Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Растущая роль эстетического вос-питания в школе на уроках истории обусловлена тем, что эстетические тре-бования к труду, производству и человеческим отношениям в современном обществе значительно возросли. Желание жить по законам красоты все глубже проникает в нашу жизнь. Эстетическое воспитание, конечно, должно сочетаться с формированием мировоззрения у подрастающего поколения, с утверждением на уроках, в личной жизни, в общественной деятельности иде-алов гуманизма, любви к своей Родине и ее истории.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы иссле-дования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия эстетического воспитания в обучении истории.
Объектом исследования является процесс эстетического воспитания в обучении истории.
Предметом исследования являются основы и принципы эстетического воспитания в обучении истории.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для эстетического воспитания в обучении истории.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть сущность, задачи и принципы эстетического воспитания;
- проанализировать эстетическое воспитание на уроках истории;
- детально изучить методические аспекты формирования эстетического воспитания на уроках истории в рамках изучения Культуры Древней Руси;
- разработать урок эстетического воспитания учащихся в процессе пре-подавания истории;
- проанализировать урок эстетического воспитания на уроке истории по теме «Культура Древней Руси».
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы науч-ные статьи, учебники по истории, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЬНОМ ОБРАОВАНИИ
1.1 Сущность, задачи и принципы эстетического воспитания
Эстетическое воспитание - один из важных и необходимых аспектов образования, поскольку оно направлено в первую очередь на душу челове-ка, его чувства и эмоции.
Слово «эстетический» происходит от греческого «estesis» – чувство, ощущение. Чувства - важнейшая сфера личностного проявления человека и его творческой жизнедеятельности. Люди выражают свое эмоциональное от-ношение к окружающему миру словами, рисунками, линиями, цветами, зву-ками и пластикой. Отсюда и различные виды искусства, ставшие предметом изучения эстетики – науки о красоте [12].
Эстетическое воспитание - это целенаправленное формирование твор-чески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, ценить пре-красное, уродливое, трагическое, комическое в жизни и искусстве, живущей и творящей «по законам красоты» (Б.Г. Лихачев).
Целью эстетического воспитания является формирование эстетического отношения к окружающей действительности, к миру.
Задачи эстетического воспитания:
1. Формирование эстетического сознания: понимание прекрасного, знание эстетических категорий, владение художественным языком искусства.
2. Воспитание эстетических чувств: эмоциональной восприимчивости к прекрасному, богатому эмоциональному миру, глубоких переживаний, со-переживания, эмоционального восприятия, тонкости чувств.
3. Развитие творческих способностей в различных видах искусства.
4. Формирование способности распознавать прекрасное в жизни: в по-ведении, в общении, на работе, в повседневной жизни, то есть воспитание эс-тетической культуры.
Эстетическое воспитание неразрывно связано со всеми направлениями образования и выступает своеобразным аспектом каждого из них.
Понимание красоты дисциплинирует ум. Эстетические критерии со-ставляют неотъемлемый элемент оценки научных взглядов и теорий. Искус-ство обогащает ученых, по словам Н. Бора, «напоминая о гармонии, недо-ступной систематическому анализу». Человеческий мозг и его мышление развиваются с помощью образов.
Существует еще более тесная связь между эстетическим и нравственным воспитанием. Мораль и искусство относятся к сфере ценностей, предметом которых является личность, взятая с особой точки зрения, с точки зрения ду-ховного и практического отношения к действительности. Мораль и искусство также объединяет тот факт, что они являются не просто ценностями, а веч-ными ценностями.
Искусство несет в себе мощный нравственный заряд, и в нравственном воспитании широко используются художественные произведения, которые непосредственно влияют на нравственные чувства детей, формируя эмоцио-нальную отзывчивость, сострадание и милосердие. Кроме того, художе-ственная продукция помогает детям формировать моральные принципы и идеалы [15].
Существуют широкие возможности передать чувство прекрасного в работе, в которой эстетические критерии используются для оценки качества процессов и результатов работы.
Существует тесная связь между эстетическим и экологическим воспита-нием. Природа, как и искусство, является источником красоты. Тот, кто наслаждается красотой природы, не собирается ее разрушать. Он украсит его жилое пространство.
Воспитание красоты движений, грации и стройности тела - одна из за-дач физического воспитания.
Принципы эстетического воспитания заключаются в следующем:
1. Принцип эстетики детской жизни и эстетической организации дея-тельности коллектива. Способность создавать красоту в повседневной жизни не приходит к человеку сама по себе, из ниоткуда. Этот навык нужно воспи-тывать с детства. Поэтому важно сделать красивым само детство: красивые яркие игрушки, нарядная, чистая, удобная одежда, эстетичная обстановка - двор, школа, убранство дома, порядок и этикет в школе. Хорошие отноше-ния между учителями и детьми, дети друг с другом. Все это создает эстетиче-скую образовательную среду – важный фактор воспитания.
