Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В мире нет ничего более ценно-го, чем сам человек. Но что нужно каждому, чтобы проявить себя как лич-ность? Какие моральные качества характеризуют человека в новом обще-стве? Как формируется духовно богатый, душевно щедрый, творческий, активный человек, способный принимать самостоятельные моральные ре-шения в сложных жизненных ситуациях и нести ответственность за свои поступки?
Человек никогда не был равнодушен к вопросу о сущности своего предназначения. Поиск истины, оправдывающей смысл жизни, вел челове-ка к открытиям, к героическим поступкам. Вы всегда задавались вопро-сом, что является самым важным в жизни? Главное может быть в оттенках, у каждого они свои, неповторимые. Но все же главное должно быть для каждого человека. Жизнь не должна распадаться на мелочи, растворяться в повседневных заботах. И еще одна существенная вещь: главное, каким бы индивидуальным оно ни было для каждого человека, должно быть добрым и осмысленным. Человек должен уметь не только подниматься, но и подниматься над собой, над своими личными повседневными заботами и размышлять о смысле своей жизни, оглядываясь назад в прошлое и загля-дывая в будущее. Если ты живешь только для себя, с небольшими забота-ми о собственном благополучии, то от того, чем ты жил, не останется и следа. Если ты живешь для других, другие сохранят то, чему они служили, и то, чему они отдали свою силу. Изучение исторических личностей на уроках истории развивает в подрастающем поколении ценностные ориен-тации, формирует понимание весомости тех или иных поступков героев ис-тории.
Еще древние заметили, что иногда важно остановиться на мгновение, оглянуться на прошлое. Тогда настоящее становится более осмысленным, ясным. Человек смотрит в прошлое, как в зеркало, он видит там судьбы других людей, но соотносит их со своей судьбой, с тем, что происходит вокруг него.
Воспитание гражданина правового государства, способного участ-вовать в решении важнейших проблем страны, брать на себя ответствен-ность за ее судьбу, начинается в школе и является одной из задач школь-ного исторического образования.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать получен-ные данные.
Проблема исследования - выявить условия изучения исторических личностей в обучении истории как средство формирования ценностных ориентаций.
Объектом исследования является процесс изучения исторических личностей в обучении истории как средство формирования ценностных ориентаций.
Предметом исследования являются основы и принципы изучения исторических личностей в обучении истории как средство формирования ценностных ориентаций.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление эффективных условий для изучения исторических лично-стей в обучении истории как средство формирования ценностных ориента-ций.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятие «историческая личность»;
- изучить важность изучения феномена личности в истории;
- детально проанализировать особенности формирования ценност-ных ориентаций на уроках истории;
- разработать урок (техническую карту) на тему «Начало правления Петра I» как средства формирования ценностных ориентаций;
- проанализировать урок на тему «Начало правления Петра I;
- изучить историческую личность: современную методику изучения с целью формирования ценностных ориентаций.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по истории и преподаванию, статистика и ин-тернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ
ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ИСТО-РИИ
1.1 Понятие «Историческая личность»
Термин «личность» в контексте истории описывает человека, его ин-дивидуальность, характер, действия и достижения. Личности играют важ-ную роль в формировании исторических событий и развитии общества. Это могут быть политические лидеры, великие генералы, философы, уче-ные, художники или просто обычные люди, чьи действия имеют значение и влияют на историю.
Исторические личности часто становятся символами эпохи или дви-жения. Они воплощают идеи, ценности и амбиции своего времени. Такие личности, как Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт, Мартин Лютер Кинг-младший, Махатма Ганди или Мария Кюри, стали историческими икона-ми, и их вклад в формирование современного мира трудно переоценить [12].
Важность личностей в истории заключается в их способности вдох-новлять и мотивировать других. Их достижения и поступки становятся об-разцами для подражания, их идеи задают новые направления развития общества. Личности могут вызывать эмоции и увлечения, а также способ-ствовать дальнейшему развитию исторических событий.
Изучение личностей в истории позволяет нам лучше понять не толь-ко исторические события и их последствия, но и природу человека в це-лом. Мы можем узнать о силе воли людей, их размерах или слабостях, их способностях и ограничениях. Этот тип исследований дает нам возмож-ность сделать выводы о самих себе и найти вдохновение для личного и значимого роста.
