Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования роли малого бизнеса в экономике современной России обусловлена тем, что в последние годы наблюдается снижение количества зарегистрированных субъектов малого предпринимательства, обусловленное влиянием многочисленных факторов: тяжестью налоговой нагрузки, сложностью функционирования в кризисных условиях, давлением органов власти, снижением покупательской способности населения и его потребительской активности, вызванным кризисными явлениями в экономике.
Ситуация, сложившаяся в малом бизнесе, и обсуждение проблем, сдерживающих его развитие, нашли отражение в работах многих авторов. В них рассматриваются недостатки, которые имеют место в среде малого предпринимательства. Условия функционирования малых предприятий постоянно усложняются, возникают препятствия для активизации их деятельности во всех сферах экономики. Государство должно находить новые пути повышения активности малого бизнеса, исходя из его объективных преимуществ. В связи с этим изучение проблем функционирования малых предприятий является важным научным заданием, которое имеет как теоретико-методологическое, так и практическое значение. Его решение позволит повысить качество решений и обоснования мероприятий государственной политики относительно развития малого бизнеса.
Цель исследования – анализ форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса в Российской Федерации.
Для достижения цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы государственной поддержки малого бизнеса;
- отразить состояние малого предпринимательства в России;
- представить проблемы и направления развития форм государственной поддержки малого предпринимательства в России.
Объектом работы является малый бизнес в России.
Предмет работы – особенности финансовой поддержки малого бизнеса в стране.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, а именно: А.А. Абрамова, Г.И. Болкина, А.П. Гарнов, А.Д. Буриков и др.; «Государственная политика и управление», таких авторов как: В.М. Васильева, Е.А. Колеснева, И.А. Иншаков и др.; «Менеджмент в сфере малого бизнеса», таких авторов как: М.М. Максимцов, В.Я. Горфинкель и др.; «Основы государственного и муниципального управления, таких авторов как: Г.А. Меньшикова, Н.А. Пруель и др.
Кроме того, используются материалы специализированной периодической печати, а также данные Федеральной службы статистики РФ и Министерства экономического развития РФ.
Методологическую основу исследования составляют диалектический метод, сравнительный, практический, аналитический, статистический, дедуктивный, графический и другие методы анализа.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании теоретических положений и проблем организации малого бизнеса, особенно в период санкций.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендации по формированию благоприятных условий развития малого бизнеса в России.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, списка использованных источников.
1. Теоретические основы государственной поддержки малого бизнеса
1.1. Понятие и критерии малого бизнеса
Как известно, любой крупный и средний бизнес всегда начинается с малого бизнеса. Наиболее часто в обиходе используется понятие «малый бизнес» или «малое предпринимательство». Согласно трактовке, данной О.Ю. Акимовым, малое предпринимательство – это разновидность предпринимательской деятельности, осуществляемой субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия [7, с. 10].
Гражданкина Е.В. в своих работах отмечает: развитие малого бизнеса - основная движущая сила экономики, а значит и источник материальных и духовных благ. Малый бизнес создает рабочие места, вводит инновации и производит настолько много, что он играет ключевую роль в развитии экономики [13, с. 20].
В настоящее время в российском законодательстве определены понятия «малое предприятие» и «субъект малого предпринимательства». Данные термины нашли законодательное закрепление в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» - субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям [3].
Опираясь на исследования Р.А. Борзенкова, О.Ю. Акимова [7, с. 12], в основе которых лежит вышеупомянутый федеральный закон, под малым предприятием следует понимать - хозяйствующий субъект, в котором работает не более 100 человек, предельная годовая выручка которого не превышает 800 млн. руб., а доля собственников (юридических лиц, которые сами по себе не являются малыми предприятиями) составляет не более 25%.
Таким образом, в настоящее время данный федеральный закон является основным правовым документом, регламентирующим правоотношения в России между юридическими, физическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства [8, с. 62].
По существу, малый бизнес – это предпринимательство на основе создания малых предприятий. В совокупности они образуют самостоятельный сектор экономики, который охватывает разные отрасли. Четкая идентификация малых предприятий важна с точки зрения государства для рациональной и адресной реализации мероприятий поддержки. В научных исследованиях количественные критерии малых предприятий не так важны, большую значимость имеют сущностные характеристики, отличия от большого бизнеса [40, с. 28].