2. Принцип универсальности и постоянства эстетического воспитания. Этот принцип означает, что искусство (и эстетическое воспитание) должно оказывать влияние на детей во всех сферах жизни и в любом возрасте.
Универсальность означает для всех способных и неспособных, талант-ливых и обычных детей. Эстетическое воспитание предназначено не для вос-питания музыканта, поэта, художника, а для воспитания слушателя, зрителя, читателя.
3. Принцип единства эстетического и нравственного воспитания.
Свои первые моральные представления и заповеди ребенок получает из произведений искусства: сказок, фильмов, спектаклей, песен, детских стиш-ков. Искусство, по мнению Ю. Лотмана, обладает высшей моральной силой. Оценивая поступки ребенка, взрослые часто используют эстетические кате-гории: красивый-некрасивый. Таким образом, подчеркивая, что хороший, нравственный поступок - это тоже хороший поступок.
4. Принцип комплексного воздействия и взаимодействия различных видов искусства. Все виды искусства имеют единую образную природу и имеют тенденцию взаимодействовать [8].
Чем больше органов чувств задействовано в восприятии произведений искусства, тем более глубокое впечатление они производят. Музыка и пись-мо, поэзия и музицирование, скульптура и музицирование, живопись и лите-ратура, музыка и танец - все эти сочетания взаимно углубляют и обогащают друг друга, создавая целостное художественное впечатление. Поэтому везде, где это возможно, необходимо сочетать различные виды искусства.
5. Принцип творческой самодеятельности школьников. Каждый чело-век с детства стремится к самоутверждению. Лучший способ сделать это - че-рез художественное творчество.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Закон Российской Федераций «Об образовании». Учительская га-зета. 1992,- 28.
2. Ананьев Б.Т. Человек как предмет познания. М., Наука, 1977.
3. Андреев A.JI. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980,- 255с.
4. Андреев А.Л. Художественное мышление как категория эстетики.-Художник, 1981, № 1, с. 42-43, 54-55.
5. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. История России. Учебник для 8 кл. 1682 1861. М.: ТЕРРА, 1996.
6. Арутюнян Ю.В., Дробишева Л.М. Многообразие культурной жизни народов СССР.- М.,1987.
7. Апраксина О.А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. -224с,
8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. ( Пер. с англ.). М.: Прогресс, 1979. - 392с.
9. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагоги-ка, 1977. - 254 с..
10. Бабанский Ю.К, Некоторые методологические проблемы ком-плексного подхода к воспитанию,- Советская педагогика, 1980, № 8,с. 17-22.
11. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к вос-питанию школьников. М.: Педагогика, 1980. -80с.
12. Балян А.А. Теория эстетического воспитания.- Ереван.:1980 252с.
13. Беспялько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Пе-дагогика, 1989.
14. Бечак Б.А. Воспитание искусством. М.: Просвещение,1981 -94с.
15. Богданова О.С. Комплексный подход как условие совершенство-вания процесса воспитания школьников. М.: Молодая гвардия, 1980.
16. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М.: Искусство, 1956. - 292с.
17. Венгер Л.А. Восприятие и обучение.- М.: Просвещение, 1969.-365с.
18. Вибер Ж. Живопись и ее средства. (Пер. с фран.). М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. - 232с.
19. Волков Н.Н. Восприятие картины: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1976. 32 с.
20. Волкова Е.В. Произведения искусства в мире художественной культуры. М., 1988.
21. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.- М,- Изд-во АПН РСФСР, 1960. 500с.
22. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М.: 1990.
23. Демин М.В. Проблемы теории личности. М.: Изд -во МГУ, 1977. - 240с.
24. Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания. М.: Искус-ство, 1956,- 208с.
25. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. - 314 с.
26. Дмитриенко Ф.Н. Особенности восприятия живописи учащимися У -У1 классов (требования к отбору произведений): Автореф. Дисс.канд. пед.наук. М., 1971. - 24с.
27. Ефремова Н.Г. Теоретические основы и методика преподавания интегрированного курса культуры и искусства России в системе историче-ского образования учащихся старших классов. Автореф. Дисс. канд. пед. наук. М., 1994. - 21с.
28. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного обра-за (Исследование деятельности зрительной системы). М.: Изд- во МГУ, 1969. -106с.
29. Зотов А.И. Русское искусство с древних времен до начала XX в.-М.,1979.
30. Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России с древнейших времен до начала XVI века: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / Е.В. Пчелов, П.В. Лукин. – М., ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 240 с. – (Инновационная школа).