Фрагмент для ознакомления
2
Труд – важная составная часть воспитания подрастающего поколения. В процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому трудовое воспитание дошкольников направлено на воспитание готовности дошкольника к труду, выраженное в трудовых умениях и навыках. Подготовка детей к труду, жизненному и профессиональному самоопределению, их адаптация к существующей динамичной социально-экономической ситуации имеет в современном российском обществе статус приоритетной социально-педагогической проблемы. Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития
Основными целями детского трудового воспитания являются развитие личности ребенка и отдельных трудовых навыков. В связи с этим ФГОС ДО включает развитие умений детей: «самостоятельная постановка целей, планирование действий [1, с.6]. Задача формирования у дошкольников положительного отношения к разнообразному труду и творчеству отражена в ФГОС дошкольного образования по направлению «Социально-коммуникативное развитие».
В пункте 3. ФГОС ДО представлены требования к реализации программы дошкольного образования. Важнее всего создать необходимые условия для успешного решения задач, представленных программой, чтобы воспитать у дошкольников положительное отношение к разнообразному труду и творчеству. Только при хорошей организации ребенок получает удовольствие от работы [1, с.13].
Большое значение трудовому воспитанию придавали педагоги-классики К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлин-ский и другие и современные исследователи Р.С. Буре, Г.Н. Година, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева, А.Д.Шатова и другие.
По данным исследователей М.И. Лисинοй, С.В. Прοняевοй, Т.А. Репинοй и др. начальным этапом развития трудовых умений является период дошкольного детства. На этом этапе возрастного развития ребенок активно усваивает и реализует в процессе игры разнообразные цели, средства и способы трудовых умений, при этом совершенствую свой собственный социально-коммуникативный опыт с окружающими людьми, достигая значимые для него цели в различных видах игровой деятельности.
Связь трудолюбия с психологическими процессами и особенностями личности выявлена И.А. Арямовым, Б.М. Тепловым, Н.С. Лейтерс и др.
Трудовая деятельность непосредственно связана с жизнью взрослых больше, чем игра, поскольку трудовые действия и ситуации, в которых они выполняются, вполне реальны и приводят к получению конкретного результата [13, c.69].
Существенное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, представившие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым. В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, С.М. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие).
Интерес к трудовой деятельности связан с другими чертами личности - интерес к деятельности взрослых, взаимоотношениям детей и взрослых, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм. Сознательное выполнение своего долга – это ответственность, сотрудничество детей, взрослых и детей – коллективизм. Следовательно, трудовое воспитание отражает развитие личности в целом.
Труд – эпизодическая и второстепенная составляющая жизни детей в дошкольных учреждениях. Выбор форм и объема работы, которую могут выполнять дошкольники, ограничен. Воспитатели, учителя и родители не до конца понимают суть трудового воспитания.
Формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста целесообразно осуществлять под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки посредством игровой деятельности, в том числе посредством дидактических игр (А.К. Бондаренко, В.И. Логинова, Г.К. Селевко) [13, c. 77].
Таким образом, актуальность темы исследования определяется с нескольких сторон:
- на социальном уровне – в необходимости формирования трудовых умений и навыков у дошкольников и требованиями государственного стандарта к данной области знаний;
- на педагогическом уровне – необходимостью поиска эффективных средств, методов и форм формирования трудовых умений и навыков у дошкольников и потенциальными возможностями дидактической игры;
- на методическом уровне – необходимостью систематизации и планирования работы педагогов ДОО по формированию трудовых умений и навыков у дошкольников посредством дидактических игр.
Цель исследования – теоретические обоснование процесса формирования трудовых умений и навыков у дошкольников посредством дидактических игр.
Объект исследования: процесс формирования трудовых умений и навыков у дошкольников.
Предмет исследования: формирование трудовых умений и навыков у дошкольников посредством дидактических игр.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические аспекты формирования трудовых умений и навыков у дошкольников.
2. Выявить содержание и методику формирования трудовых умений и навыков у дошкольников.
3. Изучить дидактическую игру как средство формирования трудовых умений и навыков у дошкольников.
Методы исследования: сбор, изучение, анализ, синтез психолого-педагогической, нормативной, методической и периодической литературы, Интернет источников по вопросу исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка используемой литературы.
1. Психолого-педагогические аспекты формирования трудовых навыков и умений у дошкольников
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования трудовое воспитание является одним из важных направлений в работе дошкольных учреждений [1].
Труд сознательная, целесообразная, созидательная физическая или индивидуальная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы.
Трудолюбие – это черта характера, потребность и привычка трудиться. Чтобы воспитать трудолюбие, важно, чтобы ребенок видел и понимал смысл и результат своего труда ещё в дошкольном возрасте [10, с.61].
В процессе трудовой деятельности ребёнок приобретает умения и навыки, которые помогают ему становиться независимым от взрослого, а значит самостоятельным.
Трудовое воспитание – это процесс вовлечения детей в общественный и полезный труд с целью предоставления детям минимального производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития их творческого практического мышления, трудолюбия и сознательности [12, с. 54].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: 2013. – 27 с.
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 N 71847).
3. Андреева, Н.А. Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного труда / Н. А. Андреева // В сборнике: МИР ДЕТСТВА И ОБРАЗОВАНИЕ Сборник материалов IХ очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». 2015. – С. 61-65.
4. Борисова, З.Н. Дежурства в детском саду как средство воспитания ответственности у детей дошкольного возраста / Автореф. канд. дис. – Ленинград, 1993. – 214 с.
5. Бондаренко, Т.М. Приобщение дошкольников к труду (2-7 лет). Методическое пособие: методическое пособие / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Метода, 2014. – 195 с.
6. Буре, Р.С. Дошкольник и труд: Теория и методика трудового воспитания / Р. С. Буре. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2014. – 229 с.
7. Буре, Р.С. Организация труда детей и методика руководства / Р.С. Буре // «Дошкольное воспитание». – 2013. №4. –С. 17-25.
8. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - 2-е изд., стер. - Москва: Академия, 2005. - 173.
9. Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Мозаика-Синтез, 2009. - 68 с.
10. Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников / Т.А. Маркова. – Москва: Просвещение, 1991. – 159 с.
11. Микерина, А.С. Теоретическое обоснование проблемы формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста / А.С. Микерина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016 - № 5 - С. 77-81.
12. Сайгушева, Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду / Л.И. Сайгушева. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2013. – 276с.
13. Сергеева, Д.В. Воспитание детей в процессе трудовой деятельности / Д.В. Сергеева. – Москва: Просвещение, 2000. – 99 с.
14. Смирнова Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания / Е. О. Смирнова. - Москва: Юрайт, 2020. - 122 с.
15. Ежкова, Н.С. Теоретические основы дошкольного образования: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. С. Ежкова // ЭБС Юрайт. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 183 с. – URL: https://urait.ru/bcode/452344 (дата обращения 25.02.2024).