Малый бизнес отличает не только размер форм ведения хозяйства. Он, как отмечает Г.Н. Франовская, являет собой самостоятельный субъект рыночной экономики, социальный экономический институт, которому свойственная специфика национальных традиций и норм поведения, психологического уклада индивидуумов, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, повышенную степень риска, инновационности, инициативности [39]. Критерии выделения малых предприятий устанавливаются формально и субъективно, в рамках государственной политики не релевантный учитываются его сущностные особенности. Такие особенности важны, потому что чаще всего именно через них и возникают малые предприятия, когда преимущество именно такой формы ведения хозяйства является очевидным. В связи с этим преимущества малого бизнеса следует определять как экзистенциальную характеристику и основу для его развития. Такие преимущества следует рассматривать, во-первых, с учетом сферы деятельности малых предприятий, которая достаточно широкая, охватывает сферу производства и сферу услуг, и, во-вторых, оценивая недостатки и слабые места малых форм ведения хозяйства, которые порождают объективные ограничения и вынуждают более полно использовать естественные преимущества.
Малый и большой бизнес имеют принципиальные отличия не только по форме, но и по содержанию. Их главное отличие заключается в масштабе деятельности: для того, чтобы производить большой объем продукции нужны соответствующие размеры предприятия. Это определяет и цель деятельности, и программу действий больших предприятий. Отсюда появляется и второе отличие - сложность организации, то есть формы целевого объединения ресурсов, которое определяет характер строения (структуры), управления и основания. Большой бизнес возникает на основе концентрации капитала (объединение индивидуальных капиталов), корпоратизации, включая образование сложной иерархической структуры. Система управления большими предприятиями построена на принципах бюрократии и специализации. В малом бизнесе все прямо противоположно. Малые предприятия, чаще всего, создаются единолично (находятся в собственности одного лица или членов одного семейства). Возможное образование таких предприятий путем объединения индивидуальных капиталов, но количество вкладчиков (даже при одинаковой с большими предприятиями организационно-правовой форме) на порядок меньше. Следовательно, и механизм функционирования таких бизнес-структур будет другим. Во всяком случае предприятие управляется индивидуально или (значительно реже) несколькими лицами. Владелец и руководитель - это один человек, который осуществляет деятельность на свой риск и рискует своим капиталом. К тому же он часто сочетает управленческие функции с другой работой на этом же предприятии [30, с. 64].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142.
3. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144.
4. Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977.
5. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432.
6. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/f3fa9da4fab9fba49fc9e0d938761ccffdd288bd.
7. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: Эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития / О.Ю. Акимов. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 193 с.
8. Андреева И. О критериях выделения малого и среднего бизнеса / И.О. Андреева // Общество и экономика. – 2018. – № 7. – C. 62-79.
9. Бексултанова А.И. Государственные программы поддержки малого бизнеса / А.И. Бексултанова // International Scientific Review. – 2018. – № 4 (35). – С. 52-55.
10. Васильева В.М. Государственная политика и управление: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В.М. Васильева. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 441 с.
11. Горбач О. В. Отдельные вопросы правового регулирования статуса субъектов малого и среднего предпринимательства в России / О. В. Горбач // Сибирский юридический вестник. – 2023. – № 2(101). – С. 35-40.
12. Горшкова Н.В. Особенности региональной экономической политики поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации / Н.В. Горшкова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2022. – № 2 (39). – С. 20-24.
13. Гражданкина Е.В. Экономика малого предприятия / Е.В. Гражданкина. – М.: ГроссМедиа, 2018. – 96 с.
14. Жураковский А.С. Основы регулирования малого предпринимательства в России / А.С. Жураковский // Вестник ТГУ. – 2019. – №2. – С. 157-160.
15. Зарубина Ю. В. Проблемы адаптации субъектов малого и среднего предпринимательства к новым экономическим условиям в 2022 году / Ю. В. Зарубина // Современные технологии и научно-технический прогресс. – 2023. – № 10. – С. 315-316.
16. Зобков Н. А. Принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства / Н. А. Зобков // Научный аспект. – 2023. – Т. 9, № 5. – С. 1070-1080.
17. Зозуля Ю. С. Тенденции развития малого и среднего бизнеса в России / Ю. С. Зозуля // Развитие общества и науки в современных условиях : сборник статей Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 20 марта 2023 года. – г. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2023. – С. 31-37.
18. Зухрабов Д. М. Государственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства в 2023 году: правовой аспект / Д. М. Зухрабов // Образование и право. – 2023. – № 6. – С. 116-122.
