Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире многим бы хотелось, чтобы неотъемлемые элементы нашей жизни, наших интерьеров были не только полезны, но и необычны, а также неповторимы. Решить эту проблему помогают различные виды декорирования объектов, одним из таких является декупаж. Благодаря декупажу старые или же самые обычные предметы становятся не только практичными, но и эстетичными, неповторимыми, создающими свою атмосферу.
Техника декупажа уходит своими корнями в далекое прошлое, в Средневековье. Впервые, как вид искусства упоминается в конце VI века в Китае, где вырезанные картинки стали использоваться для украшения мебели. В последние годы значительно расширились границы использования и применения этой старинной техники при декорировании не только мебели, предметов быта, елочных украшений, шкатулок, упаковки, а также при создании авторских, эксклюзивных предметов интерьера, оформлении современного костюма, изготовлении модных аксессуаров.
Занимаясь именно такой деятельностью как декоративно-прикладное искусство обучающиеся испытывают удовлетворение от самого процесса труда, поскольку он приближает определенный художественный итог.
Навыки, умения наколенные и полученные по разнообразным видам декоративно–прикладного искусства способствуют завершению рабочих дел из одной области деятельности в совершенно другую, например, эскизы, которые обучающиеся подготавливают и выполняют действительны и для разных видов аппликаций, и для всевозможных росписей (цветовое и композиционное решение будущих изделий). Такие занятия как декоративно–прикладное искусство развивает эстетические и нравственные отношения обучающихся, тем самым пополняя их внутренний мир художественными восприятиями и постижениями того, что же именно и делает любую личность духовно полной.
Эстетическая культура и развитие нашего подрастающего поколение в современные дни является одной из важнейших задач образования. К большому сожалению, конструкция школьной системы в настоящее время показывает большое количества часов на разные естественно-научные предметы, но при этом вместе с этим всем обычные дни обучающегося дополняются так же всевозможными занятиями. Раньше учащийся мог выбрать, стоит ли ему пойти на дополнительные занятия или нет, то на данный момент в большинстве учебных заведениях курсы по выбору являются обязательными к посещению. Такая большая нагрузка не покажет ни чего хорошего и будет нести в себе тяжелейшие последствия для нервной системы учащегося. При таких вот условиях возрастает роль декоративного искусства.
Большое значение декоративно–прикладного искусства в эстетической культуре и воспитании отмечали многочисленные отечественные педагоги, психологи и исследователи. Среди них был Выготский Л.С., Игнатьев Е.И., Комарова Т.С., Корешков В.В., Ломов Б.Ф., Сокольникова Н.М., Шпикалова Т.Я., Хворостов А.С. и многие другие.
Цель данной работы: теоретическое изучение и практическое исполнение декорирования предметов интерьера в технике декупаж.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
• Охарактеризовать особенности и актуальность техники декупаж в современном декоративно-прикладном искусстве;
• Изучить основы выполнения предметов интерьера и аксессуаров в технике декупаж;
• Выполнить изделие в технике декупаж.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Техника декупаж: теоретические основы исследования
1.1. Характерные особенности и актуальность техники декупаж в современном декоративно-прикладном искусстве
Французское слово «dеcoupage» означает «вырезать», таким образом, декупаж представляет собой технику декорирования различных предметов с помощью вырезанных бумажных мотивов, которые присоединяются к поверхности предмета, а затем покрываются специальным лаком в целях сохранения полученного декора .
Родиной декупажа является Китай. В XII веке там была изобретена тонкая бумага, которая стала применяться для украшения предметов быта. В Европе в XVII-XVIII веках эта техника появилась вместе с модой на лаковую мебель из Китая и Японии и в последствии приобрела большое распространение и популярность . Вариант данной техники встречается и в русской иконе – рисунок создавался из кожи, тканей, бумаги на деревянной основе .
В настоящее время изделия декупажа вновь стали востребованными.
Связанно это, во-первых, с возникшим интересом в конце XX века к историческим стилям (классический, викторианский, барокко) в дизайне интерьера, которые и сейчас не теряют своей актуальности. Особенно активно применяются в оформлении современных интерьеров такие стилистические направления как прованс, кантри, шебе-шик, этно, которые подразумевают использование натуральных, природных материалов, а также предметов и вещей «с налетом времени», в некоторой степени антикварного вида .
Эти необходимые эстетические качества достигаются без особых усилий с помощью техники декупажа. К примеру, подобие классического золочения, текстура поверхности, напоминающая растрескавшуюся краску (кракелюры), эффект словно «состарившегося», выцветшего со временем рисунка, ощущение «старинной» росписи после покрытия специальными лаками декорированной основы. Все эти приемы в действительности лишь имитируют «старину», но благодаря им обычные предметы становятся более ценными в глазах простого обывателя, и несут в себе ностальгические нотки по красоте и изысканности предметов прошлого.