В заключение, личность является ключевым элементом истории. Они формируют и изменяют события, влияют на развитие общества и мотиви-руют других. Изучение личностей в истории позволяет нам узнать о при-роде человека, черпать вдохновение в нашем прошлом и брать на себя от-ветственность за будущее.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекосознания / Б.Г. Ананьев.- Спб.: 2001. - 272 с.- (Серия «Мастера психологии»). - ISBN 5-272-00289-X.
2. Ананьев, Б.Г. Познавательная потребность и интересы / Б.Г.Ананьев //Ученые записки ЛГУ: Филос.науки. - Вып. 16. - № 265. - с. 41-46 .
3. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребно-сти к самообразованию/ В.Б. Бондаревский. - М.: 1985. - с.13-25
4. Введение в политологию. Книга для учащихся старших классов / Под ред. Гаджиева К.С. М.. 1993.
5. Водзинский, Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подрост-ков/ Д.И. Водзинский. - М.: Просвещение, 1963. - 125с.
6. Додонов, Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности / Б.И. Додонов. - М.: Просвещение, 1994. - 234 с.
7. Захарова Е. Н. Человек и общество. Дидактический материал. Ч. IV. М., 1993.
8. Изотов И.В. Мультимедийные средства обучения и их возмож-ности в подготовке учащихся общеобразовательных школ. // Интеграция образования. — 2008. -№ 3. -112 С.
9. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Кова-лев; отв.ред. А.А. Бодалев. - М.: Наука, 1988. - 191 с.
10. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий: учеб.пособие. - М.:ТЦ «Сфера» : «Юрайт-М», 2001. - 464 с.
11. Кулакова, Н.И. Игровые ситуации и опорные конспекты на уроках истории/ Н.И Кулакова // Преподавание истории в школе. - 1999. - №8 - с. 40-45.
12. Лебедев, О.Е. Формирование потребности в знаниях у учащих-ся/ О.Е. Лебедев. - М.: Просвещение, 1973. - с.171.
13. Лукина М. М. Средства массовой информации в пространстве Интернета. - М.: 2005. - 17С.
14. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте/ А.К. Маркова.- М.: Просвещение, 1983. - с. 96.
15. Матюхина, М.В. Изучение и формирование мотивации учения у школьников: учеб. пособие. Волгоград :Изд-во ВГПИ им. А.С. Серафи-мовича, 1983.-195 с.
16. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе/ Н.Г. Мо-розова.- М.:1979.-120 с.
17. Озерский, И.З. Начинающему учителю истории: Из опыта ра-боты. - М., Просвещение, 1989.
18. Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности/ Ю.М. Орлов. - М.: Просвещение, 1991. - 52 с.
19. Пальянов, Н.П. Рациональное сочетание методов развития дея-тельности школьников / Н.П. Пальянов. Томск: 1979. - 156 с.
20. Платонов, К.К. Структура и развитие личности/ К.К. Плато-нов/ отв. ред. А.Д. Глоточкин. - М.: Наука. 1986. - 256 с.
21. Савина. Ф.К. Формирование познавательных интересов уча-щихся в условиях реформы школы /Ф.К. Савина. - Волгоград, 1989. - 67 с.
22. Скороходова, Н.Ю. Мотивация к учению: как управлять ее развитием /Н.Ю. Скороходова // Народное образование. 2006. - №4. - с.193-203
23. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под. ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -576 с.
24. Степанищев А. Т. Методический справочник учителя исто-рии. — М.: Владос, 1998. — 85С.
25. Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Ч. 1. - с. 304.
26. Ушакова, М.А. Интересы школьников в учебно-познавательной деятельности/ М.А. Ушакова// Ценностные ориентации и интересы школь-ников: сб. науч.тр. /под ред. Т.Н. Мальковской.- М.: Изд-во АПН СССР,1983. с. 52-62.
27. Худик, В.А. Психологическое изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте / В.А. Худик. - М.: Просвещение, 1992. - 151 с.
28. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе/Г.И. Щукина. М.: 1979. - 169 с.