19. Кабанова К. Г. Государственная поддержка как фактор развития внешнеэкономической деятельности малого и среднего бизнеса / К. Г. Кабанова, А. Ю. Карпунин // Научное пространство современной молодёжи: приоритетные задачи и инновационные решения : Сборник статей участников IV Всероссийской молодежной научно-практической конференции, Челябинск, 05–06 апреля 2023 года. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2023. – С. 103-105.
20. Каджаметова Т. Н. Совершенствование механизма государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в региональной экономической системе / Т. Н. Каджаметова, А. Р. Ахтемова // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2023. – № 1(79). – С. 106-110.
21. Капустин Д. Л. Проблемы инвестиционного консалтинга для субъектов малого и среднего предпринимательства / Д. Л. Капустин // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. – 2023. – № 4. – С. 205-209.
22. Кошелева Т.Н. Сущность и значение малого предпринимательства / Т.Н. Кошелева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-znachenie-malogo-predprinimatelstva.
23. Крисанова В. В. Проблемы развития субъектов малого предпринимательства в современной России / В. В. Крисанова // Актуальные проблемы права : Материалы международной научно-практической конференции, посвященной дню Конституции Российской Федерации, Липецк, 16 декабря 2022 года. – Липецк: Липецкий государственный технический университет, 2023. – С. 97-101.
24. Курнова А. А. Правовой статус субъектов малого и среднего предпринимательства / А. А. Курнова // Студенческий. – 2023. – № 17-6(229). – С. 25-28.
25. Мельников И. В. Развитие малого предпринимательства в системе социально-экономического развития субъекта РФ / И. В. Мельников, Ю. И. Валова // Экономические исследования и разработки. – 2023. – № 2. – С. 100-109.
26. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru
27. Новиков А. В. Анализ программ лояльности для малого и среднего предпринимательства / А. В. Новиков, М. С. Туманов // Сборник статей III Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 01 июня 2023 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2023. – С. 109-116.
28. Ноева Е. Е. Кредитование малого и среднего бизнеса в РФ: проблемы и перспективы развития / Е. Е. Ноева // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023. – № 10-2(104). – С. 91-95.
29. Оболенский Е. С. Состояние и возможности малого и среднего предпринимательства в России / Е. С. Оболенский // Актуальные вопросы современной экономики. – 2023. – № 5. – С. 272-280.
30. Предпринимательство России: очерки прошлого, настоящего, будущего: монография / В.М. Юрьев, И.В. Грошев, В.Д. Мамонтов, В.В. Смагина. – Тамбов, 2019. – 355 с.
31. Семыкин В.В. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью / В.В. Семыкин // Научный альманах. – 2019. – № 8 (10). – С. 1299-1301.
32. Скрынникова К.Ю. Состояние, проблемы и государственная поддержка малого предпринимательства в России / К.Ю. Скрынникова // Аудиторские ведомости. – 2020. – № 4. – С. 124-132.
33. Смирнов А. В. Поддержка малого и среднего бизнеса в условиях современной экономической ситуации / А. В. Смирнов, М. Е. Лебедева // Сборник материалов XXII Международной научно-практической конференции «Смирновские чтения – 2023», Санкт-Петербург, 22–24 марта 2023 года / Международный банковский институт имени Анатолия Собчака. Том Часть 1. – Санкт-Петербург: Международный банковский институт имени Анатолия Собчака, 2023. – С. 246-250.
34. Султонов Б. И. Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в РФ в новых условиях / Б. И. Султонов // Актуальные проблемы современной экономики: новая нормальность : XVII Всероссийская научная конференция молодых исследователей с международным участием, Санкт-Петербург, 13–14 апреля 2023 года / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Институт экономики и управления. – Санкт-Петербург: ООО «НИЦ АРТ», 2023. – С. 361.
35. Сюпова М.С. Особенности современной системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России / М.С. Сюпова // Ученые заметки ТОГУ. – 2018. – Т. 8. – № 1. – С. 382-386.
36. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru.
37. Филиппова М. С. Государственная регистрация субъектов малого и среднего предпринимательства / М. С. Филиппова // Молодой ученый. – 2023. – № 23(470). – С. 396-398.
38. Финк Т. А. Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития / Т.А. Финк // Молодой ученый. – 2019. – №4. – С. 177-181.
39. Франовская Г.Н. Малый бизнес / Г.Н. Франовская [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://htbiblio.yolasite.com/resources/B_Franovskaia.pdf.
40. Шишин С.В. Малое предпринимательство: сущность, место и роль в национальной экономике / С.В. Шишин. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2019. – 351 с.