Вторая причина популярности декупажа и подобных ему декоративных техник заключается в том, что накопилась определенная усталость в постиндустриальном обществе от однотипных изделий массового производства.
В конце ХIХ века основатель движения «Искусства и ремесла» художник Уильям Морисс призывал обратить внимание на то, что человек в окружении одинаковых, типичных, изготовленных машинным способом вещей, теряет всякое ощущение уюта и комфорта в своем доме. Он радел за возвращение ручного изготовления предметов быта . Его идеи отчасти реализовались в наше время. Несмотря на достижения современного дизайна, предметы, изготовленные по индивидуальному заказу, часто из натуральных материалов, с учетом неповторимости и оригинальности оформления, считаются более качественными и «престижными», вызывая у человека определенный эмоциональный отклик.
Практически любую «безликую» вещь можно преобразить с помощью декупажа настолько, что она приобретет черты особой художественной привлекательности в глазах ее обладателя. Кроме того, данная техника позволяет отреставрировать и подарить вторую жизнь предметам, потерявшим свои внешние качества с течением времени, но не потерявшим свою внутреннюю, содержательную ценность. Таков, например, декупаж в декорировании поверхности старинной мебели, посуды и других предметов быта. С его помощью можно украшать различные поверхности: дерево, металл, керамику, кожу, гипс, картон, текстиль. А использование доступных материалов позволяет обновить окружающую обстановку с минимумом затрат.
Техникой занимались многие знаменитые личности: Антуанетта, Мадам де Помпадур, Пикассо и другие. В настоящее время есть множество различных направлений в искусстве, одно из них – шебби-шик.
Дизайнерский стиль зародился в 80-е годы XX столетия, в то время жительница Англии Рэйчел Эшвел, решив сделать ремонт у себя дома, реставрировала мебель, купленную на блошиных рынках. Словосочетание «shabby chic» переводится как «потертый блеск», что сразу даёт ассоциацию с главным элементом в стиле – потёртой старинной мебелью. Сначала Рэйчел декорировала только для собственного жилья, но позже стала создавать и продавать различные предметы интерьера: шкатулки, панно, посуду и многое другое.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алибекова М.И., Третьякова С.В., Колташова Л.Ю. Топиарий – практический иклюзив. Статья в сборнике: Интеллектуальные технологии и средства реабилитации и абилитации людей с ограниченными возможностями (ИТСР-2018). Труды III Международной конференции. Москва, 2018г., с.232-235
2. Асмус, В. Ф. Философия И. Канта [Текст] / В. Ф. Асмус. – М.: Знание, 1957
3. Векшина О. Б. Декупаж. Золотая коллекция идей. / редактор Л. Панкова. М.; Эксмо, 2011
4. Вешкина, О. Б. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества: оригинальные авторские проекты, подробный пошаговый фотокурс, дополнительные возможности / О. Б. Вешкина, - Москва : Эксмо, 2008. - 63 с.
5. Вешкина, О. Б. Декупаж. Стекло. Фарфор. Керамика: оригинальные авторские проекты, подробный пошаговый фотокурс, дополнительные возможности / О. Б. Вешкина, - Москва: Эксмо,2010.-63 с.
6. Декупаж [Электронный ресурс] // Википедия: Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org /wiki/декупаж
7. Зайцева А.А. Стильные штучки в технике декупаж [Текст] - М.: Аст-Пресс, 2011. - с. 43.
8. Зайцева, Анна Декупаж. Иллюстрированная энциклопедия / Анна Зайцева. - Москва: РГГУ, 2012. - 192 c.
9. Запрудская, Е.Ю. Декупаж. 16 авторских мастер-классов / Е.Ю. Запрудская. - М.: АСТ, 2015. - 278 c.
10. Калашникова А. А. Хэндмейд как автономизирующееся поле символического производства. // Вестник Санкт-Петербургский государственный университет. 2016. № 3 (12). С. 60-70
11. Крылова, Е. А. Декупаж / Е.А. Крылова. - М.: Астрель, 2012. 988 c.
12. Михайлов С.М., Михайлова А.С. Постиндустриальный дизайн: предпосылки, признаки, стили. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 5 (180). С. 33-37.
13. Патриция Наве Чарутти Декупаж: декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров. Практическое руководство, Изд-во: Ниола 21 век, 2017
14. Савинов А.М. В сборнике: Электронная информационно-образовательная среда вуза: проблемы формирования, контекстного наполнения и функционирования IV Всероссийская методическая конференция. под ред. Е. А. Ходыревой. - Киров: Радуга-ПРЕСС, 2015. С. 194-196.