития
Предмет исследования – система коррекционно-педагогической работы по развитию внимания у дошкольников с задержкой психического развития
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность коррекционно-педагогической работы для развития внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу изученности понятия внимание
2. Рассмотреть характеристику детей с задержкой психического развития
3. Изучить особенности развития внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
4. Исследовать уровень развития внимания у дошкольников с задержкой психического развития
5. Разработать комплекс упражнений коррекционно-педагогической работы по развитию внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
6. Проследить динамику уровня развития внимания детей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Методы исследования:
- теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение;
- эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
1.1. Понятие внимания с точки зрения отечественных и зарубежных авторов, его структура и виды
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с влиянием разных факторов из нашего окружения. Среди огромного множества объектов, явлений и предметов, которые нас окружают, мы выбираем то, что имеет личностную значимость, привлекает наибольший интерес и соответствует нашим потребностям и запросам. Вся наша активность предполагает выделение ключевых аспектов в деятельности и сосредоточение на них.
Характеристики, которые были упомянуты выше, относятся к проявлению внимания, которое является ключевой психической функцией и оказывает значительное влияние на другие психические процессы и общую психическую деятельность. В контексте памяти, внимание играет роль в сохранении информации. Всеобщая эффективность межличностного взаимодействия и установления социальных контактов в значительной степени зависит от проявления внимания при общении [5].
На первых этапах своего развития научная психология активно занималась исследованием внимания, которое стало одной из ключевых областей. Значительное влияние на интерес к этому вопросу оказали результаты физиологических экспериментов. Наблюдения и опыт отечественных и зарубежных ученых, в том числе В. Вундта, сыграли важную роль в формировании большого интереса к изучению особенностей и феноменов внимания. В. Вундт признан основателем психологии внимания. [8].
В настоящее время среди экспертов в области психологии существуют различные точки зрения по поводу определения самого понятия «внимание», а также понимания его феноменологической сущности, структуры и механизмов намеренной деятельности.
А.Н. Леонтьев и П.Я. Гальперин, акцентируя важность внимания как познавательного процесса в общей психической деятельности человека и раскрывая его самостоятельное значение, считают, что внимание представляет собой полностью независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, которые нельзя свести к характеристикам других познавательных процессов [9].
Психолог Э. Титченер осознает особое состояние сознания, которое является решающим фактором в наших умственных усилиях и способствует достижению максимальных результатов [18].
Внимание, по словам У. Джеймса, является отличительной чертой нашей духовной жизни. В ситуации, когда мы несем на себе непрерывный поток новых впечатлений, проникающих в нашу сферу чувств, мы осознаем лишь малую долю их содержания [12].
По мнению Н. Ланге, внимание представляет собой относительное господство определенных представлений в определенный момент времени. С точки зрения субъекта - того, кто осознает и ощущает, это означает быть внимательным и концентрированным на данном впечатлении [17].
Согласно С.Л. Рубинштейну, внимание – это способность сосредотачиваться и направлять свое внимание на определенный объект или явление. Оно предполагает углубленное погружение в объект изучения, а также активное осуществление познавательной деятельности, нацеленной на него [27].
Одна из наиболее известных психологических теорий внимания была предложена ученым Т. Рибо, который впервые обозначил тесную связь внимания с эмоциями. Согласно его теории, чем больше эмоций вызывает у человека определенный объект или деятельность, тем выше будет концентрация и устойчивость его внимания. При анализе структурно-компонентного содержания внимания, Рибо особое значение уделял оценке психофизиологического аспекта. Он подчеркивал, что изучение актуального психоаффективного состояния личности является предварительным этапом перед анализом внимания и его основных механизмов [2].
В психологии, Н.Ф. Добрынин формулирует несколько иное понимание феномена внимания. Он считает, что внимание – это способность психической деятельности сосредоточиваться и направляться на определенный объект, который обладает значимостью для личности в устойчивом или ситуативном контексте [9].
В соответствии с заявлением П.Я. Гальперина, внимание является идеальным, сжатым и автоматизированным процессом контроля, а обучение вниманию в качестве функции контроля представляет собой важный элемент теории последовательного развития умственных актов [10].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апарина, И. И. Детские проблемы Российской Федерации : монография / И. И. Апарина. – М. : Альфа-Пресс, 2000 – 207 с.
