Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ …3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ..6
1.1. Роль региональных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации и их экономическая сущность 6
1.2. Порядок формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.. 11
1.3. Порядок исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации …...19
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА …………………………………………......27
2.1. Влияние бюрократии на формирование бюджета ………………………27
2.2. Предложения по решению проблем обеспечения региональных
бюджетов …30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время субъекты Российской Федерации несут большую ответственность за обеспечение устойчивого социально-экономического развития своей территории. Нередко в практике региональных бюджетов проявляется недостаточное качество управления расходами или их неэффективность. Это ведет к несбалансированности бюджетов регионов, проведению неэффективной долговой политики, низкому качеству бюджетного планирования, формальному исполнению должностными лицами своих обязанностей и так далее. Важно отметить, что достоверность и оперативность информации о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, а также возможность их эффективного управления играют критическую роль в успешном развитии экономики любого государства.
Бюджетная система имеет огромное значение и единство как в экономическом, так и в политическом плане. Целостность этой системы имеет первостепенное значение, и каждый уровень играет важную роль, выполняя свою определенную функцию. Каждый уровень необходим в общей финансовой системе, которая поддерживает государство.
При изучении формирования региональных бюджетов в РФ, становится очевидным, что существуют различные подходы к формированию доходной части. Эти методы направлены на установление неразрывной связи между разноуровневыми бюджетами и обеспечение финансовой автономии всех государственных структур [26, с. 416].
В настоящее время в России отсутствуют эффективные стимулы для увеличения поступления средств из региональных бюджетов. Недавние изменения предоставили субъектам РФ больше полномочий в управлении государственным имуществом и налогообложении. Следовательно, региональные бюджеты становятся все более зависимыми от своих собственных финансовых источников. Существующие источники доходов РФ не являются всесторонними, что приводит к дисбалансу региональных бюджетов. В связи с данным фактом, возникает потребность в оптимизации доходов региональных бюджетов и повышении доли местных доходов [1].
Актуальность настоящего исследования обусловлена высокой важностью разработки эффективных подходов к формированию региональных бюджетов в РФ, а также значимостью решения проблем, связанных с исполнением бюджета.
Цель настоящей работы – исследование тенденций, особенностей и проблем в управлении государственными и муниципальными финансами.
Для достижения цели работы необходимо последовательно решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы формирования бюджета субъекта Российской Федерации;
- проанализировать практику формирования регионального бюджета на примере бюджетов субъектов РФ;
- определить проблемы в управлении государственными и муниципальными финансами.
Объектом исследования выступает бюджеты субъектов РФ.
Предметом исследования выступает технология работы с бюджетом субъектов РФ – их формирование и исполнение.
Теоретическую базу исследования составляют нормативно-правовые акты Российской Федерации, нормативно-правовые акты субъектов, а также труды ученых в области формирования региональных бюджетов, научные статьи в периодических изданиях и электронные источники.
Методологическую основу исследования составляет комплекс общенаучных методов, таких как системный, общенаучный, а также методы логического анализа, аналогии, обобщения.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении рассмотрена актуальность проведенного исследования, определены объект и предмет исследования, указана цель настоящей работы, поставлены основные задачи.
Первая глава посвящена теоретическим основам формирования бюджета субъекта Российской Федерации.
Рассмотрены нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие формирование бюджета субъекта Российской Федерации, рассмотрена роль региональных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации и их экономическая сущность, рассмотрена технология формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.
Во второй главе рассмотрены проблемы в управлении государственными и муниципальными финансами, связанные с влиянием бюрократии на формирование бюджета, анализ формирования их бюджетов, а также даны предложения по решению проблем обеспечения региональных бюджетов.
Заключение содержит выводы по результатам проведенной работы: результаты исследования тенденций, особенностей и проблем в управлении государственными и муниципальными финансами.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Роль региональных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации и их экономическая сущность
Основные принципы формирования бюджета субъекта Российской Федерации (его доходы и расходы), утверждение, исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и контроль за его исполнением определены Федеральным законом от 21.12.2021 N 414-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" [2].
Бесперебойная работа правительства в значительной степени зависит от бюджета. По сути, бюджет выступает в качестве финансовой основы, поддерживающей важнейшие операции государства, и играет ключевую роль в проведении социально-экономической политики страны. Представьте бюджет как сложную сеть экономических взаимодействий, в которых участвуют государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия и частные лица. В совокупности эти взаимодействия играют решающую роль в достижении социальных, экономических и политических целей государства. Это включает в себя перераспределение валового национального продукта, финансовых ресурсов государства и части национального богатства [5, с. 334].