2. Ахметова З.А. Внимание как проблемное поле психологии. // Вестник КРСУ. – 2018. – № 1. – С. 169−173.
3. Башаева Т.В. Роль внимания в жизни дошкольника. - Ярославль: Академия развития,2001.-480 с.
4. Борякова Н. Ю. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с задержкой психического развития. Теория и практика [Текст] : монография / Н. Ю. Борякова ;Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский педагогический государственный университет". - 2-е изд., испр. и доп. - Ярославль : Канцлер, 2017. - 169 с.
5. Верхотурова Н.Ю., Литвинова А.Г. Теоретические аспекты изучения проблемы внимания в психологии // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2021. №XVI. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-izucheniya-problemy-vnimaniya-v-psihologii (дата обращения: 29.02.2024).
6. Верхотурова Н.Ю., Литвинова А.Г., Антошечкина Г.К. Особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2019 – Т. 8. – № 5А. – С. 203–213.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.СПб:Союз.2006.-350 с.
8. Выготский Л.С. Лекции по психологии. / Выготский Лев Семенович. М: Перспектива, 2018 – 148 с.
9. Габдулина Л.И. Подходы к исследованию внимания в отечественной и зарубежной психологии: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007. – 50 с.
10. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: Университет, 2015. – 336с.
11. Гальперин П.Я. К проблеме внимания, Хрестоматия по вниманию. – М., 1976. - 204 с.
12. Джеймс, У. Психология [Текст] / У. Джеймс. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2011. – 318 с.
13. Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания// Вопросы психологии. – 1975. - № 2 , 68-80 с.
14. Завоеванная Н.С. Отечественная специальная психология: от Л.С. Выготского до В.И. Лубовского/Научный журнал «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» №2.-2020.
15. Левин К. Динамическая психология.-М.,2001-419 с.
16. Марковская И.Ф. Клинико-нейропсихологические основы диагностики и коррекции ЗПР у детей // Клинико-генетическое и психолого-педагогическое изучение и коррекция аномалий психического развития М.: Издательство МГУ, 2012. 308 с.
17. Мойстус И.А. Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». №4(15.1). Июль 2017
18. Немов Р.С. Общая психология. В 3 т. Том II.В 4 кн.Книга 2. Внимание и память: учебник и практикум для СПО / Р.С.Немов -6-изд., пер. и доп.-М.:Юртай ,2019-261 с.(Серия: Профессиональное образование).
19. Немов, Р. С. Психология. В 3-х книгах. Книга 3. Психодиагностика. Учебник для студентов высших учебных заведений / Р. С. Немов. – М.: Владос, 2020. – 631 с.
20. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В З кн.- 4 изд.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- кн. 1: Общие основы психологии.- 688с.
21. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. 2016. № 3.С. 47- 55.
22. Первушина О.Н. Общая психология: Учебник для ВУЗов. СПб.: Питер, 2017. 583 с.
23. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития - вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии. 2014.-№1. С. 34- 39.
24. Разыкова Л.Т. Внимание и его функции в жизни и деятельности личности. // Проблемы науки. – 2020. – № 4 (52). – С.83–85.
25. Рогалева О. О. Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития дошкольного возраста/Проблемы педагогики, 2016.
26. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии»; ISBN. 978-5-496-01509-7; Издательство: Питер, 2019. – 720 с.
27. Специальная педагогика: учеб. Пособие для студ.высш. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой.– 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2015.-400с.
28. Сунагатуллина И. И. Психология детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития и задержкой психического развития [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. И. Сунагатуллина ; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова". - Магнитогорск : ФГБОУ ВО "МГТУ им. Г. И. Носова", 2017.
29. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет.-Ярославль,2001- 240 с.
30. Хандина, Микляева: Развитие произвольного внимания дошкольников с ЗПР с помощью коммуникативно-речевых ситуаций, Коррекционная педагогика – М.: АРКТИ, 2021. – 88 с.
31. Черемошкина Л.В.Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль,1997.-236 с.