На практике бюджет служит совокупностью денежных ресурсов, специально созданных для финансирования деятельности, направленной на выполнение общественных задач, делегированных государству. Государственный бюджет, включающий как доходную, так и расходную части, включает в себя такие важные финансовые инструменты, как налоги, государственный кредит и государственные расходы
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 25.12.2023) Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
2. Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
3. Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, способствующие увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденные Министерством Финансов Российской Федерации от 31 октября 2018 года. Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
4. Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 28.12.2022 N 562-ФЗ (последняя редакция). Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
Статьи, монографии, авторефераты, учебная литература
5. Андреев, А. В. Основы региональной экономики: учебник для вузов /А. В. Андреев. – М.: КноРус, 2017. – 334 с.
6. Андреев, А. В. Региональная экономика: учебник для вузов/А. В. Андреев.- СПб: Питер, 2018. – 464 с.
7. Вахромов Е.Н. Региональная экономика в многоуровневой структуре рыночной экономики/Е.Н. Вахромов //Вестник Иркутского государственного университета. 2018. – № 2. –С. 26 –30.
8. Волкова Е.Н., Карманов М.В. Моделирование социально-экономического развития регионов // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. – 2016. – № 3. – С. 55–59.
9. Зубаревич Н.В. Стратегия пространственного развития: приоритеты и инструменты // Вопросы экономики. – 2019. – № 1. – С. 135–145.
10. Иванова, М.В. Региональная экономика в контексте российского федерализма/М.В. Иванова//Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2017. –Т. 2. – № 28. – С. 146 –149.
11. Индутенко А.Н., Пьяных Т.А. Особенности формирования и пути увеличения доходов Федерального бюджета Российской Федерации / Белгородский государственный национальный исследовательский университет. – 2015.
12. Кистанов, В.В. Региональная экономика России: Учебник / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 584 с.
13. Козьева, И. Л. Экономическая география и регионалистика: учебник / И.Л. Козьева, Э.Н. узъбожев. –М.: КНОРУС, 2018. – 346 с.
14. Котляков В.М., Швецов А.Н., Глезер О.Б. Вызовы и политика пространственного развития России в XXI веке /под ред. В.М. Котлякова, А.Н. Швецова, О.Б. Глезера. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2020. – 365 с.
15. Кузнецова О.В. Проблемы выбора приоритетов пространственного развития // Вопросы экономики. – 2019. – № 1. – С. 146–157.
16. Кузьбожев, Э. Н. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учеб. пособие/ Э. Н. Кузьбожев, И. А. Козьева, М. Г. Световцева. – М.: Высшее образование, 2018. – 540 с.
17. Курнышев, В. В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учебник для вузов / В. В. Курнышев, В. Г. Глушкова. – М.: КноРус, 2018. – 254 с.
18. Лексин В.Н. Стратегия развития России: смена ориентиров неизбежна? // Россия: тенденции и перспективы развития: ежегодник / Ин-т науч. информ. по обществ. наукам РАН. – М., 2018. – С. 61–65.
19. Романов, С. С. Информационные системы в экономике (лекции, упражнения и задачи) / С.С. Романов. – М.: Вузовский учебник, 2017. – 300 c.
20. Самсоненко, Г. Г. Региональная экономика и управление / Г.Г. Самсоненко, А.В. Соляр. – М.: ИВЭСЭП, 2016. – 192 c.
21. Сидоров, М.К. Социально-экономическая география и регионалистика России: учебник /М.К. Сидоров. – М.:ИНФРА – М, 2017. – 400 с.
22. Соловьева, Т.В. Идеи экономического районирования в исторической ретроспективе/Т.В. Соловьева // Известия Уральского государственного университета. –2017. – № 49. – С. 153–162.
23. Тихомирова, И. Инвестиционный климат в России: региональные риски / И. Тихомирова. - М.: Издатцентр, 2015. - 320 c.
24. Федоляк, В.С. Региональная экономика как хозяйственная система страны/ В.С. Федоляк //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2018. – Т. 10. – № 1. – С. 3–7.
25. Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление: учебник/ Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 416 с.
26. Чапек В. Н. Региональная экономика: учебник для вузов/В. Н. Чапек. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 256 с.
27. Черняк, В. Популярная история экономики и бизнеса / В. Черняк. - М.: Вече, 2016. – 512 c.
28. Янин, А. Н. Региональная экономика и управление / А.Н. Янин. – М.: Проспект, 2016. – 248 c.
Электронные данные
29. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.